Источники по истории царского и республиканского времени. (Раннерабовладельческое общество. Расцвет рабовладельческих отношений в Италии.)

 

 Памятники материальной культуры имеют первостепенное значение для изучения древнейшей эпохи. Благодаря находкам орудий труда, оружия, посуды и наскальных изображений археологи доказали, что человек обитал в Италии в эпоху палеолита и неолита. Многочисленные погребения с заупокойными приношениями, самый тип захоронений (кремация или ингумация), следы свайных построек и хижин выявили типы культур бронзового и раннего железного века, принадлежащих различным племенам и народам. На юге Италии и на островах много следов греческих селений микенского времени и периода великой греческой колонизации. К концу VIII—VII вв. до н.э. относятся остатки поселений и святилищ карфагенян на острове Сардиния, что свидетельствует об их колонизационном движении. Большой материал, характеризующий этрусскую культуру и быт, обнаружен в Тоскане, Лации и Кампании, на Паданской равнине преимущественно в некрополях. Погребальные камеры дают представление о планировке и убранстве жилищ, об оружии, утвари и ювелирных украшениях. Стены гробниц расписаны сценами пиров, охоты, спортивных состязаний, изображениями божеств, зачастую сопровождающимися надписями. Тарквинии знамениты погребальными склепами с красочной росписью. Близ современного Марцаботто в Северной Италии был открыт план города VB. до н. э. Он представлял собой прямоугольник, состоящий из пересечения параллельных мощеных улиц, образующих регулярные кварталы. Благодаря аэрофотосъемке был найден упоминавшийся античными авторами город — порт Спина на Адриатике, отдаленный ныне на десятки километров от моря наносами реки По. Город процветал между VI — IV вв. до н. э. Его культура и население носили греко-этрусский характер. Через Спину осуществлялся ввоз аттической керамики, огромное количество которой указывает на развитие торговли и датирует ее расцвет. Невдалеке от Рима в этрусском городе Пирги были открыты остатки святилищ VB. ДО я. э. Одно из сооружений представляет собой храм, в тайнике которого найдены золотые пластинки с этрусскими и финикийскими

 надписями, содержащими посвящение этрус-ско-карфагенской богине Уни-Астарте. В последние годы близ Аквы Россы были впервые обнаружены остатки этрусских жилых домов.

Особое значение имеют археологические памятники самого Рима. По фрагментам керамики можно судить о поселениях, относящихся к апеннинской культуре бронзового века. На Палатине, Эсквилине и других холмах, а также на форуме обнаружено множество могил, а на Палатине — и следы хижин начала I тысячелетия до н. э. с бедным инвентарем. От VII в. до н. э. сохранились первое мощение форума и система водостоков; от VI в. — фундаменты храмов, в том числе на Капитолии, терракотовые фрагменты их украшений, бронзовая скульптура волчицы, вскармливающей близнецов, а также нижний слой оборонительной городской стены, построенной Сервием Туллием (верхний принадлежит IV в. до н. э.). Все это — свидетельства этрусского ' владычества. Одним из древнейших строений форума бьш круглый храм Весты, много раз отстраивавшийся в прежнем виде, а по соседству — дом, где жили жрицы-весталки, некогда двухэтажный. Сохранились остов архивохранилища на кромке Капитолия, а под ним руины храма Согласия в северном секторе форума и место для проведения народных собраний — комиций с трибуной для ораторов, Аппиев водопровод — памятники республиканского времени. Последним комплексом, материально воплощающим конец этого периода, явился форум Цезаря.

Богатейший материал, характеризующий строительную технику, архитектуру, искусство и быт, экономику и военную политику эпохи Республики, находится в разных местах Италии. Это города и поселки с памятниками дорийского и римского времени с прилегающими к ним, выявленными благодаря аэрофотосъемке следами земельных участков, дороги (Аппиева, Фламиниева и др.), которыми пользуются и теперь, межевые_ и милевые камни, мосты и акведуки (водопроводы). Важны и находки денег как показателя экономического развития. Надписи и изображения на монетах содержат указания на политические программы. Нумизматические данные помогают также датировать события. Исключительное значение имели раскопки римского порта Остии. Они вскрыли план и руины большого города, существовавшего с Г/ в. до н. э.

Эпиграфические памятники. Памятники материальной культуры зачастую сопровождаются надписями. Самыми ранними в Италии являются греческие надписи с островка ^Искья. Связный стихотворный текст на сосуде относится к VIII в. до н. э. Начиная с VII в. до н. з. в Тосканской, Паданской Этрурии, в Лации и Кампании появляются этрусские надписи. Ранний памятник умбрской письменности — это так называемые Игувинские таблицы, содержащие ритуальные установления жреческой коллегии. На территории Рима наиболее древняя надпись представлена частью какого-то этрусского слова или имени на керамическом осколке VII в. до н. э. Древнейшей латинской надписью является римская надпись с форума на каменной плите, находившейся в месте, которое предположительно называют могилой Ромула. Рядом с плитой обнаружены предметы VII—VI вв. до н.э., ученые соответственно датируют и надпись. Поскольку плита и вотивы покоились на черном мраморном столбе, надпись называется надписью Черного камня. Другой сохранившийся ранний текст — надпись греческими буквами на золотой застежке, найденной в могиле VI в. до н. э. в городе Пренесте в Лации. Ранние надписи подтверждают свидетельства античных писателей о значении греческого и этрусского влияния и говорят о развитии религии и культуры в древнейшей Италии.

 

Больше информации содержат элогии, т. е. надгробные надписи из семейных и родовых усыпальниц, воздвигавшихся в римском предместье по АппиевоЙ дороге. Это прежде всего надписи на саркофагах с восхвалением умерших. В них содержатся данные о почетных должностях, строительной деятельности, внешней политике, религиозных и этических воззрениях римлян.

Большую ценность представляют собой римские государственные акты II—I вв. до н. э. От 187 г. до н. э. дошло постановление сената о запрещении Вакханалий, от 45 г. до н. э. — так называемая Гераклейская таблица с законом Юлия Цезаря, регулирующим устройство городов, получивших статут самоуправляющихся муниципиев. Ряд надписей характеризует состояние аграрных отношений. Это 1) судебное решение арбитров Мину-циев в споре о земле; 2) закон 111 г. до н. э,, отменявший неотчуждаемость земель, полученных по реформам Гракхов. От I в. до н. э. дошли многочисленные посвятительные надписи богам от имени торгозых и ремесленных коллегий, в числе которых были плебеи, вольноотпущенники и рабы. Эти надписи освещают экономику и социальную структуру римской Италии. Значение эпиграфических источников определяется их документальным характером.

Язык и письменность также являются историческими источниками, позволяющими датировать тексты и устанавливать по появлению греческих, иллирийских, этрусских слов и имен культурные влияния на Рим.

Однако особое значение имеют письменные источники. Прежде всего это сочинения античных писателей разных жанров. В совокупности они составляют античную традицию. До наших дней сохранились сравнительно поздние тексты, не ранее KI в. до н. э. Но в рассказах о древнейшем периоде их авторы основываются на утраченных для нас, но содержавших важные сведения материалах. Что же представляет собой эта часть исторической традиции? В основе ее лежат: 1) официальные записи, касающиеся жизни всей римской общины, 2) устное народное творчество, родовые и семейные предания, передававшиеся из поколения в поколение, 3) отклики греков на события в дальней Гесперии (Вечерней, Западной стране), как они называли Италию.

К официальным актам относятся царские, большая часть которых признается современной наукой достоверными, первые договоры Рима с другими общинами и государствами — с латинскими городами и Карфагеном, историчность которых также не оспаривается, и записи, ведшиеся жреческими коллегиями. Главное место среди них занимала коллегия понтификов, учрежденная вторым царем Нумой. Понтифики возглавляли всю религиозную жизнь, поэтому они ведали фастами5 религиозным календарем, определяя дни, угодные божествам (dies fasti) - и неугодные им (dies nefasti), когда запрещалось вести частные и общественные дела.

Вероятно, уже в царскую эпоху глава коллегии, великий понтифик, наряду с фастами стал записывать выдающиеся события года — затмения светил, войны, празднества. Это положило начало летописанию, которое развилось уже в республиканскую эпоху. С началом Республики год стали определять по правлению высших должностных лиц — консулов. Тогда понтифики начали составлять их списки, а затем и списки других магистратов. Погодные списки консулов называются консульскими фастами. На их основе выросла запись консульских триумфов, которая именуется триумфальными фастами. Консульские и триумфальные фасты были собраны и опубликованы в начале нашей эры. На основе фаст сложилась официальная летопись — понтификальные анналы (от латинского annus — год). Около 130 г. До н. э. они были опубликованы главой колле-\гии, великим понтификом П. Муцием Сцево-лойв восьмидесяти книгах, которые получили название «Великие анналы», (Annatos maximi). В XIX в. фасты удалось почти полностью восстановить. В древнейшей части они фальсифицированы теми представителями римской знати, которые не могли похвастаться истинной древностью своего рода, но стремились доказать ее с помощью «исправления» документов. Это должно было отразиться и на анналах, которые не сохранились. Дошли до нас лишь незначительные фрагменты гимна жрецов-пахарей, Арвальских братьев и песни жрецов-салиев, которые сопровождались воинственным танцем.

Самые ранние представления греков о жителях Италии можно найти в «Одиссее» Гомера. Гесиод первым упоминает героя римской истории Латина. Первое греческое упоминание Рима принадлежит Гелланику Лесбосскому. Наиболее осведомленными о Риме из ранних греческих авторов были сицилийские историки, список которых открывается Антиохом Сиракузским (конец V в. до н. э.). Их сочинения не дошли до нашего времени, но составили фундамент ранней римской литературы III—II вв. до н. э.

Сначала римское прошлое воспевалось поэтами. Кампанский уроженец Гней Невий (III в. до н. э.), участник 1-й Пунической войны, посвятил ей поэму, упомянув в ней о древнейшей истории Рима. Его младший современник Энний сочинил поэму «Анналы», охватывающую время от возникновения Рима до его времени. В III же веке до н. э. в условиях внешних успехов Рима и в связи с распространением греческой культуры в среде образованных римлян возникла прозаическая анналистическая литература. Первым анналистом был Кв. Фабий Пиктор, писавший по-гречески. Но уже следовавший за ним М. Порций Катон Старший (234—149) стал писать по латыни. В его «Началах» («Origines») история основания Рима излагается в связи с историей других племен и народностей Италии. Анналисты III в. до н. э. именуются старшими.

В отличие от них анналисты, писавшие в конце II — в первой половине I в. до н. э., называются младшими. К сухому, в целом достоверному' изложению истории, которое они нашли у своих предшественников, младшие анналисты многое прибавили, а главное, внесли в изображение древности идеи, волновавшие современную им эпоху. Для всей анналистической литературы характерна патриотическая тенденция, унаследованная дальнейшей римской историографией.

Произведения обоих поколений анналистов почти полностью утрачены. Но ими пользовались те античные авторы, сочинения которых сохранились. Прежде всего это историческая литература. История доимператорского Рима нашла место среди античных трудов по всемирной истории. Выдающимся историком был Полибий (201—120 гг. до н. э.), греческий аристократ, проживший 16 лет в качестве заложника в Риме. Его «Всеобщая история» в 40 книгах на греческом языке охватила период с 264 по 146 г. до н. э., т. е. период трех Пунических войн, когда Рим превратился в великую средиземноморскую державу. В основе римских успехов он видит разумное сочетание в римском государственном устройстве начал монархии, аристократии и демократии. Основное внимание Полибий уделяет политической истории.

Как бы продолжателем его был грек Посидоний (конец II — первая половина I в. до н. э.), отрицательно относившийся к римскому господству в завоеванных странах. Он описал в труде «История» Рим во взаимоотношениях главным образом с эллинистическими городами. Его труд не сохранился. Но он был учтен другими античными авторами. Среди них грек Диодор Сицилийский (90—21 гг. до н. э.), написавший всеобщую историю в 40 книгах под названием «Историческая библиотека». Сохранившиеся части труда охватывают историю Рима V— IV вв., а также конца II—начала I в. до н. э. Особое значение имеют его сообщения о сословной борьбе в Риме и о восстаниях рабов в Сицилии и Италии под руководством Спартака.

Собственно римской истории посвятила свои труды целая плеяда писателей. Наиболее популярным в древности был труд Тита Ливия из Падуи (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.). Он называется «История Рима от основания города» и состоит из 142 книг, из которых в основном дошла часть от царского периода до 168 г. до н. э. Остальное сохранилось в кратких извлечениях. Это самый полный античный свод по римской истории, изложенный увлекательно, с ярко выраженной патриотической тенденцией и восхвалением Республики. Раньше ученые считали Ливия лишь ритором, развлекавшим читателей мифологическими выдумками о древнейшем Риме. Но новейшие достижения археологии и этру-скологии заставляют историков пересмотреть оценку Ливия и признать, что в нравоучительном повествовании Ливия заключено ядро подлинной истории. Внимание Ливия сосредоточено на внутренней и внешней политике. У него множество подробностей, касающихся религиозной жизни Рима.

Историю от основания Рима до 30 г. н. э. написалв двух книгах в I в. н. э. Веллей Патер-кул. В ней Рим изображается как центр всемирной истории. В отличие от истории Ливия труд Веллея пронизан монархической идеей. Очень подробно рассмотрена ранняя этническая, социальная, политическая и культурная история Ладия в труде проримски настроенного ритора Дионисия Галикярнас-ского, жившего в Риме в последней трети I в. до н. э. Его «Римские древности» включали 20 книг, из которых полностью сохранились 9, где излагаются события до 442 г. до н. э. Ценность труда заключается в том, что в нем детально зафиксирована греческая традиция, в главных своих чертах подтвержденная новыми археологическими и языковыми данными.

Огромный труд в 80 книгах представляет собой написанная по-гречески «Римская история» Диона Кассия Кокцейяна (ок. 155—235 гг.). Он восхвалял Римскую республику и одновременно императора, правящего в согласии с сенатом. В наилучшей сохранности дошли до нас книги, содержащие историю с 60-х годов I в. до н. э. и до падения Республики. В них подробно освещены перипетии гражданских войн.

Кроме этих сочинений, излагавших полную историю Рима в хронологическом порядке, были созданы труды, построенные в систематическом плане. Александрийский грек Аппи-ан (умерв 70-х годах II в. н. э.) был убежден-, ным поборником римского владычества и монархии. Им написана «Римская история» в 24 книгах. Материал в НИХ расположен по территориально-этническому принципу. Кэшги так и называются: «Римская», «Самнитская», «Сицилийская» и т. д. Исключительное значение для воссоздания внутренней истории Республики имеет книга «Гражданские войны». Изложение строго фактическое. К. Маркс выделил Аппиана как историка, который вскрывал «материальную подкладку» гражданских войн, заключавшуюся в борьбе мелкого землевладения с крупным.

Л, Анней Флор, современник Аппиана, составил труд «Эпитомы римской истории», взяв за основу историю внешних и внутренних войн римлян, начиная с царской эпохи и кончая Августом.

Краткое изложение истории Рима содержится у писателей IV в. н. э. Аврелия Виктора и Евтропия, основывавшихся на трудах своих предшественников, в первую очередь Ливия.

Особняком в римской историографии стоят труды Г. Саллюстия Криспа (86—35 гг. до и. э.), представляющие собой монографии, — «Заговор Катилины», «Югуртинская война», «История» (о событиях 70—60-х годов I в. до н. э.). Саллюстий был противником сенатской олигархии и сторонником Цезаря, которому был лично многим обязан. Его идеал — умеренно демократическая республика. Бедствие римлян состояло, по его мнению, в нравственном разложении общества.

Существенное значение для репродуцирования истории поздней Республики имеют мемуары Цезаря. Крупнейший государственный деятель и полководец Гай Юлий Цезарь (101—44 гг. до н. э.) написал «Записки о галльской войне» — важный источник не только но этнографии и социальной истории Галлии, но и по военной и провинциальной политике Рима. «Записки о гражданской войне» Цезаря — тенденциозное, но содержащее достоверный фактический материал сочинение, отличающееся, как и первое, строгим, лаконичным стилем.

Замечательный судебный и политический оратор, сторонник «обычаев предков» и сенатской Республики, противник Цезаря Марк Туллий Цицерон {106—43 гг. до н. э.) оставил огромное литературное наследство. Его письма к родным и друзьям вводят нас в круг политической и идейной борьбы того време-. ни. В его записях публичных речей встает яркая картина повседневной политической жизни Рима (например, речи против Катилины) и провинций (против Верреса). В его трактатах «О законах»,..«О государстве» множество данных о религии, государственном устройстве, праве, а также сообщения о древнейших римских порядках и событиях. Исключительная образованность Цицерона при всей его тенденциозности делает его труды важнейшим историческим источником.

Сочинения биографического характера содержат богатые сведения не только о жизни и деятельности героев, но и по истории. Беотийский грек Плутарх (46—126) создал 23 парные сравнительные биографии знаменитых греков и римлян, начиная с легендарного Ромула.

Гай Светоний Транквилл (II в. н. э.) лишь одну из 12 биографий римских правителей посвятил герою поздней Республики — Цезарю. Но и в биографиях императоров содержится важный материал по социальной и политической истории Республики.

В качестве источников имеет значение литература антикварного и энциклопедического характера. Перу П. Теренция Варрона (116—27 гг. до н. э.) принадлежат труды о «Древностях человеческих и божественных дел» (дошел до нас в отрывках), а также «О латинском языке» с объяснением ставших непонятными слов и обычаев. Ту же роль выполняют комментарии Сервия (^VB. н. э.) к сочинениям Вергилия и Аскония (I в. н. э.) к сочинениям Цицерона. Эпохе Августа принадлежит толковый словарь Веррия Флакка, известный нам по извлечению из него, составленному во II в. н. э. Фестом, и по извлечению из словаря Феста, выполненному автором VII в. н. э. Павлом Диаконом. В I в. н. э. Плинием Старшим была создана «Естественная история» включавшая также сведения по географии, этнографии и истории. От I в. н. э. происходит произведение, содержащее исторические примеры в помощь риторам. Написано оно Валерием Максимом и называется «9 книг достопамятных слов и деяний». Ко II в. относится аналогичное сочинение Авла Геллия «Аттические ночи».

Из специальной научной литературы необходимо упомянуть трактаты о сельскок: хозяйстве, принадлежащие перу Катона и Варрона. Они дают богатейший материал по.экономике, социальному строю и быту Италии II и I вв. до н. э., позволяют проследить динамику развития рабовладельческих отношений и структуры производственных единиц в италийском сельском хозяйстве.

В «Географии» понтийского грека Страбо-на (ок. 65 г. до н. э.) собраны сведения не только географического, но и экономического^ исторического и этнографического характера.

Античная традиция получила отражение в художественной литературе. В героях комедиографа III — начала II в. до н. э. Плавта, носящих греческие имена, изображены современные ему римляне. Комедии Плавта — живой источник знаний о римском быте и нравах. Тематику ранней истории Рима использовал Вергилий в «Энеиде», а гражданских войн поздней Республики — Лукан в «Фарсалии». Политическая оценка Цезаря и его окружения отражена в стихах Гая Валерия Катулла, а перипетии гражданских войн получили освещение у поэта Кв. Горация Флакка.

Ьсобую группу сохранившихся докумен-. тальных источников.составляют юридические памятники. Сведения о социальной структуре, хозяйстве, системе управления, судопроизводстве и культе начала Республики и частично царского времени содержатся в архаических законах XII таблиц. В трудах римских юристов эпохи Империи зафиксированы и объяснены многие нормы гражданской жизни, восходящие к архаическому и республиканскому периоду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: