Типы рынков транспортных услуг

В последние годы на Российском транспорте была проведена тарифная реформа в соответствии с потребностями рыночной экономики. Реформа преследовала цель обеспечить возмещение тарифами затрат и получить необходимый уровень прибыли предприятий, приблизить тарифы к возможностям потребителей транспортных услуг.

Рынок – это сфера обмена по законам товарного производства, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (предъявителей предложений, т.е. товаров или услуг).

Субъекты рыночных отношений – свободные товаропроизводители, которые согласовывают свою деятельность с потребностями рынка, определяют цены и распоряжаются своими доходами, отвечая своим состоянием.

Сегодня в транспортной сфере наряду с рынком перевозок стал развиваться рынок инфраструктурных услуг – экспедирования, перегрузки, предоставления складов, терминалов и др., что дает возможность транспортным организациям сделать процесс перевозки более независимым от грузовладельцев и получать дополнительные доходы при улучшении качества обслуживания.

Предприятие должно постоянно работать над эффективностью своей ценовой политики, изменяя ее в зависимости от типа рынка и его условий, спроса и предложений, цен и товаров (услуг) конкурентов и т.д.

Цены на рынке зависят от специфики производства и потребления транспортных услуг, т. е. типа рынка, на котором работает данный вид транспорта.

Существует четыре типа рынка:

1. Рынок свободной (чистой) конкуренции – множество продавцов и покупателей однородной продукции. В этой ситуации никто не может серьезно повлиять на рыночную цену;

2. Монопольный рынок – один потребитель назначает цену многим производителям, что заставляет последних устанавливать объем своих продаж (производств). При наличии такого рынка имеется, как правило, государственное регулирование на федеральном или местном уровне;

3. Монопольный конкурентный рынок – разновидность монопольного рынка при дифференциации товаров по различным признакам, что создает монополию на всем рынке или в его определенном сегменте;

4. Олигопольный рынок – небольшое число производителей, не дающих возможности проникновения другим производителям на данный рынок, и множество потребителей.

Различают также рынки оптовых и розничных услуг (например, грузовые перевозки – это оптовые услуги; пассажирские перевозки – это розничные услуги).

 

История развития железнодорожного транспорта.

Возникновение и развитие железнодорожного транспортаотносится к первой половине XIX в. и напрямую связано с формированием капиталистического способа производства, ростом крупной промышленности (в частности, горнодобывающей), образованием национальных и мировых рынков, потребовавших быстрой, массовой, недорогой и достаточно регулярной перевозки грузов.

Первые лежневые дороги были проложены на железоделательных заводах, шахтах и рудниках (применялись в Великобритании с XIV в.).

Первые металлические рельсы были изготовлены в Великобритании в 1767 г. Начало строительства рельсовых дорог в России относится к концу XVIII в. Чугунная рельсовая дорога в России была построена в 1788 г. инженером Ярцевым на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске, а затем – в 1808– 1810гг. на Алтае. Первый паровоз в России был построен отцом и сыном Черепановыми в 1834 г. на Нижнетагильском заводе Демидовых.

В 1803 г. Дж. и Р. Стефенсонами был построен первый паровозостроительный завод, что позволило открыть междугородную железнодорожную линию общего пользования. Железные дороги коммерческого назначения были построены во Франции (1828), США (1829), Бельгии и Германии (1835), Италии (1839), а также в Австралии, странах Азии, Африки и Южной Америки (50–е гг. XIX в.).

Первая железная дорога общего пользования в России была проложена между Санкт–Петербургом и Царским Селом в 1837 г. Перевозки осуществлялись английскими паровозами со скоростью до 60 верст/ч. В 1851г. была построена двухпутная магистраль Москва–Санкт–Петербург протяженностью 611 км.

Первые отечественные вагоны были построены в 1854 г. на Александровском заводе в Петербурге. Мощность первых паровозов была 30 – 40 кВт, а к началу XX в. она достигла 600– 1000 кВт. К этому же времени относятся первые попытки создания новых видов тяги: дизельной (тепловозной) и электрической.

Магистральные тепловозы в России были построены в 1924 г. Впервые электротяга была применена в США в 1895 г., а в России – в 1926 г. В 1929 г. открыли сообщение на электротяге между Москвой и Мытищами. Электротяга является экономически выгодной, не загрязняет окружающую среду, что особенно важно, если железная дорога проходит в тоннелях.

Применение электротяги способствовало развитию метрополитена. Так, время появления первых линий подземки в Лондоне – 1863 г., Нью–Йорке – 1868 г., Будапеште – 1896 г., Париже– 1900 г., Берлине – 1902 г.

Железные дороги со второй половины XX в. стали развиваться как межгосударственные и даже межконтинентальные. Примерами могут служить межгосударственная сеть железных дорог Европы и железные дороги России, через которые осуществляются евро–азиатские связи.

Усиление международных торговых отношений, развитие науки, экологическая ситуация и энергетические проблемы потребовали модернизации и совершенствования железнодорожного транспорта, которому нет альтернативы в дешевых массовых и экологически чистых перевозках, что особенно заметно с 80–х гг. XX в., когда удалось значительно повысить скорости на железных дорогах мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: