double arrow

Порядок оказания услуг общественного питания

Условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаково для всех потребителей, за исключением тех случаев, когда Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Феде­рации допускается предоставление льгот для отдельных категорий по­требителей.

Также исполнитель обязан оказывать услуги не выборочно, а лю­бому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услу­гу, на условиях, согласованных сторонами. Потребитель имеет право сделать предварительный заказ, который должен быть оформлен путем составления документа (заказ, квитанция), содержащего необходимые сведения (наименование исполнителя, фамилия, имя и отчество потре­бителя, вид и цена услуги, условия оплаты, дата приема и исполнение заказа, подпись лица, принявшего заказ, и другие сведения), а также пу­тем оформления заказа посредством телефонной, электронной или иной связи. Один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю.

Обычно в ресторанах потребители оплачивают счета перед ухо­дом из зала или после подачи холодных блюд и закусок, но исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату услуг после отбора блюд либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за оказываемые услуги в зависимости потребителю выдается документ, подтверждающий оплату (кассовый чек, счет или другие виды).

При обслуживании официантами оплата за отпущенную продук­цию производится по выдаваемому счету. Потребитель имеет право в любое время потребовать меню и сверить с ним счет, а также проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции общественного питания. В то же время в обязанности исполнителя входят постоянный контроль качества и безопасности оказываемых услуг, включая продукцию общественного питания, в соответствии с требованиями нормативных документов.

К оказанию услуг, связанных непосредственно с процессом про­изводства продукции общественного питания и обслуживанием потре­бителей, допускаются работники, прошедшие специальную подготовку, аттестацию и медицинские осмотры в соответствии с обязательными требованиями нормативных документов. Контроль за соблюдением Правил осуществляется Государственной инспекцией по торговле, ка­честву и защите прав потребителей, Государственным антимонополь­ным комитетом Российской Федерации.

Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель может предложить потребителю другие услуги, носящие возмездный ха­рактер: цветы, сувениры, фото и др. Но эти, отдельно оказываемые услу­ги, не должны навязываться потребителю, который вправе отказаться от них, и если они были предварительно оплачены, потребитель имеет пра­во потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору: назначить ис­полнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен при­ступить к оказанию услуги и (или) закончить оказание услуги, и потре­бовать уменьшение цены за оказываемую услугу; расторгнуть договор об оказании услуги.

Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услу­ги. Убытки возмещаются в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для удовлетворения соответствующих требова­ний потребителя.

Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если ис­полнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие форс-мажорных обстоятельств или по вине потребителя.

Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

• безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания;

• соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, вклю­чая продукцию общественного питания;

• безвозмездного повторного изготовления продукции общест­венного питания надлежащего качества.

Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги и по­требовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или если им обнаружены отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

Продажа продукции сервис-бара (алкогольных напитков, покуп­ных кондитерских и табачных изделий) и других видов продовольствен­ных и непродовольственных товаров производится в соответствии с пра­вилами продажи отдельных видов товаров. Правила продажи алкоголь­ной продукции на территории Российской Федерации утверждены по­становлением Правительства РФ от 19 августа 1996г. № 987 (с измене­ниями и дополнениями от 16 ноября 1996г., 14 июля 1997г., 13 октября 1999г., 2 ноября 2000г.).

Продажа алкогольной продукции в ресторане, баре осуществляется только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Потребителю должна быть представлена информация о номере лицензии, сроке ее действия и орга­не, выдавшем ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах.

Работники ресторана (сомелье, бармен или официант) обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения по­требителей необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алко­гольной продукции.

Эта информация в обязательном порядке должна содержать на русском языке следующие сведения:

• наименование и цена алкогольной продукции;

• данные, подтверждающие проведение сертификации алко­гольной продукции;

• наименование производителя (юридический адрес) и страна происхождения алкогольной продукции;

• государственные стандарты, требованиям которых алкоголь­ная продукция должна соответствовать;

• объем алкогольной продукции в потребительской таре;

• наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

• содержание в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ (по сравнению с обязательными требованиями госу­дарственных стандартов);

• противопоказания к применению алкогольной продукции, дата изготовления и срок годности.

Продавец этой продукции, в том числе импортной, должен иметь товарно-транспортную накладную, заверенную подписью и печатью из­готовителя или поставщика, и сертификат соответствия по каждому на­именованию продукции с указанием учетного и регистрационного но­меров, срока его действия и органа, выдавшего сертификат (указанная ин­формация должна быть представлена потребителю по его требованию).

Не допускается продажа алкогольной продукции:

• без марок акцизного сбора;

• без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;

• без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии товарно-транспортной накладной или гру­зовой таможенной декларации в отношении импортной ал­когольной продукции или их копий, заверенных в устано­вленном порядке);

• некачественной и опасной для здоровья людей (не соответ­ствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности);

• не соответствующей конкретному виду и наименованию ал­когольной продукции;

• с неустановленными сроками годности для продукции, на ко­торую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности;

• упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют тре­бованиям государственных стандартов;

• с содержанием этилового спирта более 18 процентов объема готовой продукции в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа «тетрапак»;

• лицам, не достигшим возраста 18 лет;

• в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

Перед продажей алкогольной продукции официант или бармен обязан проверить ее качество по внешним признакам (наличие этикет­ки, чистота бутылки, признаки боя - скол горлышка бутылки, трещи­ны, повреждение укупорки, помутнение, наличие осадка, кроме кол­лекционных вин).

В ресторанах и барах в картах вин должны быть указаны:наиме­нование напитка, его характеристика, емкость бутылки, цена за всю ем­кость бутылки, а также за 100 или 50 граммов. Рабочие места буфетчи­ков, барменов, осуществляющих продажу алкогольной продукции в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудова­нием, мерным инвентарем, посудой. Продажа алкогольной продукции осуществляется с применением контрольно-кассовых машин.

Потребитель, которому продана алкогольная продукция ненадле­жащего качества, если оно не было оговорено официантом или барме­ном, вправе по своему выбору потребовать замены такого товара това­ром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Но требованию потребителя ему предоставляется книга отзывов и предложений.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при оказании услуг исполнитель несет ответственность в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «О защите прав потребите­лей».

Требование специальных законодательных актов РФ должны со­блюдаться всеми предприятиями общественного питания независимо от их организационно-правовой формы, а также предпринимателями. Правила оказания услуг общественного питания должны иметься во всех предприятиях общественного питания и в наглядной, доступной форме доводиться до сведения потребителей.


Сейчас читают про: