Задание 9. Существуют устойчивые сочетания, источник которых – мировая литература. Определите, кто автор следующих фразеологизмов и к какому произведению они относятся.
1. Блоху подковать 2. Человек в футляре 3. Тёмное царство 4. На деревню дедушке 5. Быть или не быть? 6. Премудрый пескарь За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально – 12б. Задание 10. Укажите, какой частью речи является слово раз в каждом примере. 1. Уж сколько раз твердили миру. 2. Раз в начале осени я отправился на охоту. 3. Раз ты обещал – сделай. 4. В прошлый раз я это уже говорил. 5. Платье ей в самый раз. 6. А он приятелю раз по руке
|
|
За каждый правильный ответ–1 балл, максимальное количество – 6 б. Задание 11. В известном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки: И внял я неба содроганье, И горних ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье… Что же означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов? За каждое правильное объяснение – 2 балла, 2 балла за указание их стилистических особенностей, максимальное количество - 8 баллов. Задание 12. Дайте определение изобразительно выразительным средствам, использованным в цитате: Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням За каждое правильное объяснение – 1 балл, максимально – 3 балла. Задание 13. Разграничьте в следующих примерах: А - олицетворение; Б – парцелляция; В – параллелизм; Г – эпитет. 1. Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство богов. 2. Тощая свобода лучше жирного рабства. 3. И поздняя осень слезами плачет на песок. 4. Обожаю мелодраму. Потому что я реалист. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально - 4 балла. Задание 14. Определите характер ошибки, допущенной в предложении (к каждому примеру один ответ). 1. Задумывая эту книгу, у него появилось желание описать жизнь одной семьи. 2. Инженер рассказал нам, как осушали эти болота и о строительстве комбината. 3. Все товары, представляющиеся на выставке, привлекли внимание потенциальных заказчиков. А. нарушение порядка слов; Б. нарушение согласования сказуемого с подлежащим; В. Неправильное употребление деепричастного оборота; Г. Неправильное употребление причастий. Д. Неправильное употребление однородных конструкций. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 3 балла.
|
|
|
|
Задание 15. Творческое задание
Выскажите свое отношение к словам А.А. Ахматовой в форме сочинения-миниатюры в жанре эссе. И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
20баллов.
Класс Ключи
Задание 1. 1А (низкие тОны, нежные тОны),
2Б(светлые, пастельные тонА); В (надменный тон, на повышенных тонах)
За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество-6б.
Задание 2. призрАк – устаревшее.
Балл
Задание 3. 1Б, 2А, 3А, 4Б
Балла
Задание 4. У всех слов кроме лакомка или 2 приставки или 2 суффикса, в слове понавыдумывали – 3 приставки и 2 суффикса.
Баллов
Задание 5. 4 Куриный, ветрена, сеяная, зажарены.
2балла
Задание 6. хилый – слабый; вялый- медлительный, бездеятельный;
сутулый- сгорбленный; квелый -малоподвижный, жухлый- чахлый.
Жухлыми бывают листья, а не люди.
Оценка за каждый правильно подобранный синоним-1 балл,
За объяснение -1 балл, максимальное количество - 7 баллов.
Задание 7. 1. Альтернатива - необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений. 2.Конфронтация-противопоставление,противоборство. 3.Кардинальный - главнейший, важнейший. 4. Компетенция-1.область знаний круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.2.круг полномочий, прав какого-либо органа или должностного лица. 5.Дайджест-периодическое издание,перепечатывающее материал (в сокращении) из других изданий. 6. Престиж. Авторитет, влияние, которым пользуется кто-л.
|
|
7.Импичмент-привлечение к ответственности высших должностных лиц за нарушение законов страны. 8.Консенсус-общее согласие по спорным вопросам,достигаемое в результате обсуждения. 9. Харизма -1.наделенность авторитетом, основанным на исключительных – интеллектуальных, духовных или каких-л. иных – качествах личности.2.(божий дар, благодать) – особое духовное свойство (пророческий дар и т.п.), позволяющее оказывать влияние на большие массы людей.
За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально - 10 б.
Задание 8.
1.Все АДРЕСАТЫ своевременно получили утренние газеты.
АДРЕСАНТ почтового отправления неверно оформил запись на конверте.
2. Мне стало неловко за свой обычный, БУДНИЧНЫЙ костюм.
Люди всё приходили и приходили к квартире поэта, несмотря на БУДНИЙ день.
3. И в будни, и в праздники набережная была заполнена СУЕТЛИВОЙ толпой.
Наш герой принадлежал к людям, которые презирают СУЕТНЫЕ заботы.
4. Она обладала ЭФФЕКТНОЙ внешностью.
Им были использованы ЭФФЕКТИВНЫЕ методы лечения.
За каждое правильно употреблённое слово в предложении – 1балл, максимально 8 баллов.
Задание 9.
1. Н. С. Лесков «Левша» 2. А.П.Чехов «Человек в футляре» 3. А.Н.Островский «Гроза» 4. А.П. Чехов «Ванька»
5. У. Шекспир «Гамлет» 6. М.Е. Салтыков – Щедрин «Премудрый пескарь»
За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально - 12 баллов.
Задание 10.
1. Уж сколько раз твердили миру (сущ.) 2. Раз в начале осени я отправился на охоту (наречие) 3. Раз ты обещал – сделай (союз) 4. В прошлый раз я это уже говорил (сущ.) 5. Платье ей в самый раз. (наречие) 6. А он приятелю раз по руке (междометие) За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально - 6 баллов.
Задание 11. Дольний (от дол, «низ») вообще означает «нижний», но здесь его надо понимать как «земной». Прозябание — «произрастание». Словом лоза здесь обозначается молодой (гибкий) побег всякого растения. Таким образом, всё выражение буквально означает «произрастание земной поросли»: т. е. говорящий увидел и то, как содрогается небо, и как в его выси летают ангелы, равно как и то, как плавают в пучине морские обитатели и как растёт у самой земли трава. Эти слова — церковнославянизмы, придающие стихотворению возвышенный стиль с ярко выраженным библейским колоритом. Это особенно актуально по той причине, что герой стихотворения (поэт) явно сравнивается с библейскими пророками.
За каждое правильное объяснение – 2 балла, 2 балла за указание их стилистических особенностей, максимально - 8б.
Задание 12.
Инверсия - изменение обычного порядка слов в предложении.
Метафора – перенос свойств на основе сходства.
Сравнение – троп, близкий к метафоре, отличающийся наличием союзов как, будто, словно, точно.
За каждый правильное объяснение – 1 балл, максимально - 3 балла.
Задание 13. 1В; 2Г; 3А; 4Б. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально - 4 балла Задание 14. 1В; 2Д; 3Г. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 3 балла.
Задание 15. Творческая работа
Сочинение – миниатюра в жанре эссе
Максимальное количество баллов - 20
Текст эссе оценивается по следующей критериальной модели:
№ | Уровень анализа | Критерии оценивания | Кол. бал. |
1. | Содержательный уровень | Верно определена общая тема высказывания, главная мысль. | 3б. |
2.
| Анализ текста ученика
| Соблюдено единство стиля текста | 3б. |
Тест отличается композиционной стройностью и логичностью. | 2б. | ||
Выводы аргументированы. | 2б. | ||
Позиция автора текста выражена чётко | 5б. | ||
Речевое оформление текста соответствует требованиям хорошей речи. | 2б | ||
Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки или по одной ошибке. Допущены по 2 орфографических и по 2 пунктуационных ошибки. | 3б. | ||
2б. | |||
Допущены по 3 орфографических и по 3 пунктуационных ошибки. | 1б. | ||
Допущено более 3 орфографических и более 3 пунктуационных ошибок. | 0б. |