Личностные качества, свойственные предпринимателям

На вопрос, какой совокупностью личностных качеств должен обладать индивидуум, чтобы стать преуспевающим предпринимателем, нельзя ответить однозначно, однако исторический опыт развития цивилизованного предпринимательства позволяет сделать некоторые обобщения. Так, цивилизованные и преуспевающие предприниматели должны обладать следующими чертами: быть честными, компетентными, целеустремленными, инициативными, проявлять лидерство, уважать мнение других, позитивно относиться к людям, постоянно учиться, быть готовым к принятию риска, уметь преодолевать сопротивление окружающей среды, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, обладать чувством ответственности, упорством, большой силой воли, иметь творческое начало, быть трудолюбивым и иметь высокую работоспособность, уметь привлекать необходимых партнеров, иметь коммерческий и финансовый склад ума и др.

Характерно, что в развитых странах даже государственные органы дают свои рекомендации поданной проблеме. Так, Администрация малого бизнеса США считает, что предпринимателю должны быть присущи следующие пять важнейших характерных черт, гарантирующих ему успех в самом рискованном предприятии: 1) энергия, умение заставить работать; 2) умение думать; 3) умение строить взаимоотношения с людьми; 4) коммуникабельность; 5) знание техники и технологии.

Администрация малого бизнеса США рекомендует начинающим предпринимателям, прежде чем начинать собственное дело, дать объективную оценку своим качествам, ответив на следующие вопросы:

• Я сам начинаю дело?

• Насколько я лажу с людьми?

• Обладаю ли я достаточным запасом физических сил и эмоциональным потенциалом для успешного ведения дела?

• Насколько хорошо я планирую и организую свои дела?

• Достаточно ли сильно мое желание придерживаться намеченной цели?

• Как ведение бизнеса отразится на моей семье?

Практический интерес имеют исследования, проведенные американской фирмой «Мак-Бер энд Компани» при поддержке Американского агентства по международному развитию и Национального научного фонда США, которые позволили определить 21 личное качество, постоянно демонстрируемое удачливыми предпринимателями. Ниже приводятся наиболее важные личностные качественные характеристики предпринимателей:

• поиск возможностей и инициативность (видит и использует новые или необычные деловые возможности, действует до того, как его к этому вынудят события);

• упорство и настойчивость (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствие, меняет стратегии, чтобы достичь цели);

• готовность к риску (предпочитает ситуации «вызова» или умеренного риска, взвешивает риск, предпринимает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты);

• ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее и дешевле, стремится достигнуть совершенства, улучшить стандарты эффективности);

• вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы, берется за дело вместе с работниками или вместо них);

• целеустремленность (ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение, постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи);

• стремление быть информированным (лично обобщает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах, используя в этих целях личные и деловые контакты для своей информированности);

• систематическое планирование и наблюдение (планирует, разбивает крупные задачи на подзадачи, следит за финансовыми результатами и использует процедуры слежения за выполнением работы);

• способность убеждать и устанавливать связи (осмотрительно использует стратегии для выполнения поставленных задач и убеждения людей, а также деловые контакты как средство достижения своих целей);

• независимость и уверенность в себе (стремится к независимости от правил и контроля других людей, полагается лишь на себя перед лицом противостояния или в случае отсутствия успеха, верит в свою способность выполнять трудные задачи).

Приведенные личностные характеристики не являются генетически приобретенными, они вырабатываются человеком в процессе предпринимательской деятельности, во многом определяются личностью индивидуума, его притязаниями, предпринимательской средой. Предприниматели – это люди, способные постоянно и много трудиться, учиться на чужих ошибках, из своих ошибок извлекать уроки. Это люди, уверенные в своих силах, поэтому они постоянно учатся, изучают все проблемы, связанные с их бизнесом. Удачливые предприниматели понимают, что постоянно пополняемые знания являются базой предпринимательства. Инструментом, основным рычагом развития предпринимательства являются инновации, нововведения. Это смелые люди, но смелость их ограничена уровнем разумных притязаний.

Какими личностными качествами должен обладать индивидуум, чтобы стать предпринимателем и добиться успеха? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Многочисленные исследователи этой актуальной проблемы в западных странах выделяют различные черты характера, навыки и знания. Участники конференции по предпринимательству, которую в 90-х годах проводил Станфордский университет, пришли к выводу, что ключевую роль для успешной предпринимательской деятельности играет стремление к совершенству, а также такие качества предпринимателя, как нетерпеливость, нежелание перепоручать что-либо кому-то другому, энергичность, стремление усердно работать и также всецело предаваться развлечениям, умение выделять существо проблемы. Как видим, это не столько качества, сколько мотивы поведения предпринимателей, которые во многом связаны с личностными характеристиками.

М. Стори, автор монографии «Самые быстродействующие компании США. Взгляд изнутри», давая оценку черт удачливых предпринимателей, пишет, что предприниматели работают, когда остальные спят, путешествуют, когда другие сидят за обедом, планируют, когда другие развлекаются, им трудно заметить разницу между субботней ночью и второй половиной дня во вторник. Общими характерными чертами всех таких предпринимателей являются настойчивость и целеустремленность. Предприниматель очень редко бывает робким и застенчивым человеком. Его неотъемлемой чертой является умение пойти на разумный риск, но при этом он должен помнить, что деньги не являются основным мотивирующим фактором предпринимателя. Тот человек, который своей целью поставит добиться только больших финансовых доходов, обязательно доведет свою фирму до финансового краха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: