Глава XV протестантская философия и теология

М. Лютер, Ж. Кальвин. Протестантская ортодоксия

Протестантская ортодоксия была разработана М. Лютером, Кальвином и др. Лютер противопоставил умозрительной философии и теологии, направленной на познание сущности Бога и его атрибутов, богооткровенную теологию, предметом которой является спасение грешника. Реформаторы отказывались от рациональных доказательств бытия Бога во имя учения о божественном откровении.

В своем учении о двойственности человеческого бытия М. Лютер, Ж. Кальвин и другие реформаторы развили важную в христианской философии и теологии тему греха как отчуждения человека от Бога и раскрывали личностные и социальные аспекты этого отчуждения. Человек, согласно известному тексту из послания апостола Павла, сознает, что делает не то доброе, что хочет делать, но злое, которого не хочет (Рим. 7:14—25). М.Лютер подчеркивал, что жизнь христианина являет собой раздвоение на внутреннего и внешнего человека, духовного и плотского. В отличие от средневековой доктрины о повреждении грехом природы человека М. Лютер учил, что грех полностью извращает природу человека. Вместе с тем в учении реформаторов о человеке как непостижимо оправданном грешнике выражен жгучий интерес к человеческой индивидуальности и обоснованию ее ценности. Настаивая на оправдании одной только верой в Иисуса Христа, подчеркивая личное преобразование человека, его «рождение свыше», покаяние, обращение, освящение, реформа­торы заменили внешние чудеса чудом преобразования личности. Отсюда проистекало существенное усиление внимания в их теологии к религиозному опыту.

Лютер проводил различие «царства Божия» и «царства мирского»: в первом осуществлено оправдание и спасение человека, второе возникает вследствие греха, но направлено против греха, на обеспечение правопорядка. Евангелие (благодать, вера) и закон (мир, разум) лежат, по М. Лютеру, как бы в разных плоскостях. Одному царству верующий принадлежит как христианин, другому — как [213] человек. До второго пришествия Христа царство Божие имеет только внутренний образ, а Иисус — власть только в сердцах людей. Поэтому различается внутреннее настроение верующего и внешнее профессиональное поведение. Христианин представляется М. Лютером одновременно и свободным в вере господином всех вещей, и рабом, подчиненным законам тварного мира. В трактате «О рабстве воли» М. Лютер отрицает у падшего человека стремление к добру. Только по благодати, в вере обретает человек внутреннюю свободу и надеется получить в окончательном явлении Бога, в «свете славы» разрешение всех вопросов, неразрешимых в свете природного разума.

В центре кальвинистской теологии находится учение о Боге как абсолютной суверенной воле, источнике любых норм и установлений. Человек, согласно Ж. Кальвину, предназначен быть «сосудом воли Божией», но в результате первородного греха утрачивает образ Божий, способность быть «зеркалом Божественной славы». Предоп­ределение к спасению или к гибели считается непостижимым для живых людей, скрытым от них решением Божиим. Человек должен безусловно подчиниться воле Бога. Эта самоотдача себя Богу производит в истинно верующем, а значит, избранном человеке чудо. Он становится абсолютно уверен в том, что предопределен к вечной жизни и его ничто не может похитить из рук Божиих. Человек должен поступать так, чтобы быть достойным вечного блаженства, если он к нему предопределен. Мир рассматривается как средство реализации замыслов Бога и подлежит преобразованию в соответствии с ними. Интенсивная профессиональная деятельность понимается как религиозная обязанность, леность приравнивается к греху.

Среди сподвижников М. Лютера выделялся Ф. Меланхтон, который изложил протестантскую догматику в сочинении «Общие принципы теологии» (1521). Вслед за Ф. Меланхтоном протестантские богословы XVII в. занимались систематической разработкой теологии, используя аристотелевскую философию. Это привело к формированию протестантской схоластики. Против нее в конце XVII в. выступил пиетизм (от лат. pietas — благочестие), призывавший к пробуждению и обновлению религиозного чувства. Пиетисты дали импульс к развитию протестантского мистицизма. Авторитет истин вероучения они основывали на религиозном опыте и в этом были близки к мистическим движениям (моравским братьям, квакерам). Пиетисты дали начало евангелическим ревивалистским (возрожденческим) движениям. Но, отодвигая на задний план догматические и церковные формы, они открывали дорогу и рационализму Просвещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: