Природа человека. Проблема онтогенеза

Проблема природы человека и онтогенеза индивида, его становления личностью и индивидуальностью включает в себя важнейшие вопросы о соотношении в человеке тела, души и духа, биологического и социального. В мифологиях и религиозных представлениях разных культур осознавалось наличие в человеке надприродного аспекта, нравственности, духовности, его несводимости к телесному существованию. Элементы человеческой природы (тело, плоть, душа, дух и т. п.) рассматривались как разнородные и воз­водились к неодинаковым способам божественного творения или порождения. Согласно иудаистским и христианским представлениям, человек обязан своей жизнью не только специальному сотворению Бо­гом его тела, но и особому творческому акту Бога, который сообщает ему «дыхание жизни» (Быт. 2:7; Иез. 37:5).

В учениях многих религий, в том числе иудаизма, христианства, ислама, подчеркивается ценность телесного человеческого существования, целостность человека, складывается учение о воскресении во плоти, прославлении и обожении телесного человека. В христианстве это обретает кульминацию в учении о боговоплощении и вочелове­чении. В то же время в некоторых мифологиях, религиозных и фило­софских учениях душа резко противопоставлялась плоти, телу, которое оценивалось не только как низшее и неподлинное начало, но и как источник зла.

В религиозном понимании человека духовное начало в нем — дух, душа, атман — осуществляет сакральные функции, связь с божеством. В контексте учения, что душу Бог «сообщил человеку своим вдуновением», представление о человеке как разумном существе становится указанием на бытие Бога, содержит признание религиозной потреб­ности в природе человека. «Тобою человек, отличенный честию, как животное разумное, получил в удел мысль о Божестве» (Григорий Богослов. Творения. Ч. IV. М., 1844. С. 104), — восклицает в своей «Песни Богу» Григорий Богослов (ок. 330 — ок. 390). Человек, согласно христианской антропологии, содержит «задаток богосознания». Душа его рассматривается как «христианка по природе». «Ве [303] дение о бытии Божием, — писал Иоанн Дамаскин (ок. 675 — 753), — сам Бог насадил в природе каждого» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1844. С. 5).

Главными моментами традиционной христианской концепции онтогенеза были учение о сотворении индивидуальной бессмертной души Богом в момент зачатия, учение о ее воплощении, соединении с телом, наследуемым от родителей, учение об эмбриональном развитии и рождении существа, наследующего вместе с человеческой природой и первородный грех, и т. д. Эти представления вступили в противоречие с современными концепциями онтогенеза человека. По­этому теологи-модернисты рассматривают человека как единое и це­лостное существо. К.Ранер (1904—1984), например, понимал онтогенез индивида как естественный процесс, в котором через вторичные причины действует творческая воля Бога. Поэтому родители являются, по его мнению, причиной целостного человека, включая и его душу, но это не порождение ими или передача однажды сотворенной Богом души, но ее творение имплицитно действующей силой Бога, опосредованной воздействием биологических, психо­логических и социокультурных факторов.

Теологический и философский смысл этого учения состоит в том, чтобы представить онтогенез человека в качестве доказательства или, по крайней мере, указания на бытие Бога. Краткая формулировка та­кого «антропологического аргумента» гласит: «Человек — доказатель­ство бытия Бога» или «доказательство существования Бога — со-человечность». Отправным пунктом этой аргументации избирается опыт, в котором раскрывается специфика человеческого существо­вания, и обретение этого опыта в онтогенезе. Богу в конечном счете адресовано заложенное в структуре человеческого существования и формирующееся в онтогенезе так называемое «базисное доверие» — восходящая к единству с матерью и опыту первого года жизни ус­тановка индивида к миру, уверенность в его стабильности. Мать, по мысли теологов, представляет для ребенка превосходящую ее и обра­щенную к нему любовь Бога.

Духовность — субъективность, самосознание, создание общечеловеческих ценностей, идеалов, самосовершенствование — представляет собой важнейшую определенность человека, относительно самостоя­тельную реальность его бытия. Теологами духовность человека понимается не только как особая, хотя и неразрывно связанная с те­лом, реальность и не только как идеальное, объективированное в куль­туре, но как самосущее бытие, бессмертная душа. Наличие у человека духовных—познавательных, эстетических, нравственных, религиозных — потребностей интерпретируется ими как прирожденное человеку стремление к абсолютному духу — Богу.

Становление деятельной сущности человека означает и в филогенезе (происхождении рода), и в онтогенезе (становлении индивида) формирование новых, сравнительно с животными, социальных потреб [304] ностей. Они выступают и как духовные потребности: человек ориентируется на нравственные, познавательные, эстетически религиозные ценности, им руководят общественные интересы, идеалы, которые нельзя вывести из его биологической природы и которые в этом смысле предстают как «сверхприродные», обозначаются как «ду­ховные». Однако социальная деятельная сущность человека, его сво­бода, духовность не противостоят природе абсолютно, а становление человека не предполагает бытия самосущего духа, оторванного от развития природы. Человек становится человеком, обретает свою субъ­ективность, духовность в практике и общении, в активном преобра­зовании мира и создаваемых им самим общественных институтов, смыслов, значений, символических систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: