Критерии отнесения бизнеса к субъектам малого и среднего предпринимательства

Критерии Малые предприятия Средние предприятия
Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале: - РФ, субъектов РФ, муниципальных образований - иностранных юридических лиц и граждан - общественных и религиозных организаций (объединений) - благотворительных и иных фондов

не более 25%

Доля участия в уставном (складочном) капитале юридических лиц, которые не являются субъектами малого и среднего бизнеса

не более 25%

Средняя численность работников за предшествующий календарный год (определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера) в порядке, установленном Приказом Росстата от 28.10.2013 №428 до 100 человек до 15 чел. – микропредприятия от 101 до 250 человек
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий год (определяется в порядке, установленном статьей 249 НК РФ) 400 млн. руб. 60 млн. руб. - микропредприятия 1 000 млн. руб.

Функции малого бизнеса

Значение малого бизнеса лучше всего проявляется в характерных функциях. Экономическая литература отделяет такие функции малого бизнеса: Ресурсную, организационную, творческую и социальную.

Ресурсная функция обеспечивает формирование и продуктивное использование капитала, трудовых, материальных и информационных ресурсов. Малый бизнес способствует экономии и рациональному использованию ресурсов. Объясняется наличием хозяйственного риска, который требует анализа рентабельности проектов и расчета экономических показателей.

Организационная функция заключается в формировании конкурентной среды, помогает утверждению конкурентных отношений, стимулирует хозяйственную активность, насыщает рынок качественными товарами и услугами.

Творческая функция объясняется внедрением в деятельность малых предприятий достижений научно-технического прогресса, отраслей электроники, кибернетики, информатики и привлечения инициативных специалистов.

Социальная функция - решение проблем занятости, создание новых рабочих мест, поглощая избыточную рабочую силу во время циклических спадов экономики. Деятельность малых предприятий является основой формирования среднего класса.

Таким образом, малый бизнес выполняет особую функцию в народном хозяйстве - обновление экономической системы, содействие социально-политической стабильности общества путем обеспечения обеспечения собственного благосостояния участников и достижение пользы для общества в целом.

7 Направления и формы государственной поддержки предпринимательской деятельности

направления и формы государственной поддержки предпринимательства

В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства сформулированы следующие комплексные меры по поддержке малого предпринимательства:

  1. оптимизация нормативно-правовых основ государственного регулирования малого предпринимательства;
  2. совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства;
  3. развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
  4. совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства;
  5. совершенствование информационной поддержки;
  6. укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;
  7. активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;
  8. совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства.

8 Налогообложение предпринимательской деятельности. Особенности налогообложения предпринимательской деятельности

Налогообложению предпринимательской деятельности подлежат:

  1. добыча полезных ископаемых;
  2. сельскохозяйственная товаропроизводительность (единый сельскохозяйственный налог);
  3. временный доход для отдельных видов деятельности;
  4. транспортный налог;
  5. налог на игорный бизнес;
  6. налог на имущество организаций.

Налогоплательщики налога на добычу полезных ископаемых - физические лица и организации, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Организации - это юридические лица, а также иностранные юридические лица, компании и корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью. Физические лица: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется с общим режимом налогообложения. Возврат к общему режиму налогообложения или переход на уплату единого сельскохозяйственного налога осуществляется организациями или индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются: индивидуальные предпринимали и организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию.

Налогоплательщиками с упрощенной системой налогообложения признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Не вправе применять упрощенную систему:

  1. банки;
  2. страховщики;
  3. негосударственные пенсионные фонды;
  4. инвестиционные фонды;
  5. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  6. ломбарды.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Размер вмененного дохода за квартал, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрацией.

Налогоплательщики транспортного налога - лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Объектами налогообложения признаются автобусы, автомобили, мотоциклы и другие водные и воздушные средства. Налоговая база по транспортному налогу представляет стоимостную и физическую характеристику объекта налогообложения.

Объекты налога на игорный бизнес: игровой автомат, игровой стол, касса букмекерской конторы. Налогоплательщиками могут быть организации и юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются иностранные организации, российские организации. Объектами являются операции по реализации товаров, доход, прибыль, имущество.

Для субъектов малого предпринимательства установлены следующие системы налогообложения:

  1. общий режим налогообложения, общеустановленный для всех субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
  2. специальные налоговые режимы (упрощенная система и система налогообложения для отдельных видов деятельности).

9 Принятие предпринимательского решения: типы предпринимательских решений и экономические методы принятия решений

Под сферой принятия предпринимательских решений следует понимать совокупность факторов, влияющих на их принятие. Они имеют пространственные, организационные, юридические и временные границы. Данную сферу целесообразно структурировать, разделив на внутреннюю и внешнюю среды.

Внутренняя среда - это пространственная сфера распространения прямого воздействия предпринимателя. Она сегментирована. Составляющие ее сегменты носят название внутренних переменных. Если предприниматель представляет фирму, то все факторы, непосредственно определяющие ее, и будут внутренней средой. Фирма воспринимается предпринимателем как системная структура. Если меняется один элемент системы, то изменению будут подвержены и другие ее элементы.

Такое понимание фирмы дает возможность определить управление ею (с точки зрения внутренней среды) как деятельность по воздействию на одну или несколько переменных и подстройку под это других переменных.

Четкое представление о внутренних переменных - важный элемент деятельности предпринимателя. Важнейшая внутренняя переменная - это цель фирмы. Она должна иметь количественные характеристики. Например, цель фирмы - производство одежды определенного назначения или определенных моделей в конкретном объеме.

Вторая внутренняя переменная - технология производства. Ее выбор определяется внутренней целью фирмы.

Третья внутренняя переменная есть организационная структура фирмы. Зная цель и технологию производства, можно определить структурные подразделения, необходимые для создания оптимальных условий в достижении наибольшего экономического эффекта и повышения управляемости процесса производства. За каждым фрагментом полученной структуры закрепляются соответствующие обязанности.

Четвертая переменная - штатное расписание. Это определение в каждом элементе структуры рабочих мест и должностей в их количественном и качественном аспектах.

Пятая внутренняя переменная - это персонал (работники, которые займут рабочие места).

Следует отметить еще два элемента, которые не являются "чисто" внутренними. Они выполняют связующую роль между внутренней и внешней средами. Этими элементами является результат производства и рыночный сигнал.

Результат производства - конкретная форма материализации целей предпринимательской структуры. Он характеризует качество внутренней среды, указывая на возможность сохранения ее в прежнем виде, или диктует необходимость внесения в нее изменений.

Рыночный сигнал - практически внешний фактор, но "врощенный" во внутреннюю среду фирмы, он обеспечивает обратную связь (реакция потребителя на товар).

Таким образом, внутреннюю среду можно справедливо определять как механизм жизнедеятельности фирмы. Эта среда в теории получила название социотехническая система.

Следует отметить, что сам предприниматель является обязательным элементом этой системы. Он, по существу, представляет ее центр, воздействуя на все ее элементы.

Внешняя среда - структурно-пространственное окружение фирмы. Фирма представляет открытую систему. Ее внутренняя среда подвержена изменениям под влиянием внешней.

Внешняя среда - совокупность факторов, оказывающих влияние на функционирование предпринимательской структуры. Данные факторы неоднородны. Одни оказывают прямое воздействие, другие - косвенное. В связи с этим их группируют как факторы прямого и косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на функционирование фирмы. К ним относят:

1) государственные органы и их предписания и законы. К ним в обязательном порядке нужно "подстраиваться";
2) партнеры и партнерские связи. Этот фактор меньшей силы, поскольку его можно менять по своему усмотрению;
3) источники силового давления (рэкетиры, вымогатели, взяточники). Предпринимателю приходится "подстраиваться" и под этот фактор;
4) конкуренты. Их поведение обязательно учитывается в деятельности предпринимателя;
5) имидж фирмы. Это представление о ней во внешней среде. Может облегчать или усложнять деятельность в зависимости от положительного или негативного восприятия фирмы;
6) профсоюзы. В российской действительности они пока не на шли своего места, но в целом их роль в других странах очень важна.

Факторы косвенного воздействия - те, которые оказывают влияние на фирму через другие факторы или при определенных условиях. К ним относятся:

1) политические факторы;
2) научно-технические достижения;
3) состояние экономики;
4) социально-культурные факторы;
5) изменения на мировом рынке.

Предпринимателю необходимо постоянно анализировать динамику внешней среды. Это сложная и трудоемкая работа. Трудности такого анализа заключаются в том, что высока сложность структуры анализируемых факторов; уровень их воздействия различен; одни факторы характеризуются постоянством, а другие эпизодичностью воздействия; изменения во внешней среде динамичны, зачастую хаотичны, бывают очень быстрыми.

Все перечисленное обусловливает сложность предпринимательской деятельности и указывает на необходимость специальной подготовки в этой области.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: