11 класс является классом лицея педагогического профиля. В нем обучается 25 человек: 10 юношей и 15 девушек. Комплектование класса осуществлялось специальной приемной комиссией из числа выпускников 9-х классов, успешно освоивших общеобразовательную программу, обладающих творческими способностями, имеющих интерес и стремление заниматься педагогической деятельностью.
Основными элементами содержания образования в лицейском классе являются:
- базовый компонент общеобразовательной подготовки;
- углубленное изучение не менее двух учебных предметов по выбору учащихся и в соответствии с профилем избираемой профессии и специальности;
- основы педагогических и психологических знаний;
- умения и навыки организаторского мастерства, получаемые учащимися в процессе педагогической практики.
Таким образом, цели, задачи и содержание воспитательной деятельности определялись в соответствии со статусом класса, интересами и потребностями учащихся, родителей и педагогов. Воспитательная работа проводилась по трем основным направлениям:
|
|
- сплочение классного коллектива, организация его жизнедеятельности в соответствии с нормами нравственности и творчества;
- создание комфортных условий пребывания учащихся в классе.
Подводя итоги жизнедеятельности классного сообщества в предыдущем году, можно сделать вывод о правильности выбранных нами целевых ориентиров и способов их реализации, о чем свидетельствуют положительные изменения в различных сферах.
Так, о высоком уровне развития познавательных интересов учащихся класса свидетельствует посещение ими предметных факультативов (100%) и подготовительных курсов в вузах (около 90%). По итогам года в классе стопроцентная успеваемость, 72% составляет качество знаний. Среди учащихся класса есть победители предметных олимпиад, участники областной научно-практической конференции школьников, участники и победители городской спартакиады школьников, участники школьной команды КВН и брейн-ринга. Многими педагогами отмечается повышение культуры общения, самостоятельность ребят, педагогические умения, проявляющиеся при участии их в педагогической практике.
Определенные результаты достигнуты в сплочении коллектива. По мнению учащихся и учителей, в классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны. Особенно отмечается дух товарищества и творчества.
Проведенное в конце года социометрическое исследование показало, что в классе нет «отверженных» и у всех ребят существует круг общения. Наличие положительных лидеров обеспечивает высокий уровень самоуправленческой деятельности в классе (велика самостоятельность при планировании, организации и анализе деятельности). Особенно важно, что в классе есть ребята с высокой степенью нравственной ориентации («совесть класса»), которые существенно влияют на общественное мнение в коллективе. У нас престижно хорошо учиться, уметь дружить, творчески подходить ко всем делам.
|
|
Значительно возросла активность учащихся класса в организации и проведении школьных мероприятий. Ребята делают это с удовольствием, являются застрельщиками многих дел в школе. Классный коллектив имеет авторитет среди старшеклассников.
В течение года сложились добрые отношения с родителями учащихся. В значительной степени успехи в воспитании школьников связаны с заинтересованностью родителей в организации жизнедеятельности и воспитательного процесса в классе. Наиболее активные из них, вошедшие в родительский совет, оказывали помощь в сплочении родительской общественности класса, формировании активной позиции и усилении влияния родителей на процесс воспитания.
Итак, можно сделать вывод о том, что в значительной степени удалось решить поставленные задачи. Удовлетворенность большей части родителей и учащихся жизнью в классе показывает правильность выбранных ориентиров воспитательной работы. Следовательно, основные направления деятельности должны остаться прежними. Но следует внести коррективы с целью устранения недостатков:
- не полностью реализованы возможности школьников в учебной деятельности;
- не все учащиеся нашли свою нишу в школьном сообществе;
- имеются случаи безнравственного поведения ребят.
На основе анализа процесса и результатов воспитательной деятельности можно определить целевые установки на планируемый период и основные направления, формы и методы их достижения.
П. Цели и задачи воспитательной деятельности
Цель: развитие творческой личности учащихся на основе формирования педагогической культуры и поддержки творческих устремлений учеников в индивидуальной и совместной деятельности.
Задачи:
1) содействие процессам самопознания и самостроительства личности учащихся, их нравственной самореализации;
2) формирование педагогической культуры учащихся;
3) поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;
4) индивидуальная работа с учащимися в целях эффективного взаимодействия в поле личностных проблем развития школьников.
Ш. Основные направления и дела класса
Основные направления и дела класса | Сентябрь | Октябрь | ||||||||||||||||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |||||||||||||
Содействие процессам самопознания и самостроительства | Участие в организации и проведения праздника «День знаний» | Выездной социально-психологический тренинг | Уроки педагогики «Час ученичества» (из истории отечественной и зарубежной педагогики и школы) | Совместное празднование Дня учителя педагогами и учащимися | Уроки психологии «Кто я?» (знания о себе, формирование позитивной Я-концепции) | Экскурсия в Царскосельский лицей | ||||||||||||||
Формирование педагогической культуры личности учащихся |
|
| Совместное празднование Дня учителя педагогами и учащимися. Проведение стажерских уроков | Уроки педагогики «Великие педагогические книги» | ||||||||||||||||
Поддержка творческой активности учащихся |
| Час общения. Экспресс-газета «Ах, лето красное!» |
| Совместное празднование Дня учителя педагогами и учащимися. КВН (учителя - ученики) | Посвящение в лицеисты учащихся 10 класса |
| ||||||||||||||
Индивидуальная работа с учащимися |
| Индивидуальные консультации психолога
| Выбор факультативных занятий | Индивидуальные беседы с учащимися в целях коррекции поведения (по мере необходимости) |
|
| Составление табеля успеваемости учащихся |