1993 к | 1994г. | 1995г. | 1996г. | 1997г. | 1998г. | 1999г. | 2000г. | 1993-2000 гг. | |||||
Остаток на р/с на 01.01... | 0,0 | 5,2 | 40,3 | 109,7 | 64,7 | 64,0 | 66,6 | 10,6 | |||||
|
| ||||||||||||
ПОЛУЧЕНО СРЕДСТВ, в т.ч.: из бюджета | 9,5 | 39,9 | 78,7 | 0 | 386,6 | 0 | 0 | 50,0 | 564,7 | ||||
средств от приватизации | 0 | 0 | 0 | 68,1 | 114,9 | 23,9 | 0 | 0,1 | 207,0 | ||||
прочив поступления (возврат займов, % за кредит, дохода! по ценным бумагам, допоставкам на расчетных счетах) | 0 | 0,7 | 49,6 | 24,3 | 40,6 | 30,2 | 35,4 | 70,4 | 251,2 | ||||
ВСЕГО | 9,5 | 40,6 | 1283 | 92,4 | 542,1 | 54,1 | 35,4 | 120,5 | 1022,9 | ||||
| |||||||||||||
ИЗРАСХОДОВАНО СРЕДСТВ, в т.ч.: возвращено в бюджет | 0 | 0 | 0 | 0 | 134,5 | 26,6 | 0 | 0 | 161,1 | ||||
уплачено налогов | 0,9 | 1,1 | 10,7 | 9,8 | 4,4 | 7,8 | 5Д | 6,6 | 46,5 | ||||
израсходовано на нужды ФФПМП по смете | 1,4 | 1,8 | 17.2 | 5,5 | 27,5 | 13,2 | 13,0 | 16,6 | 96,2 | ||||
Финансирование программ поддержки малого предпринимательства, всего | 2 | 2,6 | 31,0 | 85,1 | 371,1 | 3,9 | 10,3 | 40,0 | 546,0 | ||||
в т.ч.: на безвозвратной основе | 0,4 | 22,0 | 9,4 | 43,5 | 1,5 | 0,9 | и | 79,2 | |||||
на возвратной основе | 2 | 2,2 | 9,0 | 75,7 | 327,6 | 2,4 | 9,4 | 38,5 | 466,8 | ||||
МЭСБ (банкрот) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 62,9 | 0 | 62,9 | ||||
Вложения в ценные бумаги
| 0 | 0 | 0 | 35,7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 35,7 | ||||
Вложения в акция. | 0 | 0 | 0 | 1,3 | 5,3 | 0 | 0 | 0 | 6,6 | ||||
ВСЕГО | 4,3 | 5,5 | 58,9 | 137,4 | 5423 | 513 | 91,4 | «3,2 | 955,0 | ||||
| |||||||||||||
Остаток на р/с 31.12... | 5,2 | 40,3 | 109,7 | 64,7 | 64,0 | 66,6 | 10,6 | 67,9 | |||||
На третий источник, а именно — на возврат займов, процентов за кредит, процентов по ставкам на расчетных счетах, доходы по ценным бумагам, приходилось 251,2 млн.. рублей.
1993-2000 годы характеризовались колебанием уровней инфляции. После гиперинфляции 1992-1993 годов с 1994 по 1997 год уровень инфляции имел тенденцию к снижению.
Учитывая кризис августа 1998 года и, соответственно, всплеск инфляции, каждый из источников по-разному проявлял свою устойчивость и эффективность.
Рассмотрим динамику поступавших средств по каждому из них. Очевидно, что наиболее дорогими являются бюджетные средства, впервые поступившие в Фонд в сумме 9,5 млн. рублей в 1993 году. В этот период становления Фонд занимался кредитованием и отдельных проектов малых предприятий.
Начиная с 1994 года, средства из государственного бюджета выделялись уже непосредственно под финансовое обеспечение мероприятий двухгодичных Федеральных программ.
В 1994 году было выделено 39,9 млн.. рублей, в следующем году — 78,7 млн.. рублей (почти в 2 раза больше). Эти средства были выделены на финансовое обеспечение мероприятий программы 1994—1995 годов. На реализацию первоочередных мероприятий Федеральной программы 1996—1997 годов из первого источника, бюджета, Федеральный фонд получил — после рассмотрения вопроса в Государственной думе — 386,6 млн.. рублей[47].
|
|
Программа на 1998—1999 годы, несмотря на одобрение ее Правительством РФ в мае 1998 года, уже не получила финансовой поддержки. Соответственно и в Федеральный фонд в эти годы не направлялись средства из бюджета. С одной стороны, это было связано с выявленными проверкой Минфина России серьезными нарушениями в деятельности Федерального фонда. С другой стороны, Государственная дума не одобрила осенью 1998 — зимой 1999 года Федеральную программу[48].
Благоприятно складывающаяся с 1993 года динамика по получению и использованию средств на выполнение мероприятий программы (1993 г. — 9,5 млн.. рублей; 1994г. — 39,9 млн.. рублей; 1995г. — 78,7 млн.. рублей; 1996г. — 0 рублей; 1997г. — 386,6 млн.. рублей; 1998г. — 0 рублей; 1999г. — 0 рублей) — рост в 35 раз за 1993—1997 годы — сразу была опрокинута (см. табл. 1 и рис. 1).
После одобрения Правительством России и Государственной думой Федеральной программы на 2000-2001 годы Федеральный фонд на соответствующие мероприятия получил из бюджета в 2000 году 50 млн.. рублей.
По второму источнику — «средства от приватизации» — картина еще более пестрая. Первый раз средства были получены в сумме 68,1 млн.. рублей в конце 1996 года. Эта сумма возросла в 1997 году практически в 1,8 раз — до 114,9 млн.. рублей.
Затем «средства от приватизации» Фонд получил в 1998 году в сумме 23,9 млн.. рублей и, наконец, в 2000 году — всего 0,1 млн.. рублей. Другими словами, совершенно неоправданно этот источник стал буквально «иссыхать». Естественно, что это потребовало со стороны руководства Федерального фонда и МАП России энергичных действий по восстановлению нарушенного взаимодействия в процессе выполнения программ приватизации с Мингосимуществом России и Фондом государственного имущества.
Третий источник (возврат кредитов, займов, процентов за кредит и т.д.) можно определить как источник поступления средств, характеризующий степень активности финансовой деятельности Федерального фонда и его руководства.
Какие-то особые закономерности в формировании и исследовании этого источника трудно выявить.
Если в 1994 году средства по этому источнику были весьма незначительными — 0,7 млн. рублей, то уже в 1995 году сумма резко возросла — до 49,6 млн. рублей. Далее суммы по этому источнику колебались от 24,3 млн. рублей в 1996 году до 40,6 млн. рублей в 1997 году, от 30,2 млн. рублей в 1998 году до 35,4 млн. рублей в 1999 году. Резкое увеличение характерно для 2000 года — фактически с 35,4 млн. рублей в 1999 году до 70,4 млн. рублей в 2000 году, то есть почти в два раза
Это говорит о значительной активизации организационной работы Федерального фонда с должниками — региональными фондами, предпринимательскими структурами, общественными объединениями, которые получали кредиты и займы под выполнение мероприятий Федеральных программ.
Как расходовались средства, которые формировались по трем рассмотренным источникам?
В силу вскрытого проверкой КРУ Минфина России нецелевого использования части средств Федеральным фондом в 1996—1997 годах в бюджет было возвращено 134,5 млн. рублей в 1997 году и 26,6 млн. рублей в 1998 году, то есть всего за 1993—2000 годы — 161,1 млн. рублей.
За весь период 1993-2000 годов было уплачено налогов 46,5 млн. рублей. Причем максимумы выплат по налогам — 10,7 млн. и 9,8 млн. рублей — пришлись, соответственно, на 1995 и 1996 годы.
На нужды ФФПМП израсходовано по смете 46,5 млн. рублей. Максимумы соответствующих расходов — 17,2 млн. и 27,5 млн. рублей — приходились на 1995 и 1997 годы (в эти годы Федеральный фонд реконструировал свое помещение).
Основная сумма расходов — 546,0 млн. рублей — была направлена строго на мероприятия Федеральных программ. Это составляет 53,8% в общей величине расходов Фонда за 1993— 2000 годы.
Расходы на цели финансирования программ поддержки малого предпринимательства колебались от минимума — 2 млн. рублей в 1993 году — до максимума — 371,1 млн. рублей в 1997 году.
|
|
Основная часть средств направлялась на финансовое обеспечение мероприятий федеральных программ на возвратной основе — 466,8 млн. рублей, или 85,5% от общей суммы 546,0 млн. рублей. Расходы на возвратной основе изменялись от минимума (в 2 млн. рублей в 1993 г.) до максимума (в 327,6 млн. рублей).
Величина расходов на безвозвратной основе (развитие инфраструктуры, научные исследования, обучение кадров и т.д.) составили 79,2 млн. рублей, или 14,5% (от общей суммы 546,0 млн. рублей).
Расходы в связи с объявлением банкротства в 1999 году составили 62,9 млн. рублей.
Вложение в ценные бумаги составляло в 1996 году 35,7 млн. рублей, в акции — 1,3 млн. в 1993 году и 5,3 млн. рублей в 1997 году. Эти направления средств в связи с августовским дефолтом 1998 года оказались неэффективными.
Сфера малого бизнеса в России в последние годы стабильно охватывает 840-860 тыс. малых предприятий. (Причем более 90% это частные предприятия.) В них занято 7,5 млн. человек, из них 6,5 млн. человек работают на постоянной основе. Объем произведенной малыми предприятиями продукции за 1999 год составил почти 424 млрд. рублей. Инвестиции в основной капитал составили около 18 млрд. рублей. Основная доля малых предприятий — более 50%. Это — предприятия торговли, общественного питания и другой коммерческой деятельности. На промышленность и строительство с равными долями приходится 30,6% (по 15,3% соответственно). Основное число малых предприятий сосредоточенно в Центральном (31%) и Северо-Западном (15%) регионах.
На этих примерах видно, что структура малого бизнеса далека от той, которая способствует экономическому росту и созданию новых рабочих мест. А для многих районов России эта задача — исключительно острая.
По вкладу малого бизнеса в валовой внутренний продукт — 11—12% — Россия отстает не только от развитых стран, где этот вклад составляет 50-60%, но и от многих стран Восточной и Центральной Европы. Однако опыт российских регионов-лидеров показывает: есть значительные возможности постепенно подтянуть другие регионы до надлежащего уровня. Но для этого предстоит очень большая работа.
|
|
Можно сказать еще о необходимости борьбы с коррупцией, которая душит предпринимателей, о путах теневой экономики и рэкета. Нужно выделить еще особую сферу малого бизнеса — поддержку индивидуальных предпринимателей, число которых составляет 3,5—4 млн. человек. Это тоже субъекты малого предпринимательства, которые требуют к себе особого отношения.
Пока же можно говорить о стагнации, застое в сфере малого предпринимательства в России.