По состоянию на 01.01.2001 (млн. руб.)

1993 к 1994г. 1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г.   1993-2000 гг.

Остаток на р/с на 01.01...

0,0 5,2 40,3 109,7 64,7 64,0 66,6 10,6    

 

 

   

ПОЛУЧЕНО СРЕДСТВ, в т.ч.: из бюджета

9,5 39,9 78,7 0 386,6 0 0 50,0   564,7

средств от приватизации

0 0 0 68,1 114,9 23,9 0 0,1   207,0

прочив поступления (возврат займов, % за кредит, дохода! по ценным бумагам, допоставкам на расчетных счетах)

0 0,7 49,6 24,3 40,6 30,2 35,4 70,4   251,2

ВСЕГО

9,5 40,6 1283 92,4 542,1 54,1 35,4 120,5   1022,9

 

   

ИЗРАСХОДОВАНО СРЕДСТВ, в т.ч.: возвращено в бюджет

0 0 0 0 134,5 26,6 0 0   161,1

уплачено налогов

0,9 1,1 10,7 9,8 4,4 7,8 6,6   46,5

израсходовано на нужды ФФПМП по смете

1,4 1,8 17.2 5,5 27,5 13,2 13,0 16,6   96,2

Финансирование программ поддержки малого предпринимательства, всего

2 2,6 31,0 85,1 371,1 3,9 10,3 40,0   546,0

в т.ч.: на безвозвратной основе

  0,4 22,0 9,4 43,5 1,5 0,9 и   79,2

на возвратной основе

2 2,2 9,0 75,7 327,6 2,4 9,4 38,5   466,8

МЭСБ (банкрот)

0 0 0 0 0 0 62,9 0   62,9

Вложения в ценные бумаги

0 0 0 35,7 0 0 0 0   35,7

Вложения в акция.

0 0 0 1,3 5,3 0 0 0   6,6

ВСЕГО

4,3 5,5 58,9 137,4 5423 513 91,4 «3,2   955,0

 

   
Остаток на р/с 31.12...

5,2

40,3 109,7 64,7 64,0 66,6 10,6 67,9    
                       

 

На третий источник, а именно — на возврат займов, процентов за кредит, процентов по ставкам на расчетных счетах, доходы по ценным бумагам, приходилось 251,2 млн.. рублей.

1993-2000 годы характеризовались колебанием уровней инфляции. После гиперинфляции 1992-1993 годов с 1994 по 1997 год уровень инфляции имел тенденцию к снижению.

Учитывая кризис августа 1998 года и, соответственно, всплеск инфляции, каждый из источников по-разному проявлял свою устойчивость и эффективность.

Рассмотрим динамику поступавших средств по каждому из них. Очевидно, что наиболее дорогими являются бюджетные средства, впервые поступившие в Фонд в сумме 9,5 млн. рублей в 1993 году. В этот период становления Фонд занимался кредитованием и отдельных проектов малых предприятий.

Начиная с 1994 года, средства из государственного бюджета выделялись уже непосредственно под финансовое обеспечение мероприятий двухгодичных Федеральных программ.

В 1994 году было выделено 39,9 млн.. рублей, в следующем году — 78,7 млн.. рублей (почти в 2 раза больше). Эти средства были выделены на финансовое обеспечение мероприятий программы 1994—1995 годов. На реализацию первоочередных мероприятий Федеральной программы 1996—1997 годов из первого источника, бюджета, Федеральный фонд получил — после рассмотрения вопроса в Государственной думе — 386,6 млн.. рублей[47].

Программа на 1998—1999 годы, несмотря на одобрение ее Правительством РФ в мае 1998 года, уже не получила финансовой поддержки. Соответственно и в Федеральный фонд в эти годы не направлялись средства из бюджета. С одной стороны, это было связано с выявленными проверкой Минфина России серьезными нарушениями в деятельности Федерального фонда. С другой стороны, Государственная дума не одобрила осенью 1998 — зимой 1999 года Федеральную программу[48].

Благоприятно складывающаяся с 1993 года динамика по получению и использованию средств на выполнение мероприятий программы (1993 г. — 9,5 млн.. рублей; 1994г. — 39,9 млн.. рублей; 1995г. — 78,7 млн.. рублей; 1996г. — 0 рублей; 1997г. — 386,6 млн.. рублей; 1998г. — 0 рублей; 1999г. — 0 рублей) — рост в 35 раз за 1993—1997 годы — сразу была опрокинута (см. табл. 1 и рис. 1).

 

 

После одобрения Правительством России и Государственной думой Федеральной программы на 2000-2001 годы Федеральный фонд на соответствующие мероприятия получил из бюджета в 2000 году 50 млн.. рублей.

По второму источнику — «средства от приватизации» — картина еще более пестрая. Первый раз средства были получены в сумме 68,1 млн.. рублей в конце 1996 года. Эта сумма возросла в 1997 году практически в 1,8 раз — до 114,9 млн.. рублей.

Затем «средства от приватизации» Фонд получил в 1998 году в сумме 23,9 млн.. рублей и, наконец, в 2000 году — всего 0,1 млн.. рублей. Другими словами, совершенно неоправданно этот источник стал буквально «иссыхать». Естественно, что это потребовало со стороны руководства Федерального фонда и МАП России энергичных действий по восстановлению нарушенного взаимодействия в процессе выполнения программ приватизации с Мингосимуществом России и Фондом государственного имущества.

Третий источник (возврат кредитов, займов, процентов за кредит и т.д.) можно определить как источник поступления средств, характеризующий степень активности финансовой деятельности Федерального фонда и его руководства.

Какие-то особые закономерности в формировании и исследовании этого источника трудно выявить.

Если в 1994 году средства по этому источнику были весьма незначительными — 0,7 млн. рублей, то уже в 1995 году сумма резко возросла — до 49,6 млн. рублей. Далее суммы по этому источнику колебались от 24,3 млн. рублей в 1996 году до 40,6 млн. рублей в 1997 году, от 30,2 млн. рублей в 1998 году до 35,4 млн. рублей в 1999 году. Резкое увеличение характерно для 2000 года — фактически с 35,4 млн. рублей в 1999 году до 70,4 млн. рублей в 2000 году, то есть почти в два раза

Это говорит о значительной активизации организационной работы Федерального фонда с должниками — региональными фондами, предпринимательскими структурами, общественными объединениями, которые получали кредиты и займы под выполнение мероприятий Федеральных программ.

Как расходовались средства, которые формировались по трем рассмотренным источникам?

В силу вскрытого проверкой КРУ Минфина России нецелевого использования части средств Федеральным фондом в 1996—1997 годах в бюджет было возвращено 134,5 млн. рублей в 1997 году и 26,6 млн. рублей в 1998 году, то есть всего за 1993—2000 годы — 161,1 млн. рублей.

За весь период 1993-2000 годов было уплачено налогов 46,5 млн. рублей. Причем максимумы выплат по налогам — 10,7 млн. и 9,8 млн. рублей — пришлись, соответственно, на 1995 и 1996 годы.

На нужды ФФПМП израсходовано по смете 46,5 млн. рублей. Максимумы соответствующих расходов — 17,2 млн. и 27,5 млн. рублей — приходились на 1995 и 1997 годы (в эти годы Федеральный фонд реконструировал свое помещение).

Основная сумма расходов — 546,0 млн. рублей — была направлена строго на мероприятия Федеральных программ. Это составляет 53,8% в общей величине расходов Фонда за 1993— 2000 годы.

Расходы на цели финансирования программ поддержки малого предпринимательства колебались от минимума — 2 млн. рублей в 1993 году — до максимума — 371,1 млн. рублей в 1997 году.

Основная часть средств направлялась на финансовое обеспечение мероприятий федеральных программ на возвратной основе — 466,8 млн. рублей, или 85,5% от общей суммы 546,0 млн. рублей. Расходы на возвратной основе изменялись от минимума (в 2 млн. рублей в 1993 г.) до максимума (в 327,6 млн. рублей).

Величина расходов на безвозвратной основе (развитие инфраструктуры, научные исследования, обучение кадров и т.д.) составили 79,2 млн. рублей, или 14,5% (от общей суммы 546,0 млн. рублей).

Расходы в связи с объявлением банкротства в 1999 году составили 62,9 млн. рублей.

Вложение в ценные бумаги составляло в 1996 году 35,7 млн. рублей, в акции — 1,3 млн. в 1993 году и 5,3 млн. рублей в 1997 году. Эти направления средств в связи с августовским дефолтом 1998 года оказались неэффективными.

 

Сфера малого бизнеса в России в последние годы стабильно охватывает 840-860 тыс. малых предприятий. (Причем более 90% это частные предприятия.) В них занято 7,5 млн. человек, из них 6,5 млн. человек работают на постоянной основе. Объем произведенной малыми предприятиями продукции за 1999 год составил почти 424 млрд. рублей. Инвестиции в основной капитал составили около 18 млрд. рублей. Основная доля малых предприятий — более 50%. Это — предприятия торговли, общественного питания и другой коммерческой деятельности. На промышленность и строительство с равными долями приходится 30,6% (по 15,3% соответственно). Основное число малых предприятий сосредоточенно в Центральном (31%) и Северо-Западном (15%) регионах.

На этих примерах видно, что структура малого бизнеса далека от той, которая способствует экономическому росту и созданию новых рабочих мест. А для многих районов России эта задача — исключительно острая.

 

По вкладу малого бизнеса в валовой внутренний продукт — 11—12% — Россия отстает не только от развитых стран, где этот вклад составляет 50-60%, но и от многих стран Восточной и Центральной Европы. Однако опыт российских регионов-лидеров показывает: есть значительные возможности постепенно подтянуть другие регионы до надлежащего уровня. Но для этого предстоит очень большая работа.

Можно сказать еще о необходимости борьбы с коррупцией, которая душит предпринимателей, о путах теневой экономики и рэкета. Нужно выделить еще особую сферу малого бизнеса — поддержку индивидуальных предпринимателей, число которых составляет 3,5—4 млн. человек. Это тоже субъекты малого предпринимательства, которые требуют к себе особого отношения.

Пока же можно говорить о стагнации, застое в сфере малого предпринимательства в России.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: