Религиоведение как комплексная отрасль знания

Религиоведение как комплексная относительно самостоятельная область знания складывалось начиная с XIX века, хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Оно конституировалось на стыке общей и социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её строение и различные компоненты, её многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры.

Особенности богословско-теологического, философского и научного подходов к изучению религии

Богословское теологический подход к религии - это подход к религии как бы из­нутри, с позиций самой религии. Основой такого подхода служит религиозная вера. Для богословско-теологического подхода к религии характер­но ее истолкование как особого, сверхприродного явления, результа­та сверхъестественной связи человека с Богом. Таким образом, религия с позиции теологии получает надприродный, надчеловеческий, надобщественный статус.
Богословско-теологическому подходу к религии как подходу «изнутри» противостоят философский и научный способы объяснения религии как подходы «извне». Такой подход не означает обяза­тельно негативную позицию в отношении религии.
Для философов наиболее существенным является то, как решается в религии проблема устройства бытия, что первично: духовное или материальное начало, Бог создал этот мир, в том числе и человека, или человек создал в своем сознании Бога. Тот или иной ответ на этот вопрос служит основанием для решения конкретных смысло-жизненных вопросов.

Предметом науки о религии не являются пробле­мы устройства бытия, ни объект религиозной веры - Бог и все его атрибуты. В научном религиоведении с самого начала его формирования широко применяется исторический метод, предполагающий изуче­ние религиозных систем в процессе их возникновения, становления и развития, а также учет взаимодействия в этом процессе, как общих закономерностей истории, так и своеобразных конкретных обстоя­тельств

2)Классификация религий С учетом историко-стадиальных этапов развития этносов выделяют ранние (родо-племенные, первобытные), национальные и мировые религии. Родоплеменные религиозные верования сложились в условиях первобытно-общиннного строя. Они стихийно вырастали из условий жизни рода и племени. Национальные религии складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества. Они отражали условия жизни народности, а затем и нации, сакрализовывали эти этносы, их государства, глав этих государств. Их носителями являются в основном представители данного этноса. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил и т.д.), специфическая обрядность, строгая система предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и этносов от последователей других этнорелигиозных общностей. Из ныне существующих к этому типу религий относятся индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство и др. Мировые религии - буддизм, христианство, ислам -генетически связаны с родоплеменными и национальными, но существенно отличны от них. Мировые религии появились в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «мировых империй». В мировых религиях нашел отражение образ жизни больших регионов, разных классов, сословий, каст, племен, народностей. Мировым религиям свойствен сильно выраженный прозелитизм, пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический космополитический характер, обращена к представителям разных социальных групп; эти религии проповедуют идею равенства людей

3)Основные..проблемы..религиоведения

- Проблема классификации форм религиозной жизни

К сожалению, ни один из известных ныне подходов к классификации религий не является общепризнанным, поскольку наряду с определенными преимуществами все они имеют и очевидные недостатки.

Нормативные классификации разделяют религии на истинные и ложные. Примером их может служить предложенный Фомой Аквинским разделение на естественные религии, истины которых человеческий разум открывает самостоятельно и религии откровения, опирающиеся на божественную истину.

По географического подхода группируются религии, существующие в одном регионе земного шара. Чаще всего фигурируют такие категории раздела:

религии Ближнего Востока (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, языческие культы античности);

религии Дальнего Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм, махаяна-буддизм);

религии Индии (ранний буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм)

племенные культуры народов Черной Африки;

религии Америки (верования и обряды американских индейцев)

религиозные системы Океании;

классические религии Древней Греции и Рима.

Основным недостатком географического подхода является игнорирование внутреннего содержания и динамики религиозных форм.

Этнолингвистический подход к классификации религий базируется на идее Ф. Мюллера о первоначальной единство этнических и языковых признаков и религиозных представлений. Морфологический (эволюционный) подход исходит из идеи прогрессивного развития религий, каждая из которых проходит ряд последовательных, четко отделенных стадий с отчетливыми признаками. Такими стадиями религиозной истории Э. Тайлор, автор труда «Первобытные культуры», считает: анимизм, культ предков, фетишизм, идолопоклонство, тотемизм, политеизм и монотеизм.

Феноменологический подход в противовес морфологическом запрещает любые оценки форм религиозной жизни как высших или низших, более или менее прогрессивных, а также сопоставление фактов религиозного сознания с «объективными» данными. Основой классификации здесь содержательные характеристики религии. Это позволило, например, датскому ученому Г. Ван-дер-Леуву отличать «религии борьбы» (зороастризм), «религии величия и унижения» (ислам) или «религии любви» (христианство).

- Проблема определения религии, определение набора сущностных характеристик, которые отличают религию от других сфер жизни. Дело в том, что чрезвычайное разнообразие проявлений человеческой религиозности исключает нахождение некоего общего знаменателя для них.

Наиболее распространенным в настоящее время является определение религии как веры в Бога, веры в сверхъестественное. Однако его можно применять только к узкому кругу теистических религий - иудаизма, христианства, ислама. Представление о всемогущем и совершенного Творца не свойственно другим религиям. Так, синтоизм, даосизм и конфуцианство считают священным сам естественный порядок, буддизм учит о имперсональный и невыразимую основу сущего, которую человек способен постичь через самоуглубление, а некоторые индуистские секты оказывают религиозного значения вообще каждой вещи, поскольку «существовать» в них и означает «быть священным».

- Проблема метода в религиоведении

Речь, прежде всего, о беспристрастности и идеологическую беспристрастность в исследовании религиозных явлений. Важно, что как «субъективная», так и «объективная» настрой ученого могут нарушить требование методологической нейтральности. С одной стороны, перед исследователем-религиоведом постоянно возникает вопрос, можно понять тот или иной религиозный феномен, выступая лишь в роли стороннего наблюдателя, а значит, встречая опасность подмены научной позиции религиозной, а с другой - попытки сравнения религиозных представлений с объ объективными научными данными нивелируют саму специфику религиозного миропонимания. Современное религиоведение решает эту методологическую дилемму, прибегая, в основном, к феноменологическому и сравнительно-структурного методов исследования. Феноменологический метод заключается в отказе исследователя от приложения каких-либо предварительных оценок и суждений к содержанию религиозных явлений, которые изучаются. Последние должны быть зафиксированы в том виде, в котором они предстают перед сторонниками той или иной религии, и в том смысле, в котором они воспринимаются ими. Такая «самоинтерпретация» становится основой для классификации отдельных элементов религии - религиозных институтов, видов активности, верований и т.п.. Сердцевиной сравнительно-структурных методов является выяснение структуры - общей для всех религий системы отношений между смысловыми элементами. При этом содержательные элементы, которые отличают одну религию от другой, не отбрасываются, а рассматриваются как конкретные проявления единой структуры.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: