Иудеохристианство

Современные религиоведы под иудеохристианством понимают христианские общины, существовавшие в первые века после образования христианства и состоявшие из иудеев, соблюдавших закон Моисея, выполнявших его ритуалы, вплоть до обрезания и пищевых ограничений, но считавших Иисуса Христа воплощением мессианских пророчеств. В рассмотрении нашей проблемы об эволюции этических представлений, нас не устраивает такое понимание иудеохристианства, так как оно страдает односторонностью, потому что подобные общины были по своей сути иудейскими с примесью христианства. В империи преобладали эллины и другие язычники, принявшие христианство и бывшие враждебными иудеям.

Первая община христиан возникла в Иерусалиме после распятия Христа. Синедрион не мог спокойно смотреть, как набирает силы и привлекает новых сторонников религиозное учение, противоречащее иудаизму. По его наущению вскоре началось первое гонение на христиан. Фарисей по имени Савл (будущий апостол Павел) прославился своим участием в этом гонении. Закончив преследовать христиан в самом Иерусалиме и Иудее, он отправился в Сирию, чтобы продолжить гонения в городе Дамаске. Несмотря на первое гонение, в течение нескольких десятилетий после возникновения, христианство продолжало существовать внутри иудейской религии. Христиане собираются на моления в Иерусалимском храме и синагогах других городов, пользуются иудейскими священными книгами, следуют ритуалам их религии.

«На первых порах христианство проповедовалось евреями среди евреев как реформированный иудаизм. Св. Иаков и в меньшей степени св. Пётр хотели, чтобы христианство дальше этого не пошло, и их точка зрения могла бы возобладать, если бы не решительная позиция св. Павла, который высказался за то, чтобы принимать язычников в христианские общины, не требуя у них обрезания и подчинения Моисееву закону». Писал знаменитый философ ХХ столетия Бертран Рассел. [57]

Постепенно внешние противоречия между двумя религиями нарастают. После первого гонения на христиан, предпринятого иудейскими священнослужителями, последовали новые, которые продолжали наращивать противостояние между приверженцами иудаизма и христианства. В ходе Иудейской войны продолжавшейся с 66 по 73 гг. произошло окончательное разделение иудейской и христианской религии. Евреи, члены первых христианских общин, восприняли войну с Римской империей, захват Иерусалима и разрушение храма как исполнение пророчеств Иисуса Христа, за что защитники города стали считать их предателями.

Во время восстания Бар – Кохбы (132-135 гг.) отношения между евреями и христианами стали открыто враждебными. Бар-Кохба, поддержанный еврейскими священниками, объявил себя мессией и потребовал от христиан признать это. Так как большинство из них отказывалось отречься от Иисуса Христа, то он их казнил. После подавления этого восстания начинается открытая вражда между иудеями и христианами, но их религиозная преемственность и культовые связи никуда не делись в религиозных ритуалах, символике видно несомненное сходство.

В течение первых веков римляне постоянно путают христиан с иудеями. Причин путаницы было достаточно: общие богослужебные книги, Танах или Библия, религиозные праздники и многие другие заимствования христиан из иудаизма. Единого Евангелия, признаваемого всеми христианами, ещё не существовало. Они в это время пишутся, причём в большом количестве, разными авторами и в разных землях. Всё это привело к тому, что христианство переняло от иудаизма многие ветхозаветные черты, хотя во всех трех синоптических Евангелиях помещены слова Христа: «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше». [49. 5:37] Евангелист Марк добавляет: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани: иначе вновь пришитое отдерется от старого и дыра будет еще хуже». [60]

В настоящее время существует несколько толкований этого высказывания. Одно имеет следующий смысл: под ветхими мехами Христос образно обозначил иудейскую религию. Притча о новом вине в ветхих мехах, как и аналогичная ей притча о новой и ветхой ткани часто понимается в том смысле, что новое учение Христа не может уместиться в рамках иудейской религии. При этом особое значение придается соблюдению всех иудейских постов, установленных Ветхим Заветом. Однако многие христианские толкователи объясняли, что этой притчей Иисус показывает, что он основывает новую религию, иную, чем иудаизм, и иную, чем учение Иоанна Крестителя. Некоторые христиане использовали эту фразу, когда предлагали новые формы христианства. В начале второго века ересиарх Маркион использовал эту фразу для оправдания своей ереси.

Сложилась интересная ситуация. У новой религии был совершенно новый взгляд на человека, новые этические принципы, которые влекли за собой создание нового мировоззрения, из которого вытекала и новая нравственность, ниспровергающая культ силы и устанавливающая господство любви. Но взятая из иудаизма вместе с Ветхим Заветом мораль противоречила новому мировоззрению. Вместе с тем для вчерашних язычников, принявших христианство, именно идеи Ветхого Завета были близки и понятны, а идеи Христа в чистом виде до наших дней многими не принимаются. Таким образом, Ветхий Завет явился очень удобной упаковкой, в которую можно было надежно завернуть учение Иисуса Христа, чтобы лишить его революционного пафоса. Образ «нового человека», данного Христом в Евангелиях, и так ярко описанного апостолом Павлов затушевывался и «ветхий человек» продолжал спокойно жить.

Бертран Рассел, исследуя связь христианства с иудаизмом, нашел, что эти две религии сохраняют теснейшую преемственность в следующих вопросах: 1. Священная история, которая в виде Ветхого Завета, имеющего глубочайшие пережитки языческого мировоззрения, нравственности, психология и традиции берется из иудаизма и без какого-либо критического анализа переносится в христианство. 2. Вера в избранный народ, которым для евреев были они сами, а христиане на эту роль поставили себя. 3. Новая концепция праведности, которую дает не жертва, а добродетели. 4. Закон. Христиане сохранили нравственную часть древнееврейского закона - десять заповедей, отвергнув в то же время его обрядовую и ритуальную части. 5. Мессия. Коренное различие между христианством и иудаизмам заключается в непризнании евреями Иисуса Христа. Это тот водораздел, который разделяет обе религии. Непризнание Христа сопровождается и отрицанием его учения. 6. Царство небесное. В еврейской и христианской доктринах иной мир понимался не как нечто метафизическое отличное от мира сего, а как будущее, когда добродетельные будут наслаждаться вечным блаженством, а уделом порочных явятся вечные муки». [57. 375-376]

В настоящее время под влиянием Александра Меня сложился взгляд на то, что иудеохристианства как особого направления религиозной мысли не существует. Это спорное положение, так как многие протестантские течения, прикрываясь христианским названием, главный упор делают на проповеди Ветхого Завета, а не учения Христа. Однако, это чисто религиоведческий вопрос. Иудеохристианство было той основой, которая позволила на базе гуманистического учения Христа создать государственную религию Константина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: