О специальном курсе по изучению религий

Наряду с курсами, упоминавшимися в начале этой лекции и связанными с планируемым экспериментом, в учебный план школы может быть включён элективный курс “Религии мира” (“История религий”, “Религии в России”). Вопрос о введении курса каждая школа решает в зависимости от своей специфики. Гимназии и лицеи повышенного уровня, к тому же имеющие гуманитарную ориентацию, будут, конечно, нуждаться в этом курсе в первую очередь.

Курс, посвящённый изучению религии, несколько лет преподаётся автором этих строк в старших классах (10–11), где учащиеся имеют уже некоторый жизненный опыт, интеллектуальные навыки и знания по предметам гуманитарного и естественного цикла. Так как учебные планы современной школы перегружены и продолжают пополняться новыми актуальными дисциплинами, курс должен быть выстроен как максимально компактный. Оптимальный срок его изучения не должен превышать одного года. Можно отвести для изучения курса одно полугодие (семестр), что, как показывает опыт, даже предпочтительнее. В этом случае количество часов в неделю, естественно, должно быть удвоено. Личная практика автора и его коллег позволяет рекомендовать преподавать религиоведческий курс в течение второй и третьей четвертей в 9-м классе. Таким образом, наши уроки не совпадут с хлопотным и напряжённым периодом окончания учебного года.

Такой курс теснейшим образом связан с изучением истории, граждановедения, философии, права, литературы и некоторых других дисциплин. Прочные связи устанавливаются на уроках по курсу с предметами эстетического цикла. Для тех школ, которые выберут курс, желательна комплексная увязка учебных планов всех гуманитарных предметов с учётом того содержания, которое он вносит в учебный процесс.

В идеале религиоведческий курс должен преподавать специалист-профессионал, но таковых специально не готовят, и найти их затруднительно. Поэтому вполне логично возложить эту работу на преподавателя истории и обществоведческих дисциплин. С курсом может справиться учитель другой специальности при условии, что он владеет тематикой, обладает набором литературы и возможностью для постоянного совершенствования. Если он широко образован, а также способен слушать, понимать и принимать мнения других, то его специальность не имеет большого значения. Категорически не подходят для преподавания курса люди негибкие, а также фанатичные борцы за какую-либо религиозную либо антирелигиозную идею.

В ходе командировок в разные регионы России автору приходилось сталкиваться с такими вопиющими фактами, когда за преподавание курса с удовольствием брались миссионеры современных религиозных течений, в том числе сект, признанных общественно опасными. Администрация школ оказывалась неспособной или не желала распознать столь тревожный факт. В связи с этим хочется ещё раз подчеркнуть, что пропаганда религии, а также конфессиональное обучение может осуществляться в нашей стране только вне рамок государственной массовой школы и при условии обязательного согласия учащихся (если им исполнилось более 16 лет) или их родителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: