Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Каковы особенности национальных религий?

  2. Какова специфика религии Древнего Китая?

  3. Каково учение о дао?

  4. Каковы причины возникновения конфуцианства?

  5. Какова взаимосвязь синтоизма и конфуцианства?

  6. Каков состав Вед?

  7. В чем специфика учения джайнов?

  8. Состав Ветхого Завета (Танаха).

 

Темы рефератов:

1. Иудаизм: возникновение и современное состояние.

2. Религия Древней Индии и их современное состояние.

3. Возникновение, сущность и современное состояние джайнизма.

4. Сикхизм.

5. Конфуцианство

6. Индуизм

7. Даосизм

8. Синтоизм

9. Иудаизм
Литература

1. Авеста. - М., 1993.

2. Библия - М., 1976.

3.Бог-человек — общество в традиционных культурах Востока.— М., 1993.

4. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. — М.,1970

5. Васильев Л.С. История религий Востока. — М., 1983, 1998.

6. Гусева Н.Р. Джайнизм. — М., 1968.

7. Гусева Н.Р. Индуизм. — М., 1977.

8. Дао и даосизм в Китае. — М., 1982.

9. Крывелев И.А. История религии. В 2-х т. — М., 1988.

10. Мифоиогический словарь. — М., 1990.

11. Религии мира. Энциклопедия. В 2-ХТ. — М., 1998—1999.

12. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. —М., 1987.

13. Кулаков А.Е. Религии мира. — М., 1996.


ЛЕКЦИЯ 8. Особенности мировых религий. Буддизм
Поворотным пунктом в истории религий явилось возникновение мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Это связано с изменениями в жизни народов, буд­дизм возник в VI—Vbb. до н.э. как идеология крупных рабовладельческих государств, в недрах которых уже началось зарождение феодальных отношений. Христианство возникло в I в. н.э. в эпоху экономического и политического кризиса многонациональной рабовладельческой Римской империи. Ислам сложился в VII в., когда среди арабских племен начался переход к феодализму.

Главной особенностью мировых религий, по сравне­нию снациональными, является их космополитизм. Они, обращены ко всем народам, независимо от национальной; принадлежности, упростили культ, отказались от специфически национальной обрядности, затруднявшей новообращения в прежних религиях. Мировые религии обещают ра­венство всем, независимо от социальной принадлежности.

^ Происхождение буддизма

Буддизм — самая древняя мировая религия. Возникает в середине 1-го тыс. до н.э. в Индии и, впоследствии зна­чительно видоизменяясь, распространился за се пределами, в странах Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. Существует и в России в виде ламаизма.

Основателем буддизма, согласно традиции, считаетсясын индийского царя по имени Сиддхартха из рода Гаутамы, которого после смерти стали называть «будда» (санскр. — «просветленный»,«достигший истины»). Основной причиной возникновения буддизма явилось усиление классо­вого гнета, расслоение общества, зарождение рабовладель­ческих государств. Существовавшее кастовое неравенство считалось наследственным. Буддизм возникает на основе ведической религии и брахманизма. Но в противовес им провозглашает равенство, однако не социальное, а равенство в спасении. Одновременно проповедует смирение, покорность, примирение с действительностью.

^ Вероучение и культ буддизма

Основные положения вероучения изложены в канони­ческом сборнике Типитака (санскрт. «Трипитака» — три корзины). По буддийским представлениям, Будда не явля­ется творцом и правителем мира. Он лишь просветляет че­ловека, открывает ему путь истинного познания. Буддий­ский пантеон насчитывает тысячи будд, бодхи-сатв (су­ществ, достигших спасения, но продолжающих прини­мать участие в спасении людей), богов местных религий и т.д. Все боги делятся на добрых и злых.

С точки зрения буддизма, все в мире является следст­вием бесконечного движения дхарм, которые представля­ются в виде духовных нематериальных частиц. Различные комбинации движущихся дхарм создают предметы, жи­вотных, человека. Распад данной комбинации дхарм ведет к смерти. Однако дхармы не исчезают, а объединяются в новые комплексы, в результате чего происходит перерождение. От положительных или отрицательных деяний человека зависит лучшее или худшее перерождение. Форма нового перерождения зависит от кармы, или закона, согласно которому все поступки человека имеют последствия его будущей жизни после смерти. Если человек несчастлив, значит, в прежних перерождениях он вел несправедливый образ жизни. Бесконечный процесс пере­дним называется «колесом жизни», или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни, согласно буддизму, является слияние с Буддой, т.е. погружение в нирвану сверхбытие). Один из главных догматов буддизма — догмат о страдании. Он сформулирован в четырех «великих истинах», открывшихся Гаутаме. Первая истина: жизнь есть страдание. Вторая истина: существуют причины страдания. Таковыми являются удовольствия, желание счастья.Третья истина предлагает пути избавления от страданий. Для этого необходимо подавить все желания. Четвертаяистина рекомендует соблюдение основных условий для избавления от страданий: правильная вера, правильное поведение и т.д.

Важным учением в буддизме является догмат о нирване. В буддийской литературе нирвана рассматривается как состояние вечного покоя, бесконечного блаженства. Нирваны могут достигнуть только те, кто строго выполняет религиозные и нравственные предписания.

В буддизме нет сложной обрядности, как в брахманиз­ме. Культ упрощен, нет жертвоприношений. Культ отправляется мирянами и монахами.

^ Направления в буддизме

Наиболее древней формой буддизма считается тхера-вада(европейское название хинаяна) — «узкая колесни­ца», «узкий путь спасения». Основной принцип хинаяны уход от мирской жизни в монашескую общину (сангха). Другим направлением индийского буддизма стал тантризм, или ваджраяна. Это общее название различных школ и направлений. В основе лежит поклонение некоему половому энергетическому началу, мужскому или женско­му Религиозные обряды основаны на йогической практике.


За пределами Индии широкое распространение полу­чил буддизм в виде махаяны («большая колесница», «ши­рокий путь спасения»). Махаяна предлагает спасение всем верущим, а не только монахам. Именно поэтому махаяна достаточно распространена. В махаяне распространен культ бодхисаттва, будущихбудд. К ним можно обращаться с молитвами.

Разновидностью махаяны является ЛАМАИЗМ, Возник­ший в Тибете, он распространился и на территорию Рос­сии. Существует в Калмыкии, Туве, Бурятии. Центр нахо­дится около Улан-Удэ в Иволгинском дацане. Специфика ламаизма в том, что он соединил культ буддизма с местными культами. Характерная черта ламаизма — культ хубилганов (живых богов) и широкое распространение институ­та лам (монашество). Очень красочный ритуал.

За рубежом буддизм также широко распространен, на­пример, в виде дзэн-буддизма.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. В чем специфика мировых религий?

2. Исторические условия и время возникновения буддизма.

3. Вероучение и культ хинаяны.


  1. Вероучение и культ махаяны.

  2. Вероучение и культ ламаизма.

  3. В чем специфика учения тантризма?

















Темы рефератов


  1. Особенности мировых религий.

  2. Возникновение буддизма.

  3. Сказания о Сиддхарте Гаутаме.

  4. Состав и содержание Типитаки.

  5. Философско-религиозные школы в буддизме.

  6. Дзэн-буддизм. Вероучение и культ.

  7. Буддизм в Китае.

  8. Буддизм в Японии.

 









Литература


  1. Дхаммапада. — М., 1998.

  2. Основы религиоведения. — М., 1998.

  3. Васильев Л.С. История религии Востока. — М, 1998.


4. Корнев В.И. Буддизм — религия Востока. — М., 1990

5. Кочетов АН. Буддизм. — М., 1983.

6. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. — М.,1986.

7. Буддизм. Словарь. — M., 1992.

8. Мифологический словарь. — М., 1990.

9. Мифы народов мира. Тт. 1,2. — М., 1980.

10. Религии мира. Энциклопедия. В 2-х т. — М., 1998—1999г.

11. Ольденбург. Жизнь Будды. — М., 1997.
ЛЕКЦИЯ 9 Христианство
Возникновение христианства и его сущность.

Приступая к изучению данной темы, студент должен уяснить, что все современные религии можно условно разделить на три группы; мировые, национальные и племенные. К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам. Их возникновение связано с крупными историческими переворотами в общественной жизни, в миро­вой истории. Так, например, христианство явилось идеологическим выражением краха античных порядков, краха рабовладельческого способа производства. Мировые peлигии отличались пропагандистским характером. Они уравняли всех людей перед Богом, отказались от прежней национальной замкнутости, от специфических национа­льных обрядов, заменив прежнюю, сложную и дорогую об­рядность относительно простой и доступной. Эти религии несли в себе целый ряд космополитических идей. Они от­бросили национальные перегородки, заменив националь­ные деления религиозным, нивелировали социальные и классовые различия

Самая крупная мировая религия, насчитывающая до 1 млрд. 400 млн. последователей, — христианство, зародилась на территории восточной части Римской империи в I первом веке нашей эры.

Христианская церковь учит, что христианство имеет божественное происхождение. Оно было провозглашено сыном Божьим Иисусом Христом от имени Бога-Отца в целях спасения человечества от греха. Возложив грехи людей на себя, Христос принял мученическую смерть во имя их искупления. Христос проповедовал христианские нор­мы поведения, в целом христианский образ жизни. В хрис­тианстве за столетия его существования сложилось вероу­чение, культи организация (церкви) с профессиональны­ми служителями культа.

Выяснив позицию церкви по проблемам возникнове­ния религии, студент должен иметь понятие по рассматри­ваемой теме с позиций науки. Наука установила, что появление христианства было обусловлено рядом социальных и идеологических причин. Настроения подавленности, отчаяния и безисходности, вызванные условиями жизни Римских народов и классов, способствовали распространению мессианских идей, получивших широкую популярность в среде «страждущих и обремененных». Существовавший в то время в Риме политеизм не мог увлечь бесправное и обездоленное разноплеменное население импе­рии. Политеизм был идеологией рабовладельческого строя и не вызывал симпатии и поддержки масс. Именно поэтому новая религия, провозглашавшая равенство всех людей, пропагандировавшая возможность всеобщего спасения простым и доступным способом, получила быстрое распространение и довольно скоро проникла во все слои римского общества. Идейной основой христианства явились разного рода религиозные и философские доктрины. В их числе следует назвать иудаизм и митраизм. Из них христианство заимствовало представления о мессии, о страдающем, умирающем и воскрешающем Боге, таинства и обряды. Наиболее важной философской основой являются иудейский платонизм и римский стоицизм. Первый стал источником христианского вероучения, а второй — основой христианской нравственности. Христианство как идеология протеста против социальной несправедливости выдвинуло в качестве основы для изменений условий жизни людей иллюзорные средства, удовлетворившие духовные потребности различных слоев римского общества.

Если первоначальное христианство состояло из низ­ших слоев общества, то во втором и в третьем веках в ряды христиан влились представители имущих классов. На­строения пессимизма и обреченности в условиях кризиса экономической и политической жизни Рима вполне соответствовали и некоторой части римской элиты. Вместе с вступлением знати в христианские общины меняется их социальный состав. Это привело к эволюции христиан­ской идеологии, к отказу от бунтарских настроений.

К тому же с появлением имущества в общинах стали избирать из числа наиболее зажиточных христиан служителей — епископов, дьяконов. Так появилась церковная иерархия — высшее и низшее духовенство. Возросший клир отошел от демократических принципов первонача­льного христианства и укрепил союз с императорской властью. В 313 году римский император Константин своим указом сделал христианств года оно стало государственной религией. Через год, в 325; году, под его председательством был проведен первый Вселенский Собор христианских церквей в г. Никее, полу­чивший название первого Вселенского Никейского собо­ра, на котором был принят символ веры и канонизирована Библия. Начиная со 2-го столетия христианство устанав­ливает и утверждает свое вероучение и культ. С этой целью собирались Вселенские соборы. Таких Вселенских собо­ров, признаваемых православием и католицизмом, было, семь.

Христианство как любая религия основано на вере: ра­ционалистическому осмысливанию мир не подлежит. Как бы человек ни пытался познать мир, это недоступно его разуму. Познание окружающей природы, ее связей и отно­шений возможно лишь через чудеса и божественное озаре­ние. Истины искать не нужно, они сформулированы в свя­щенных писаниях.

^ Вероучение и культ христианства.

Как уже сказано выше, вероучение и культ христианст­ва складывались в течение длительного времени, вобрав в себя вероучения из различных религиозных и философ­ских систем. В этом плане оно не оригинально, лишь по-своему интерпретирует догмы ранее существовавших религий. В течение сотен лет на различных соборах утвер­ждалось его вероучение. Основные догматы христианства — следующая троичность бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Такая троичность сформулировалась под влиянием других религий, В частности, древнеегипетской, где поклонялись богам: Осирису, Исиде, Гору, и индий­ской, почитающей Брахму, Вишну, Шиву.

Вера в непорочное зачатие, вера в пришествие Христа, душу, загробное воздаяние, ад, рай, воскрешение из мерт­вых, крещение и т.д.

Из культа христианства можно назвать крещение, вен­чание, миропомазание, елеосвящение, священство, испо­ведь, причащение, молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям и т.д. Важное место в христианстве занимают праздники. Христианство заимствовало из других религий не только элементы вероучений, но и многие обряды и праздники. За тысячелетия своего существования оно сформировало и утвердило множество празднеств. По важности событий, которым посвящены праздники, они подразделяются на великие, двунадесятые, малые. Здесь мы только перечислим их, ибо детальное знание можно отнести на самостоятельное их изучение. Это Рождество Христа, Сретенье, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение Христа, Троица. Богородичные праздники, праздники различных святых и т.д. Церковь всегда уделяла внимание праздникам, ибо с их помощью формировалось и укреплялось религиозное мировоззрение. В целом праздники выполняют большую социальную функцию, они удовлетворяют определенные потребности людей. Изучая этот вопрос, студент должен обратить внима­ние на то, что большинство культов, празднеств имеют большую земную основу, мистический характер им придала церковь. Например, крещение связано с почитанием иоды. Исповедь — снимает психическое напряжение людей и т.д. Многие участники церковных служб руководствуются побуждениями нерелигиозного характера, а именно потребностью в общении с другими людьми, нуждающимися в сочувствии, сопереживании, в эмоциональ­ной и психологической разрядке и пр. Это один из способов утешения, успокоения, отвлечения от конфликтных ситу­аций. Не случайно в празднествах довольно много элементов торжественности, мистики, снимающих психический стресс, физическую усталость. То есть празднества — явле­нии объективного порядка и играют положительную роль. Кроме того, религиозные праздники продолжают существовать, в качестве традиций, уклада жизни. В древности они были связаны с определенными природными и социальными явлениями: приходом весны, началом и концом сельхозработ, рождением человека и т.д.
^ Вопросы для самостоятельной работы

1. Почему христианство относится к мировым религиям?

2. Назовите главные особенности православия и католи­цизма. (Обратите внимание на историю раздела христианской церкви, вероучение, культ, обряд).

3. Каковы наиболее характерные черты современного сектантства?

4. Каковы характерные черты современной идеологии рус­ского православия?

5. Назовите идейные предпосылки возникновения хрис­тианской религии.
Темы рефератов

1. Исторические условия возникновения христианства.

2. Реформация, ее социальное содержание и историческое значение.

3. Христианство и современный мир.

4. Христианство и научно-техническая революция.

5. Общечеловеческие нормы нравственности и библей­ские заповеди.

6. Христианство и его основные направления.
Литература

1. Белов А.В. Секты, сектантство, сектанты. — М., 1978.

2. Гараджа В.И. Протестантизм. — М., 1979.

3. Добренков В.А., Радугин А.А. Христианская теология и ре­волюция. — М., 1990.

4. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. — М., 1973.

5. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. — М., 1987.

6. Крывелев И.А. История религии. — М., 1987.

 

17.
7. Мень А. История религии. — М., 1992. — Т 1.

8. Мчедлов М.П. Католицизм. — М., 1973.

9. Ренан Э. Жизнь Иисуса. — М., 1991

10. Свентицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. — М., 1987.

11. Титов В.Е. Православие. — М., 1967

12. Фейербах Л. Сущность христианства. Избранные фило­софские произведения. Т. 2. — М., 1955

13. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-хтт — М., 1995.

14. Христианство. Словарь. — М., 1994.

15. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. — Т 19.

16. Энгельс Ф. Книга откровения // Маркс К., Энгелье Ф., Соч. — Т. 21.

17. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. — Т. 22.
ЛЕКЦИЯ 10. Основные направления христианства
Особенности развития общественных отношений в различных провинциях и частях Римской империи нало­жили свой отпечаток на взаимоотношения между община­ми разных областей империи. В конечном счете, это привело к формированию независимых христианских церквей, противоречия между которыми нередко выливались в форму разрыва отношений. Первым крупным расколом в христианстве, произошедшим в связи с распадом Римской империи, было разделение христианской церкви на като­лическую и православную в 1054 году. В XVI веке расколо­лась католическая церковь, и из ее состава выделилось новое направление — протестантизм.

Католицизм (от греч. katholikos — всеобщий, вселенский) распространен преимущественно в Западной Европе (Франция, Бельгия, Италия, Португалия) и Восточной (Польша, Чехия, Венгрия) и в подавляющем большинстве стран Южной Америки; его исповедуют почти половина верующих Северной Америки. В Азии и Африке также имеются католики, однако влияние католицизма здесь не­велико. Католицизм имеет единый международный центр — Ватикан — во главе с папой римским, избираемым пожизненно. Официально Ватикан — это самостоятельное государство на территории Италии. Как государство оно сочетает в себе религиозную и светскую власть, имеет герб, флаг, банк, радиостанцию, почту, телеграф, армию, поли­цию.

Значительное влияние католическая церковь оказыва­ет не только на верующих, но и на политические, социальные, философские и иные теории всего современного ка­питалистического мира. В этом воздействии огромная роль принадлежит разветвленной сети массовых католиче­ских организаций. В подчинении Ватикана находится не­сколько сотен тысяч священнослужителей, а также раз­личные монашеские ордена — иезуитов, францисканцев (капуцинов, бенедиктинцев, доминиканцев и др.).

Католицизм имеет много общего с православием и в то же время отличается от других направлений в христианст­ве системой вероучения, культа, своими особыми приема­ми приспособления к изменяющимся условиям действи­тельности и новому религиозному сознанию. Католицизм дополнил «символ веры» новыми догматами о чистилище, «филиокве», непогрешимости папы римского в делах веры и нравственности, непорочном зачатии и телесном возне­сении Богородицы на небо. Много своеобразного и в като­лическом культе. Здесь широко используются средства эмоционального воздействия на чувства верующих.

Философской доктриной католицизма является иеотомизм, который в 1879 году папой Львом XIII объявлен официальной философией католической церкви. В теоло­гии католицизма имеются рационалистические моменты. Признавая, что истины веры как таковые содержатся в Библии, католическая теология считает, что для их позна­ния необходимы еще логические аргументы. Так, бытие Бога должно доказываться и «откровением», и рационалистическими приемами.

Католическая теология чрезвычайно подвижна. Это проявляется в решениях Ватиканских соборов. В частности сегодняшний католицизм пересмотрел немало представлений, которые перестали соответствовать сохранению религии. Например, Соборной конституцией о литургии разрешается упрощение многих обрядов и приспособления их к особенностям местных условий. В частности сейчас разрешено часть мессы проводить не на латинском, а на родном языке с использованием местной национальной музыки. Конституция рекомендует большое место отводить проповедям, а также проводить богослужение не один раз вдень, а несколько, с тем, чтобы занятые на производстве могли посетить его в другое время.

Приняты рекомендации по включению в католический культ элементов местных религий, по сближению с другими христианскими церквами, по признанию действительными таинств и обрядов, совершенных над католиками в других христианских конфессиях. Так, признано действительным крещение католиков в православных храмах, и православных — в католических. Более того, католикам Китая разрешено поклоняться Конфуцию, почитать по китайскому обычаю своих предков и т.д.

Католическая церковь внесла новые моменты в свою социальную доктрину. В целом философские, социаль­ные, экономические, этические, правовые и другие воззрения католицизма нацелены на оправдание и сохране­ния существующих общественных порядков и выражают интересы определенных классов. В социальных энцикликах (решениях) римских пап, как, например, «Новые деяния», «Сорок лет» и других, защищается строй, основанный на частной собственности.

В новых энцикликах «Прогресс народов», «Мир на земле» с сочувствием говорится об интересах и чаяниях народных масс, о необходимости совершенствования условий жизни трудящихся. Кредо социального католицизма молится к сохранению строя на основе его усовершенствования и освобождения от язв и пороков. Ватиканский собор предпринял попытку «переоценки ценностей» в области политической доктрины. Основные положения «нового курса» в этом вопросе сводятся к официальному при знанию политики мирного сосуществования государств политики предотвращения войн, запрещения оружия массового уничтожения, разрядки международной напряженности.

Таким образом, католическая церковь предпринимает целый ряд акций по спасению своего авторитета, по усилению влияния на верующих. Новые веяния в католицизме настолько очевидны, что часть традиционалистов и поли­тические деятели правого направления новый курс назы­вает «болезнью церкви».

Православие (что означает — правильно славить Бога) окончательно выделилось из единой Христианской церкви в середине XI века в результате раскола церквей. В настоя­щее время насчитывается около двух десятков автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Констан­тинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иеруса­лимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословац­кая, Американская и др.

Автокефальные церкви имеют в различных странах свои структурные подразделения: экзархаты, епархии, благочиния, подворья, миссии. Все православные церкви объединены общностью вероучения, канонических пра­вил и культа. В то же время многие из них существенно от­личаются друг от друга, в особенности своими социальными доктринами, политическими симпатиями, отношения­ми к различным проблемам современности.

Основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах в 325 и 381 годах. В двенадцати членах этого символа сформулированы все главные пред­ставления: о Боге, о его качествах и свойствах, о его отно­шении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскре­сении из мертвых, крещении, загробной жизни и т.д.

Основные положения символа веры (догматы) право­славные церкви объявляют абсолютно истинными, непре­рекаемыми, вечными, неизменными, сообщенными чело­веку самим Богом. Они к тому же не могут быть до конца постигнуты разумом. Основой познания объявляется вера. Что же касается католических догматов, установленных позже, а также отказа протестантских церквей от боль­шинства таинств, то православные церкви считают это заблуждением, противоречащим «святому писанию» и «святому преданию».

Вместе с тем строгое следование традиции в православии ныне сочетается с пересмотром тех сторон вероучения и культа, отношения к общественной жизни, нравственности науке и т.д., которые безнадежно устарели. Пересмотр традиционных положений в области вероучения и культа проводится православными церквами с большой осторожностью: традиционные представления сочетаются с «современным» идейным арсеналом. Говоря, например, о социальных преобразованиях, о росте культуры, благосостояния, успехах техники, церковь считает основой социального прогресса нравственное совершенство личности.

У православных церквей нет единого центра управле­ния, подобного Ватикану. Константинопольский патриарх считается «первым среди равных». По своему устройству и системе управления православные церкви руководствуются «Правилами апостольскими, каноническими», постановлениями Вселенских и поместных соборов.

Во главе русской православной церкви стоит Патриарх. Он избирается поместным собором, которому принадлежит высшая власть во всех вопросах вероучения, церковного управления и церковного суда. Патриарх осуществляет связи с другими автокефальными церквами, Контролирует деятельность епархиальных архиереев, награждает церковными знаками отличия, осуществляет надзор за всеми учреждениями центрального церковного управления.

При Патриархе учреждается Священный Синод, состоящий из постоянных и временных членов. При Синоде имеются отделы: управление делами, внешних церковных Отношений, учебный комитет, хозяйственное управление, пенсионный комитет, издательство. В административном отношении русская православная церковь подразделяется на епархии. Епархии делятся на благочинные округа, возглавляемые благочинными. Низовой организацией православной церкви является приход, возглавляемый избран­ным на общем собрании верующих церковным советом.

Дни подготовки священнослужителей и богословов русская православная церковь имеет учебные заведения. В настоящее время функционируют духовные академии и университеты, Московская, Петербургская, Одесская и ipyiiie семинарии. Московская патриархия ведет издательскую работу. Она издает ежемесячный «Журнал Московской патриархии», настольные и настенные календаря молитвенники, богослужебные указания и т.д.

Протестантизм (от лат. protestans возражающий, несогласный) третье направление в христианстве. По данным ООН, в настоящее время насчитывается 332 млн. протестантов, в том числе лютеране, просвитериане, методисты, англикане, баптисты и др. Эти данные относительные.

Протестантизм распространен в Северной Европе (Финляндия, Норвегия, Швеция, Исландия, Дания) и таких странах, как Голландия, Швейцария, ФРГ, Англия, Северная Ирландия, США, Канада, Австрия. В Кыргызстане протестантизм распространен главным образом в форме различных протестантских сект, в числе которых наиболее многочисленны евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы.

Протестантизм складывался в борьбе с католицизмом на основе отрицания ряда его важнейших представлений и понятий. В так называемых «религиозных войнах» XV1 столетия речь шла, прежде всего, о материальных классовых интересах. Борьба буржуазии против феодализма проявилась и в борьбе с католической церковью — духовной опорой феодализма.

Важнейшим протестантским догматом стал догмат об оправдании верой, обретения спасения и вечной жизни на основе личной веры, не нуждающейся ни в каких посредниках. Формирование этого догмата определялось новыми потребностями развивающейся буржуазии, выдвигавшей на передний план личную инициативу, предприимчивость, личностную исключительность, и было направлено против родового аристократизма, аскетизма, всего тoго что нивелировало индивидуальность. Утверждения догмата оправдания верой отвергло представление о богодуховности «священного предания», о необходимости сущест­вования духовенства как посредников между человеком и Богом. Тем самым протестантизм упразднил деление всех верующих на священнослужителей и мирян. Догмат об оправдании верой вел к упразднению догмата о чистилище, поскольку он строился на представлениях о «сверхдолжных делах», оразного рода подвижниках и ду­ховенстве, почитании «святых», «угодников», «отцов и учителей», мощей и т.п. Многие протестантские церкви отказались от почитания икон, креста, от большинства таинств, сохранив только крещение и евхаристию. В самом начале возникновения в протестантизме воцарились три направления: лютеранство, кальвинизм и англиканство.

Лютеранство. Основателем лютеранства явился преподаватель теологии Мартин Лютер (1483—1546), в 1517 г. бросивший вызов католицизму, вывесивший на двери церкви города Виттенберга 95 тезисов, направленных про­тив злоупотреблений римской церкви, особенно против индульгенций, которые являлись платным отпущением грехов. По Лютеру, церковь в ее существующей форме не нужна. Человек сам, своей собственной верой может искупить грехи.

Лютеранские церкви самостоятельны и подчинены светским властям. С 1947 г. существует всемирное объеди­нение лютеранских церквей. Организационной основой церкви является община, управляемая церковным советом и пастором. В лютеранских церквах сохранены облачение, алтарь, крест, свечи, хотя икон нет. Главное место отводится проповеди, а не обрядам. В богослужениях используется органная музыка и хоровое пение. В вопросах вероучения лютеранская церковь придерживается всех основных догматов протестантизма.

Кальвинизм. Евангелически-реформатская, или кальвинистская, церковь возникла как наиболее последовательное отрицание католицизма. Основателем этого на­правления является Жан Кальвин (1509—1564). В своем труде "Наставления к христианской вере» Кальвин сфор­мулировал основные положения своей теологической системы. Церковь, созданная Кальвином, называется ре­форматской и пресвитерианской. Как и лютеранство, кальвинизм считает единственным источником веры Библию. Он отвергает иконы, мощи, культ девы Марии, пышные обряды, таинства священства, елеосвещение и пр.

Кальвинизм особенно подчеркивает догмат об абсолютном предопределении. Бог навсегда одних предопределил к спасению, других — к мукам ада. Человек сам из­менить, свою судьбу не может. Несмотря на абсолютный фатализм, это представление было поддержано многими последователями; дело в том, что, по Кальвину, никто не знает, избран он Богом или нет. Только ревностная вера может служить признаком избранности и, следовательно, дает возможность получить загробное воздаяние. Отсюда вытекала исключительная нетерпимость кальвинизма ко всякому инакомыслию.

Одним из направлений кальвинизма в настоящее время является конгрегационализм. В Европе и Америке сейчас насчитывается около двух тысяч конгрегаций. Конгрегационализм (конгрегация — лат.объединение, союз), считающий себя независимой общиной, не единственная форма в кальвинизме. Имеются также реформатские и пресвитерианские общины кальвинистов.

Третьей крупной разновидностью протестантизма является англиканство. Англиканская церковь ближе всех стоит к католицизму и православию. С 1534 года англикан­ская церковь полностью порвала отношения с Римом и признала своим главой английского короля.

Англиканский символ веры включает общехристианские догматы (триединство Бога, боговоплощение, искуп­ление, воскресение, вознесение, второе пришествие и т.п.), общепротестантские (отрицание чистилища и гла­венства папы, отказ от индульгенций, безбрачие духовен­ства, иконы и мощи) и чисто англиканские. К их числу от­носятся такие, как признание короля или королевы главой церкви, сохранение церковной иерархии. Здесь признает­ся отличие духовенства от мирян и за духовенством при­знается наличие благодатной дарственности.

Лютеранство, кальвинизм, англиканство являются разновидностями раннего протестантизма. Но, помимо этих основных направлений, в протестантизме существует огромное количество различных сект и объединений, по­лучивших название позднего протестантизма. К позднему протестантизму относятся баптисты, квакеры, методисты, адвентисты, свидетели Иеговы и другие. Здесь мы рас­смотрели лишь более крупные общины.

Баптизм (от греч. baptizo — погружаю в воду). Первая община баптистов была образована в Англии к 1612 году и состояла из «умеренных» протестантов. В дальнейшем бап­тизм получил распространение в Северной Америке, Гер­мании и многих других странах. В Россию в 60-х годах про­шлого века баптизм был занесен немецкими колонистами. В Кыргызстане баптисты появились в 1907 г. 1905 г. был создан Всемирный совет баптистов. В настоящее время баптизм является самой крупной сектанскойорганиза­цией как в Кыргызстане, так и в мире в целом.

Основой организации баптистов является община ве­рующих. Община избирает пресвитера и совет общины. Пресвитер является духовным руководителем общины. Совет – это исполнительный орган, занимающийся текущи­ми делами. Баптизм относится к числу евангелических сект. Основу его вероучения составляют «священные писания» книги Ветхого и Нового завета в каноническом составе. Лишь только эти книги считаются «богодухновенными». Баптисты разделяют все основные христианские догматы: о Боге, о святой троице, о сотворении мира и человека, двойственной природе мира, о бессмертии души, о первородном грехе, о божественности Христа и его вто­ром пришествии и т.д.

Основное внимание баптизм сосредотачивает на христологии (учение о Христе), баптизм стремится сделать религиозность внутренним миром человека, требует глубокой личной веры.

Отличительным признаком баптистской догматики является учение о «духовном возрождении» человека, о«рождении свыше», которое происходит под воздействием. Входящего в человека «святого духа». Баптисты считают, что возможно непосредственное общение каждого верую­щего с Богом через молитву, и не признают никаких по­средников между Богом и человеком. Также значительно упрощает культ: отрицание почитания святых мощей, икон, крестное знамение, посты, монашество, крещение детей, православные и католические молитвы.

Важнейшими обрядами у них считается крещение, хлебопреломление и рукоположение. Обряд крещения совершается только над взрослыми, пришедшими к вере сознательно, «рожденными свыше», и имеющими опреде­ленный стаж «приближенного». Это — крещение по вере. Хлебопреломление совершается в воспоминание жертвы Христа и служит средством духовного «приобщения», «со­прикосновения» с ним, т.е. средством укрепления религиозной веры.

Обряд рукоположение относится к избираемым общи­ной пресвитерам и совершается старшим пресвитером. Пресвитер не является штатным священнослужителем, это авторитет верующих. Баптизм отказался от ряда религиозных христианских праздников, «богородичных», святоугоднических, престольных. Он отмечает лишь круп­нейшие христианские праздники, связанные с личностью Христа: Рождество Христово, день нового года, Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Пасху, Вознесение, день святой троицы, Преображение.Адвентизм (от лат. adventus — пришествие) возник Л 30-х годах XIX века в США. Из США и 60-х годахадвентизм перенесен в Европу, а в 80-х он появился в России. В адвентизме имеется ряд течений: церковь адвентистских христиан, евангелические христиане, церковь Божия, общество жизни и второго пришествия, адвентисты грядущего века и др. Наибольшее распространение получила секта адвентистов седьмого дня. По данным зaрубежной печати, в мире имеется около 1,1 млн. человек этой организации. В 1932 году на Генеральной конференции адвентистов седьмого дня было принято «Руководство для общин», являющееся своеобразным уставом секты. Мировым центром является Исполнительный комитет Генеральной конференции адвентистов седьмою дня, находящийся в Батль-Крик (США). Основой организации является община. Несколько общин составляют «соединения», соединения входят в «унионы», объединения «унионов» составляют «дивизион».

Адвентистская догматика и культ во многом сходны с баптистскими. Вероучение адвентистов седьмого дня основывается на Библии. Особое внимание сосредоточено на «пророческих» книгах, главным образом па книге про­рока и Откровении Иоанна Богослова. Адвентисты верят в осуществление пророчества, а мнимое «осуществление» последних служит для них свидетельством богодуховенности Библии. Центральным пунктом адвентистского вероучения являются эсхатология и хилиазм, т.е. вера в близкое второе пришествие Христа, конец света и установление тысячелетнего царства Христова на небе. Пришествие Христа должно ознаменоваться тем, что воскреснут умершие праведники и вместе с живыми «преображенными» адвентистами вознесутся на небо, где будут царствовать с Христом 1000 лет. Все грешники будут уничтожены, аземляопустошена. Особенностью вероучения адвентистов является отрицание традиционного христианского представления об аде и рае. Душа, по мнению адвентистов, не является бессмертной. Она так же смертна, как и тело. После смерти она не отделяется от тела, а пребывает в нем до воскрешения умершего Христом. Однако, считая душу смертной, адвентисты верят в чудесное воскрешение мертвых и в бессмертие праведников. Тем самым существо христианского догмата о наличии загробной жизни сохраня­ется. Признавая «святую троицу», адвентисты вносят в ее толкования некоторые оттенки. Иисуса Христа они рассматриваю как посредника «между Богом-Отцом и творе­нием», Дух святой — это заместитель Христа на Земле, которого он оставил, «уйдя к отцу».

В области культа адвентисты во многом сходны с баптистами. Как и баптисты, они отрицают церковные таинства и обряды, не почитают икон, креста, святых и т.д. Однако у адвентистов есть свои особенности. Придавая особое значение четвертой заповеди десятисловия, адвентизм предписывает празднование субботнего, а не воскресного дня. В этот день сектанты не должны работать и обязаны приходить на молитвенные собрания. К члену секты предъявляется требование уплаты в кассу общины десятины, т.е. десятой части дохода как в его денежной, так и натуральной форме.

Главными обрядами адвентистов являются водное крещение взрослых, смирение (хлебопреломление) и рукоположение. Своеобразен у них обряд хлебопреломления. Он проводится четыре раза в год — в первую субботу каждого квартала. Перед хлебопреломлением адвентисты совершают обряд омовения ног в память о том, что Христос, согласно библейскому рассказу, на «Тайной вечере» омыл ноги своим ученикам.

^ Свидетели Иеговы — возникла в 70-х годах XIX века в США. В 1872 году бывший активный адвентист Шарль Руссель организовал кружок «исследователей Библии», который и положил начало иеговизмурусселевского тол­ка. В Кыргызстане свидетели Иеговы появились в 1956 г. свидетели Иеговы имеют централизованную организа­цию, которую они называют «теократической», подчиня­ются строгой дисциплине. Центр этой организации нахо­дится в Бруклине (район Нью-Йорка). Страны, в которых имеются иеговисты, разделены на десять зон. Низовой ячейкой являются «кружки», или килки, объединенные в «группы». В масштабе района и ряда районов имеются «стрефы», «стрефы» входят в «отделы», а «отделы» подчи­нится «краевому комитету». Иеговистские руководители от малого до большого называются «слугами». На молит­венных собраниях иеговисты читают и изучают литерату­ру, издаваемую Бруклинским центром. Бруклин издает ряд журналов («Сторожевая Башня», «Информатор» и т.д.), которые печатаются на многих языках, вещает по радио на многие страны, выпускает листовки, брошюры и книги и т.д. Характерным для иеговистского вероучения является особое толкование Библии. Не отрицая возможности буквального понимания ее текстов, иеговистские «слуги» чаще прибегают к духовному, т.е. произвольному толкованию, а некоторые из них вообще не считают «священное писание» за истину. Иеговисты отрицают догмат о триединстве Бога. Они признают единого и единственного Бога Иегову. Христос —это не Бог и не равен Богу, а сын и посланник Бога. Христос считается духовным существом, у которого нет видимых качеств. Христос — главный «сви­детель», т.е. представитель Бога на земле. «Дух святой» объявляется силой, исходящей от Иеговы.

Иеговисты отрицают веру в нематериальную душу, ко­торая может существовать отдельно от тела и улететь на небо после смерти человека. Душа не является бессмерт­ной и умирает вместе с телом. Умершие не возносятся на небо, а остаются в могилах. Согласно иеговистским пред­ставлениям, не существует «царства небесного», загроб­ной жизни, чистилища, рая, ада с его вечными мучениями и т.д. Однако иеговисты развивают свою идею воскреше­ния. Умирают навсегда лишь враги бога Иеговы. Что же касается верных его последователей, то они будут находи­ться в своих могилах лишь до тех пор, пока Иегова не выве­дет их из состояния смерти, после чего они воскреснут те­лесно и будут жить в тысячелетнем царстве Иеговы, кото­рое он установит на земле.

Итак, христианская религия сформировалась в период перехода Рима от одной общественно-экономической формации к другой как следствие социально-экономиче­ских преобразований римского общества. Христианство уравняло всех людей независимо от их имущественного положения, места в системе социальных отношений, на­циональных, расовых и других различий. Она обещает лю­дям вознаграждения после смерти в обмен за терпение и унижение в земной жизни.

Своим вероучением, праздниками и обрядами христи­анство воспитывает верующих в необходимости подчиня­ться существующей власти. Христианство, как и все другие религии, не представляет единого целого. По мере распро­странения его в разных странах и в разных социальных условиях появляются своеобразные христианские систе­мы, существенно отличающиеся друг от друга догматиче­скими и каноническими особенностями. Порою, они враждебно относятся друг к другу.
^ Вопросы для самостоятельной работы

1. Почему христианство относится к мировым религиям?

2. Назовите главные особенности православия и католи­цизма. (Обратите внимание на историю раздела христианской церкви, вероучение, культ, обряд).

3. Каковы наиболее характерные черты современного сектантства?

4. Каковы характерные черты современной идеологии рус­ского православия?

5. Назовите основные течения протестантизма.

6. Почему протестантизм является буржуазной разновид­ностью христианства?

7. Назовите идейные предпосылки возникновения хрис­тианской религии.

8. Охарактеризуйте основы вероучения христианства.
Темы рефератов

1. Христианство и его основные направления.

2. Идеология и политика современного католицизма.

3. Православие

4. Протестантизм

5. Лютеранство.

6. Кальвинизм.

7. Баптизм

8. Адвентизм

9. Свидетели Иеговы

10. Русская православная церковь в Кыргызстане прежде и теперь. Христианские секты в Кыргызстане.

11. Социальные доктрины современного экуменизма и их политическая направленность.
Литература

1. Белов А.В. Секты, сектантство, сектанты. — М., 1978.

2. Гараджа В.И. Протестантизм. — М., 1979.

3. Добренков В.А., Радугин А.А. Христианская теология и ре­волюция. — М., 1990.

4. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. — М., 1973.

5. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. — М., 1987.

6. Крывелев И.А. История религии. — М., 1987.

 

17.
7. Мень А. История религии. — М., 1992. — Т 1.

8. Мчедлов М.П. Католицизм. — М., 1973.

9. Ренан Э. Жизнь Иисуса. — М., 1991

10. Свентицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. — М., 1987.

11. Титов В.Е. Православие. — М., 1967

12. Фейербах Л. Сущность христианства. Избранные фило­софские произведения. Т. 2. — М., 1955

13. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-хтт — М., 1995.

14. Христианство. Словарь. — М., 1994.

15. Энгельс Ф. Книга откровения // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. — Т. 21.

16. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. — Т. 22.

ЛЕКЦИЯ 11 Ислам
Экономические и идейные предпосылки возникновения ислама.

Термин «ислам» в переводе с арабского означает «покорность», а принявший эту религию называется преданным (по-арабски — мусульманин), отсюда второе название этой религии мусульманство. Ислам — одна из трех мировых религий. Его последователи-мусульмане живут во многих странах мира, и их численность достигает 860 млн. человек. В основном они проживают в странах Ближнего и Среднего Востока, Азии, Африки. В ряде стран ислам — государственная религия. В СНГ мусульмане проживают в республиках Средней Азии и Казахстане. Исламская традиция утверждает, что ислам дан людям Аллахом, через пророка Мухаммеда, т.е. он имеет божественное происхождение. Наука же появление ислама связывает с земной основой и обращает внимание на исторические условия его возникновения. Ислам возник в Азии, на Аравийском полуострове в начале VII в.н.э. в результате действия внутренних и внешних причин: первая вела к отмиранию родового строя и установлению классовых отношений. Процесс смены общественно-экономической формации сопровождался политическим объединением разрозненных племен и созданием арабской государственности. Необходимость централизации власти обусловливалась прежде всего: 1) раздробленностью племен; 2) обострением классовой борьбы; 3) развитием производительных сил; 4) требованием защиты от набегов соседних государств (абиссинцев, персов и т.д.).

Идейные истоки ислама? Во-первых, многие религиозные представления ислам заимствовал из более ранних монотеистических религий — иудаизма в его монофизитской и несторианской формах. Во-вторых, большое значение в формировании ислама имели древние арабские верования. В-третьих, чувствовалось влияние зороастризма. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, бог-Аллах избрал своим «посланником», пророком. В результате деятельности Мухаммеда, его помощников и последователей после смерти Мухаммеда возникло военно-теократическое государство — халифат. В ходе завоевательных войн, которые вел халифат, ислам распространился на захваченных арабами территориях, в том числе и на части территории, входящей ныне в состав СНГ. Его распространение было связано не только с военными успехами арабов, но и с деятельностью исламских миссионеров.

Благодаря миссионерской деятельности адептов ислама со временем он распространился в Казахстане, Кыргызстане, Татарстане, Башкортастане, на Северном Кавказе уже после арабского нашествия.

^ Вероучение и культ ислама.

Источниками вероучения ислама являются: Коран, Сунна и мусульманское законодательство «шариат». Коран (отараб, «куран» — чтение) является высшим и наиболее полным из священных писаний. Мусульмане считают, что Коран вечно существующий под престолом Аллаха, содержание которого он передал пророку Мухаммеду рез архангела Джебраила. В действительности же Коращ был окончательно отредактирован при халифе Османе B 644—656 гг. Содержание Корана во многом определялось проповедями и изречениями самого Мухаммеда, которые, по преданию, записывали за ним ученики. Подобно Библии, Коран представляет собой собрания религиозно-бытовых правил, законов, легенд и преданий, как ранее распространенных среди арабов, так и позаимствованных других народов.

Наряду с Кораном важным источником исламского вероучения и права является Сунна. Сунна — мусульманское священное предание, представляющее собой совокупность хадисов — рассказов о высказываниях и действиях В пророка Мухаммеда. Сунна (от арабского «обычай» — В пример) стала основным источником, дополняющим и поясняющим Коран.

Положение Корана и Сунны легли в основу феодально-мусульманского права — шариата. Шариат (с араб. — надлежащий путь) определяет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.

Суть вероучения ислама состоит в следующем: вера в единого бога, в Аллаха, ангелов и демонов; святость Корана, пророков и в посланничество Мухаммеда; вера в рай и ад; в божественное предопределение; вера в бессмертие души.

Основные культовые предписания ислама сформулированы в форме пяти обязанностей мусульманина: 1) вера в единого бога Аллаха — «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник его»; 2) ежедневная В пятикратная молитва (намаз); 3) соблюдение поста-ураза (в месяц рамазан); 4) налог — узаконенная милостыня — закят, раздача милостыни бедным; 5) паломничество в Мекку — хадж.

Основным содержанием веры ислам является требование покорности Аллаху. Кроме этих обязанностей, в мусульманской культовой системе имеются такие важные обряды, как культ Каабы, чтение Корана, культ мазаров, обрезание (сунет), намаз, хадж, брак (нике), похороны и т.д. А также множество праздников.

Ид аль-адха (ид аль-кябир, курбан-байрам, курмандык) — праздник жертвоприношения — главный мусульманский праздник. Хотя его существование относится к доисламским временам, ид аль-адха — прямое продолжение домусульманских языческих культов древней Аравии. Этот праздник нередко воспринимается как национальный.

Праздник разговения (ид аль-фитр, ураза-байрам) — завершает пост в месяц рамадан и длится три дня. Это — второй по значению мусульманский праздник после ид аль-адха.

День поминовения имама Хусейна (ашура, шах-сей-вахсей) — главный праздник мусульман-шиитов, а также последователей некоторых суфийских братств.

День рождения пророка Мухаммеда (мавлюд, мав-люд-ан-наби). Дата рождения Мухаммеда точно не известна. Обычно ее определяют 570 г.

Ночь предопределения (лейлят аль-кадр) — ночь на 27 число месяца рамадана, в которую, согласно мусульманской традиции, началось ниспослание пророку Мухаммеду Корана.

Мирадж (исрава-ль-мирадж, раджаб-байрам) — праздник, посвященный памяти фантастического путешествия пророка Мухаммеда на мифическом крылатом животном Бураке в Иерусалим (исра) и вознесению оттуда к небесному престолу Аллаха.

Мусульманский новый год, как и другие праздники отмечается по лунному календарю. Отсчет дат мусульманского летоисчисления ведется от момента переселения: (хиджра) пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г. 15 июля.

Сегодня многие праздники и обряды тесно переплелись с национальными, поэтому значительная часть неверующих людей исполняет религиозные требования, считая их своими национальными традициями

^ Основные направления ислама.

Между основными направлениями в исламе существуют значительные разногласия. Суннизм (с араб, «сунна» — образ действия) — в исламе В «сунна» — «священное» предание, совокупность рассказов о Мухаммеде и его изречениях. Именно от этого слова происходит данное направление. Его последователи составляют около 90% мусульман. Суннизм выделился как самостоятельное направление в исламе в первые десятилетия возникновения ислама в ходе борьбы за власть в арабо-мусульманском государстве (халифате).

Шиизм (от араб. — группировки, партия) — возник в начале второй половины VII в. Развивался как религия против злоупотреблении власти. Возникнув как однородное движение, шиизм со временем раскололся на многочисленные течения и секты. Среди наиболее многочисленных и влиятельных шиитских течений выделяется исмаилизм. Эта секта возникла в VIII в. и названа по имени Исмаила, которого, в отличие от других шиитов, считают законным седьмым имамом. Исмаилиты проживают во многих странах мира: Индии, Ираке, Афганистане, Восточной Африке, Сирии и др.

Имамиты — возникли в IX в. Они почитают всех двенадцать имамов, включая скрытого. Он обязательно вернется, и тогда наступит эпоха справедливости и благоденствия. Большинство их живет в Ираке, Иране, Пакистане, Афганистане.

В середине IX в. возникла еще шиитская секта алавитов, или нусайритов, у которых учение близко к исмаилитам, но включает элементы христианства и домусульманских верований. Они проживают в северо-западной части Сирии, а также в Турции. Между шиитскими сектами существуют серьезные догматические и обрядовые разногласия, связанные преимущественно с вопросом о передаче права на верховную власть в общине тому или иному имаму— потомку Али: имамиты признают такое право за «исчезнувшим» двенадцатым имамом, исмаилиты — за седьмым имамом, алавиты — за одиннадцатым имамом. Общая численность шиитов приблизительно 75—80 млн. человек. В СНГ шииты проживают в Азербайджане и Таджикистане. Одним из таких движений в шиизме является бабизм — возникший в Иране в середине XIX в.

Название произошло от основателя Али Мухаммада Баб. Во второй половине XIX в. в Ираке, в среде бабистов возникли секты «бехаитов». Ее основатель, объявивший себя Бехаулой (блеск Аллаха), пророком, призывал к равенству, единству всех людей, созданию единого языка и единой религии человечества. Бехаиты считают, что их учение, включившее в себя некоторые из принципов христианской морали, пришло на смену всем религиям мира, что с его распространением якобы падут национальные, государственные и социальные границы. Бехаизм является по существу новой современной религией. Главные центры бехаитов находятся в Германии, США, Панаме, штаб-квартира в г. Хайфа (Израиль).

Ваххабизм — одно из течений суннитского направления, возникшее в конце XVIII в. в Аравии. Его основатель Мухаммад Ибн АбдальВаххаб выступил с проповедью возрождения «чистоты ислама» и подлинного единобожия. Ваххабизм отвергает анимизм, культ святых, паломничество к мазарам, осуждает роскошь, курение, употребление спиртного т.д. Ваххабизм и ныне является официальной идеологией Саудовской Аравии. Сегодня эта страна отличается своей активностью, претендует на роль духовного лидера в мусульманском мире. Саудовская Аравия считает, что она является.родиной ислама и на этом основании должна стать лидером мусульманского мира.

Таким образом, ислам, как и всякая религия, явление историческое, вызванное к жизни определенными социальными, экономическими, историческими условиями. Возникнув как монотеистическая религия, он заимствовал ряд существенных положений своего вероучения из иудаизма, христианства и других религий. Ислам провозгласил единство Бога, но влияние племенных культов арабов сказалось на обрядности и мусульманских праздниках.


ЛЕКЦИЯ 12 Нетрадиционные религии
Нетрадиционные религии появились в начале 70-х гг. XX в. в некоторых странах Америки и Европы. Нетрадиционные вероуче­ния характеризуются следующими особенностями.

1. Провозглашая свое принципиальное отличие от традицион­ной религиозной идеологии, многие нетрадиционные вероучения настойчиво утверждают, что «не являются религией». Например, приверженцы движения Харе Кришна объявляют свое учение «бо­жественной наукой».

 


  1. Наиболее значительными показателями самостоятельности нетрадиционных религий является создание новой канонической литературы либо особое «прочтение» старой. Например, издание «Бхагавад-гиты» в особом каноническом переводе Бхактиведанты.

  2. При всех утверждениях пропагандистов нетрадиционных религий о том, что они исходят из «чистого», «исконного» уче­ния глубокой древности, им свойственно отклонение от этого веро­учения.

  3. Нетрадиционные верования выражают свою альтернатив­ную идеологическую направленность — вступают в конфронта­цию с господствующим социальным строем и его официальными религиозно-церковными институтами. В секте Муна, Движении Иисуса, Миссии божественного света Махараджи Джи, культе Мехер Баба на первый план выдвигаются концепции эсхатологии (от греч. «эсхатон» — конец), мессианства и хилиазма (тысячелет­него Царства Божьего на земле).

  1. В нетрадиционных вероучениях на первое место выдвигают­ся сюжеты религиозно-философского мистицизма, например пред­ставление о сверхъестественных «помощниках» человеческого рода.

  2. Вероучения и культовая практика нетрадиционных религий нередко имитируют различные природные явления (особенно это характерно для теософии, различных направлений йоги, медитационной практики и оккультизма).


Различные нетрадиционные верования объединяет много об­щего.

Во-первых, все они в той или иной степени содержат элемен­ты социального протеста, чаще всего пассивного. Во-вторых, как правило, эти вероучения носят синкретический (смешанный) ха­рактер: в них переплетены мистика, философские учения, религи­озные доктрины и т.д. В-третьих, нетрадиционные религии обещают для своих приверженцев спасение «здесь и теперь», в отличие от старых культов, отодвигающих справедливое воздая­ние в потусторонний мир.

Современные религиозно-мистические искания представляют собой 145 направлений, которые можно объединить в 12 доста­точно широких групп.

1. «Иудаистско-христианское пробуждение»: новые пятидесят­ники, секты и коммуны движения Иисуса и т.д. - всего 6 на­правлений.

2. Восточные религии: дзэн, тибетский буддизм, тантризм, йога, суфизм, движение Харе Кришна, трансцендентальная медитация, Миссия божественного света, интегральная йога и т.д. — всего 29 направлений.

3.Эзотерические исследования: эзотерические группы (теосо­фия, антропософия, группа Гурджиева и ряд других); эзотеричес­кие искания (каббализм, астрология, алхимия, таро, магия и т.д.)— всего 13 направлений.

4.Эупсихические терапии: юнгианская психиатрия, гештальт-психология, монхосинтез, гуманистическая психология, транспер­сональная психология и т.д. — всего 13 направлений,

5. «Неземное исцеление»: терапия логических поз, психичес­кая хирургия, чтение ауры, гипнотерапия, гомеопатия, рефлек­сология и т.д. — всего 18 направлений.

6. Телесные терапии: сенсорное пробуждение, биоэнергетика, оргономия, восточные военно-спортивные системы физических упражнений — всего 13 направлений.

7. Неопримитивизм и язычество: философская психология (К. Г.Юнг, М. Элиаде, Дж. Кембел), колдовство и шаманизм, доброволь­ный примитивизм в качестве образа жизни — всего 4 направления.

8. Органицизм: экологический мистицизм, культ природной пищи, макробиотика, биоритмика — всего 6 направлений.

9. «Сумасбродная наука»: изменение состояния сознания, био­логическая обратная связь, экстрасенсорные и парапсихологические системы и т.д. — всего 21 направление.

10. Психостеритуальные и оккультные группы: «Процесс», груп­па Эдгара Сойса и т.д. — всего 10 направлений.

11. Психотроника: мистицизм средств массовой информации, манипуляция мозгом с помощью наркотиков и электричества и т.д. — всего 3 направления.

12. Поп-культура: псевдонаучная фантастика, уфология (культ летающих «тарелок») и т.д. — общества объявлялись частными. В соответствии с декретом школа отделена от церкви, введена государственная система светского образования

Конституция РФ 1993 г. отводит свободе совести важное место в системе гражданских прав и свобод. РФ провозглашается свет­ским государством. Никакая религия не может устанавли­ваться в качестве государственной или обязательной. Ре­лигиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство закрепляет равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, принадлежности, отношения к религии и т.д. Каждому гражданину РФ гарантируется свобо­да совести, свобода вероисповедания, включая право ис­поведовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и сло­ва. Не допускается пропаганда, возбуждающая социаль­ную, национальную или религиозную ненависть и вражду. Конституционные нормы получили дальнейшее раз­витие и конкретизацию в федеральном Законе РФ «О свободе совести и о религиозных объе­динениях», принятом 19.09.1997 г. Цель закона — подтвердить право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом не­зависимо от отношения к религии и убеждений, содейст­вовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероис­поведания.

ЛЕКЦИЯ 13 Религиозная культура, религиозное искусство
Научное и религиозное понимание духовной культуры.

Наука под культурой понимает все то, что создано человеком, что принято называть «второй природой». Однако надо учесть, что деление культуры на материальную и духовную относительное. Культура — это не только сумма опреде­ленных материальных и духовных ценностей, но и сам процесс их создания, приумножения материальных и ду­ховных богатств, немыслимых без культурной деятельно­сти человека.

В более широком смысле под культурой понимаются достижения человече­ства, показывающие уровень познания природы и общест­ва, степень сознательности членов общества, богатство нравственного и эстетического сознания. Духовную куль­туру характеризуют такие явления, как умение трудиться (культура труда), сила логики мышления, язык (культура речи), правила поведения и нормы, умение владеть своими чувствами и настроениями (культура чувств) и т.д.

Богословы и в прошлом, ив настоящее время всегда считали и считают религию хранительницей вечных цен­ностей, скрывая ее борьбу против общественного и интел­лектуального прогресса. Религиозное толкование сущно­сти духовной культуры противоречит подлинной творче­ской активности человека. Они фальсифицируют природу творчества, утверждая, будто бы талант питается «религи­озным вдохновением», В действительности природные способности человека становятся талантом только тогда, когда творчество человека направляется в соответствии с объективными тенденциями общественного развития.

В целом же религи­озную концепцию духовной культуры можно определить как совокупность вытекающих из веры в сверхъестествен­ное религиозно-духовных ценностей, преобразующих как душу, так и общество на христианских (мусульманских) началах, ценностей, призванных обеспечить развитие и спасение души.

Сегодня в посткоммунистической идеологии церковь пытается возродить и укрепить прио­ритет религии в духовной жизни. В своих претензиях на ве­дущую роль в поднятии духовной культуры церковные круги подчеркивают свою главенствующую роль в духов­ном развитии, а также приобретении человеком земного благополучия, совершенствовании социальной жизни. Церковь считает труд и бережливость главными источни­ками земного богатства общества, однако всегда подчер­кивает приоритет религиозных ценностей перед социаль­ными. В качестве примера ссылаются на опыт деятельно­сти монастырей.

^ Место религии в духовной культуре.

В доказательство положительного влияния религии на духовную культуру обычно ссылаются на культуру средне­вековья: архитектура церквей и мечетей, иконопись, му­зыка и пр. Действительно, культуру прошлого отбросить нельзя. Религия и культура были взаимосвязаны. Мировые религии и церкви в архитектуре, живописи, музыке, ис­кусстве воспроизводили мировоззрение религии, В миро­воззренческом плане идеи, воплощенные в архитектуре, выражали представления о божественном мироздании.

<



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow