Специфический институт именно римского семейного права составляла так называемая отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей (patria potestas pater familiae). Как отмечали сами римские юристы, «ни один народ не имеет такой власти над детьми, как римляне». Исключительность положения детей определялась двумя обстоятельствами: они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но и состояли «под властью» особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.
По римскому праву родительская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака; объем власти в отношении усыновленных был несколько иным. Внебрачные дети не пользовались особым статусом: власть над ними считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак. Власть отца семейства предполагала следующие права в отношении детей: 1) право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета; 2) право оставить новорожденного безнадзорным (это право отмирает только с христианской эпохой); 3) право-обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми; ответственность могла быть личной или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой; 4) право продать сына или дочь в рабство — в силу имущественных интересов семьи или в наказание; однако эта продажа не была длительной, а также не могла (в древнейшую эпоху) осуществляться более 3 раз; 5) право на виндикационный иск в отношении лиц удерживающих его детей (таким образом, похищение детей приравнивалось к краже собственности с соответствующими последствиями).
Дети, в общем принципе, не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом. Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка. Так, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью. На таком же положении были приобретения на гражданской службе. Самостоятельным имуществом детей (как дочерей, так и сыновей) считалось то, что получено по наследству от матери или из ее семьи.
Отцовская власть над детьми прекращалась только со смертью домовладыки или посредством особого высвобождения из-под власти. Высвобождение было или добровольным актом домовладыки (manumissio), который приравнивался по форме к освобождению раба на свободу; или принудительно-правовым (за нарушения обязанностей родителя в отношении детей, троекратную продажу в рабство, при утрате родителем своего статуса); или по силе частного права (сын имел право выкупиться из-под власти — или реально, или путем символического судебного процесса, если отец отказывал в добровольной manumissio). Дочери ни в коем случае не приобретали личной и имущественной самостоятельности: они могли только перейти под власть другого домовладыки — их брата, племянника, не говоря уже о старших родственниках.
Понятия и сущность вещного права.
Римское право не выработало понятий вещного и обязательственного права и их отличий, однако, основываясь на трудах римских юристов, такое различение провести можно, учитывая, что они различали вещные и личные иски.
При определении вещного права надо различать вещное право в объективном и в субъективном смыслах.
Вещное право (в объективном смысле) — это комплекс норм гражданского права, регулирующий права и обязанности, связанные с обладанием материальными объектами.
Вещное право (в субъективном смысле) — это право (возможность) непосредственно и независимо от чьей-либо воли осуществлять господство над вещью.
Таким образом, объектом вещного права является вещь,;и ее обладатель пользуется абсолютной защитой (то есть против любого нарушителя его прав).
В Древнем Риме такая защита осуществлялась при помощи вещных исков (actiones in rem).
2. Существует несколько черт, отличающих вещное право от обязательственного:
вещное право является абсолютным правом — обладателю вещи противостоит неограниченное число лиц, которые обязаны не нарушать его права;
при удовлетворении своих потребностей обладатель вещи использует ее сам по своей воле. Если же эта вещь выступает в качестве предмета в обязательственных отношениях (наем), то лицо должно соблюдать определенные правила, установленные законом или хозяином вещи;
вещное право является бессрочным, обязательственное же рассчитано на определенный срок;
в вещном праве лицо воздействует непосредственно на вещь, в обязательственном — на человека, на контрагента (требует от него определенного поведения;






