Финансовый леверидж (финансовый рычаг)

В результате использования различных источников финансирования складывается определенное соотношение между собственными и заемным капиталом. А так как заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость определения влияния этих издержек на финансовый результат деятельности предприятия.

Финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного капитала.

Операционный (производственный) леверидж или операционный рычаг

Операционный (производственный) леверидж зависит от структуры издержек производства, от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре стоимости. Поэтому операционный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Операционный леверидж связывает изменение прибыли с изменением объемов продаж.

Краткосрочное финансовое планирование

Краткосрочное финансовое планирование на предприятии заключается в составлении годового финансового плана, осно­вой которого являются бюджеты производства, расходов ресур­сов и реализации продукции, на основании которых, в свою очередь, составляются прогнозные формы отчетности, дающие представление о финансовом состоянии предприятия в конце предстоящего периода.

Годовой финансовый план включает:

1) общий бюджет, в свою очередь включающий:

- бюджет реализации;

- бюджет производства;

- бюджет прямых затрат на сырье и материалы;

- бюджет прямых затрат на труд;

- бюджет производственных накладных расходов;

- бюджет общих и административных расходов;

- бюджет коммерческих расходов;

- прогнозный отчет о прибылях и убытках;

2) финансовый бюджет, в свою очередь включающий:

- бюджет денежных средств;

- прогнозный баланс.

Бюджет — количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определенный период. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при принятии того или иного плана развития.

Бюджетом называется расчетная и ограничительная смета доходов и расходов на определенный период. Являясь важнейшим инструментом организации и регулирования предстоящей деятельности, бюджет представляет собой результат свободно принятого решения, утверждаемый и подлежащий исполнению. Сущностью бюджетного метода заключается в том, что вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия состоит в балансировании доходов и расходов, четком определении мест их возникновения и закреплением за индивидуальным или коллективным исполнителем.

Финансовое планирование может быть эффективным только при правильной оценке всех категорий расходов и доходов, вносимых в бюджет.

Бюджеты могут составляться для: фирмы, предприятия, подразделений.

В зависимости от того к какой категории расходов и доходов применяется бюджетный расчет на фирме составляются различные формы бюджета: операционный, финансовый, инвестиционный. Последовательность формирования бюджета определяется руководством фирмы.

Техника составления бюджета

Техника составления бюджета, применительно к практике отечественных предприятий, предусматривает следующие шаги:

1. Составляется бюджет продаж с учетом уровня спроса на продукцию предприятия, географии сбыта, категории покупателей, сезонных факторов и т.п. Это первый и самый ответственный шаг, так как оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты.

2. Производится расчет коммерческих расходов, учитывая типы продукции, типы покупателей, виды реализации и т.п. Большую часть коммерческих расходов составляют затраты на продвижение товаров на рынки, рекламу, транспортировку и т.д.

3. Составляется бюджет производства в котором обязательно учитываются производственные мощности, увеличение или уменьшения производственных запасов, величина внешних закупок сырья и материала.

4. Рассчитываются управленческие расходы. Бюджет управленческих расходов включает все расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью фирмы, т.е. затраты на содержание управленческих отделов, освещения, отопление офисов, услуги связи.

5. Балансовый отчет (прогнозный) характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату и показывает финансовые средства предприятия, фирмы.

6. Составление бюджета потока денежных средств является одним из самых важных и сложных шагов в бюджетировании, так как отдельно рассчитывается движение денежных средств по основной, инвестиционной и финансовой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: