Возникновение христианства и его ранняя история

По истории раннего христианства сохранилось большое количество самых разнообразных источников: канонические, апокрифические (неканонические), Талмуд, кумранские документы, труды Иосифа Флавия, памятники христианской идеологии. 

Гностики отрицали человеческую сущность Христа, что показывало связь между христианством и позднеэллинистической философией. Списки мертвого моря рассказывают об религиозной секте ессеев. Они рассказывают о предыстории христианства, формировании первых христианских общин, видимо, по образу жизни близких к кумранским.                            

Ожесточенные споры ведутся по поводу историчности личности Иисуса Христа, времени и месте его жизни, проповедях. Марксистская школа больший упор делает на проблему формирования христианства как нового вероучения, его культа, организации, социального состава. Зародившись в ½ 1в. на территории маленькой римской провинции Палестины как одна из местных иудейских сект, новое вероучение стало популярно среди бедного и обездоленного населения Средиземноморья и к середине 1в. проникло в Рим. Распространение христианства происходило через миссионерскую деятельность. Выделившись и отколовшись от иудаизма, христианство включело ряд Греко-римских религиозных идей.

Христианство носит космополитический характер, говорит о единстве рода человеческого, а приближенность к божеству зависит от выполнения человеком заповедей и веры в Иисуса Христа. Божество христианства – абсолют добра, разума и милосердия. Христиане проповедовали непротивление злу насилием, что отвечало сложившейся в то время ситуации господства Римской империи. Первые христиане отказались от пышных празднеств, огромных жертвоприношений, театрализованных представлений, а предпочитали тихие собрания, где слушали священные тексты и проповедников. Трапеза-ужин стала восприниматься как единение с Христом через поедание его тела и крови. Во 2-3вв. стали строить особые молельные дома, символами которых стал крест. В 1-2вв. каких-либо статуй и изображений Христа и Богоматери не было. Первые изображения появляются в 3в. в виде символов: юного пастуха, несущего заблудшую овцу или рыбы. Лишь в 4в. появляются первые портреты Иисуса Христа. В первых христианских общинах преобладало в основном городское население. К концу 1в. христианские общины существовали в Иерусалиме, Антиохи, Тарсе, Эфесе, Коринфе, Александрии, наконец, в самом Риме. С середины 2в. начинается приток состоятельных людей, разочарованных в ценностях античного образа жизни, растущими трудностями в экономике, уставших от социальных конфликтов. Они находят себе утешение в высокой нравственной христианской этике. Усложняется внутренняя организация общины. Избираются постоянные пресвитеры (руководители) и их помощники – диаконы, избирается надзиратель (епископ). С ростом численности общин, усложнением культа и накоплением имущества роль епископа возрастает, к концу 2в. становиться главой общины. Между общинами устанавливаются регулярные связи.

Признанным лидером была Иерусалимская община (самая первая). С конца 1в. начинает играть важную роль община в Риме. Руководители больших общин были известны – Юстин, Климент Александрийский, Карфагенский Тертуллиан. Рим отличался религиозной терпимостью. Но христиане отрицали всю систему античных ценностей. Первое крупное гонение – обвинение в поджоге Рима в 64г.    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: