Реформа Гая Мария и ее роль в судьбах Римской республики

           Поражения в Югуртской войне и в борьбе с племенами говорили о необходимости военной реформы. Стало ясно, что народное ополчение устарело. Граждане отрывались от своей с/х деятельности, у них было мало выучки. К то му же в армию набирались только лица, имеющие некоторую степень благосостояния. В самих легионах военная организация была поставлена в зависимость от имущественного положения. Продолжительные войны, которые вел Рим на дальних территориях, превращали военную службу из привилегии в обязанность. Инициатором коренной реформы стал Гай Марий, выходец из средних слоев римского гражданства. Началом его реформы принято считать 107г.

                                          В завершении Югуртинской войны Марий получил разрешение от сената вербовать всех римских граждан без ограничения ценза. Контингенты вербовались на добровольной основе, оружие им выдавало государство, а после войны им обещали земельные наделы. Многие обедневшие крестьяне предпочли военную службу.

                                          Теперь место легионера в строю определялось не его знатностью, а его талантом и способностями. Марий ввел в повседневную жизнь систему упражнений. Он вводит более крупную, чем манипула войсковую единицу в легионе – когорту (объединяла 3 манипулы во главе с военачальником). Каждый легион в качестве символа получал значок, изображающий орла с распростертыми крыльями, его несли на древке во главе легиона.

                                          В итоге армия была отделена от социальной организации, что способствовало ее превращению в крупную политическую силу, а главнокомандующего – в первостепенную политическую фигуру. Реформы Мария повысили его авторитет, в противоречие законам его 5 раз подряд выбирали консулом. 

 

 

Государственное устройство Рима эпохи поздней Римской республики

           Верховным обладателем власти был римский народ (populusromanus). Граждане осуществляли свою власть через народное собрание – комиции. Куриатные комиции – самый древний вид комиций. Они не исчезают, но теряют свое значение. Занимаются формальным вручением высшей власти (империя) римских должностным лицам, а также разбирают вопросы семейного права. При Тулии появляются центуриатные комиции, позже они тоже теряют свое значение, сохраняют урезанные права, обсуждают вопросы войны и мира и избирания высших магистратов. Самый демократичный вид комиций, пододвинувший остальные, - трибунные комиции. Они осуществляли законодательную деятельность. 

                                          Другим важным органом был Сенат. В период ранней республики он насчитывал 300 человек, при диктатуре Сулия – 600, при Цезаре – 900. Сенаторы назначались цензорами из среды высших магистратов, которые отслужили свой срок. При выборе сенаторов существовал и имущественный ценз. Роль Сената в политической жизни Рима была очень высока, это можно понять из тех функций, которыми он ведал. Сенат утверждал избранных магистратов, ведал государственным имуществом и финансами, занимался вопросами войны и мира, мог декретировать чрезвычайные полномочия (Фабия диктотором назначил именно Сенат), руководил внешней политикой, наблюдал за религиозным культом.

                                          Магистратуры – система должностных лиц. Магистраты были высшими (консулы, преторы, диктаторы, народные трибуны) и низшие (квесторы, эдилы и др.). Магистраты делились также на ординарных (назначались в обычном порядке) и экстраординарных (назначались в экстраординарных случаях). Преторы ведали всеми важными делами судопроизводства. Отслужившие консулы и преторы могли быть сенаторами или управителями провинций (проконсул, пропретор). Эгилы ведали вопросами городского благоустройства, а также снабжением Рима хлебом. Квесторы следили за государственной казной. Ординарные магистраты избирались на 1 год, а после свое деятельности отчитывались. Магистраты пользовались почетом в обществе. Во время исполнения своих обязанностей (в течение года) магистрат не подлежал судопроизводству. Цензоры избирались на 1,5 года. Они осуществляли надзор за имущественным цензом. С их разрешения человек мог стать сенатором. Также цензоры ведали надзором за нравственностью граждан.

                                          Все магистраты были выборными, коллегиальными (Н: право интерцессий – если один консул против предложения другого, то это предложение не проходило), краткосрочными и неоплачиваемыми. Последний признак позволяет определить Рим как республику аристократическую, т.к. только богатые граждане могли позволить себе быть магистратами. К экстраординарным магистратам можно отнести диктаторов, начальника конницы – заместитель диктатора, децемвиры, Помпей – консул sineCollege.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: