«Царственная книга» Лицевого летописного свода, 70-ые годы XVI в. «Сказание о князьях Владимирских», начало XVI в.
Книга степенная царского родословия, 1560-1563.
Послание старца Филофея великому князю Московскому Василию III, 1515-1521.
Послание старца Филофея царю Ивану Васильевичу, позднее 1547.
Иосиф Волоцкий1. Просветитель, 1494 -1506.
Иосиф Волоцкий. Слово об осуждении еретиков, начало XVI в.
Федор Васильевич Курицын1. Повесть о Дракуле, до 1504.
Федор Иванович Карпов2. Послание митрополиту Даниилу, начало XVI в.
Андрей Михайлович Курбский [1]. История о великом князе Московском, 1573.
Переписка А.М.Курбского и Ивана IV, 1564-1579. Валаамская беседа, 1551.
Ермолай-Еразм [2]. Правительница, середина XVI в.
Максим Грек [3]. Послание царю Ивану IV, 1551.
В конце ХV-первой половине XVI веков и церковные и светские авторы сочинений политического характера единодушно считали идеальной для Московии царскую власть. Эта форма власти, предполагая единоличное управление, могла быть, по мнению книжников, гарантом государственного единства. Вероятнее всего, наблюдения над политикой и нравом великих князей московских позволяли современникам считать такую форму власти для них идеальной. В.О.Ключевский со свойственной ему яркостью обобщил изображение московских князей в исторических памятниках ХIУ-ХV веков: «Князья без всякого блеска, без признаков как героического, так и нравственного величия; очень мирные люди, неохотно вступают в битвы, чаще проигрывают их, умеют отсидеться за дубовыми и каменными стенами московского кремля... Без больших страстей и пороков. Это делало их во многих отношениях образцом умеренности и аккуратности... В шести поколениях один Дмитрий Донской выделялся из строго выровненного ряда своих предшественников и преемников - яркий отблеск Александра Невского... Но московские князья обладали дарованиями недаровитых людей: дружно жили друг с другом, были очень почтительными сыновьями, работа у московских князей идет ровной и непрерывной нитью». Образованнейший современник великого князя Василия III и царя Ивана IV Максим Грек писал: «Все нуждаются во власти царской, которая пасла бы нас по законам праведным, как каждый того заслуживает. Царь должен грозою закона и правды зло к добру приводить». Сами великие князья московские конца XV-начала XVI веков, ведя родословную от Римского императора Августа, считали себя наследниками монархической власти. Такая генеалогия ставила их намного выше всей русской знати. Недаром Иван IV так любил «Сказание о князьях Владимирских». Церковные авторы считали, что от крайних проявлений (деспотизма) царскую власть убережет православная вера государя; светские авторы полагали, что от них убережет «государева мораль». Известный философ XX в. В.В.Зеньковский расценивал это великой помощью древнерусских книжников ХV-ХVI веков в рождении «великой русской утопии» об идеальном государе.
|
|
|
|
И церковные и светские авторы конца ХV-ХVI веков были единодушны в том, что царская власть законна, ибо она от Бога. Авторы «Валаамской беседы» в 1551 году писали: «Свыше самим Богом все отдано помазанному царю и великому, Богом избранному князю». В «Сказании о князьях Владимирских» упомянуто: «Сердце царево в руке Божьей». Значительно укрепившаяся Московия и ее властители искали историческую и даже богословскую мерку для определения своего роста. Следуя «Сказанию о князьях Владимирских», Московские государи конца XV-начала XVI веков считали себя церковно-политическими преемниками византийских царей и установленного еще при Владимире Мономахе совместного властительства греческих и русских царей-самодержцев над всем православным миром. В.О.Ключевский остроумно замечал: «Увидев себя в новом положении, Московский государь нашел недостаточным прежний источник своей власти, каким служила отчина и дедина». Официальный богомолец великих князей Ивана III и Василия III Иосиф Волоцкий угадал это неудовлетворение и помог его преодолеть. В своих сочинениях он писал: «Московский государь естеством подобен человеку, властию яко от Бога... Московскому государю должны подчиняться все христиане, в том числе и духовенство... Услышьте цари и князья, и помните, что власть вам дал Бог, что вы слуги Бога. Для того приставил он вас пастырями и сторожами к вашим народам, чтобы от волков сохранили вы в целости стадо его». Старец Филофей в послании к великому князю Василию III говорил о мировом масштабе власти Московского царя как блюстителя православия на земле.
В начале и в первой половине XVI века и светские и церковные книжники формулировали факторы, которые в состоянии были сдержать царскую, законную, от Бога идущую власть от крайних проявлений. Церковные авторы считали, что таким сдерживающим фактором явится православная вера государя, тесно связанная с областью совести. Православный русский государь будет щедрым, милостивым, справедливым, радеющим за царство свое, будет блюсти православную веру и церковь (Филофей), будет поддерживать правосудие и защищать правду (М.Грек), будет милосердным («Валаамская беседа»), будет стараться о благополучии подданных, заботиться не только о вельможах, но и о «самых последних» (Ермолай-Еразм). Светские авторы считали, что таким сдерживающим фактором будет государева мораль, основанная на правде и законе. По мнению Ф.И.Карпова, царь должен установить в своей стране справедливые законы, правду, согласно которым «каждому воздаться по заслугам, жить все будут свято и праведно... Ради этого даны законы, чтобы не одолел всех тот, кто сильнее». Устанавливая правду и законы, «государь должен быть и милостив». «Милость на правду опирающаяся и правда, милосердием украшаемая, сохраняют для царя царство на многие дни».
Таким должен быть царь Московский. Допустима ли православному государю самодержавная форма власти? Или у него должны быть достойные советники?
Духовенство? Его соучастие в решении главных вопросов государственной жизни подразумевалось. Об этом свидетельствует «Книга степенная царского родословия». В ранний период своей деятельности Иосиф Волоцкий также допускал духовный контроль церкви над государем, исходя из человеческой природы последнего (источник власти — Божественный промысел, носитель власти - человек; Божественный промысел не может ошибаться, человек может ошибаться). Но позднее, исходя уже из вселенской миссии московского царя (блюститель православия во всем мире), книжники посчитали, что ему должны подчиняться все православные христиане, в том числе и духовенство. Авторы «Валаамской беседы» в середине ХVI века строго разграничили область светской власти и предназначенье церкви. Духовенство не должно вмешиваться в политические дела. Царь может наставлять себя и духовно и политически с помощью «святых, божественных книг».
|
|
Аристократия? Соучастие во власти князей, бояр провозгласили в середине XVI века авторы «Валаамской беседы», а во второй половине - XVI века князь А,М.Курбский. А.М. Курбский считал нормальным только такой государственный порядок, при котором царь в решении принципиальных вопросов считался бы с мнением князей и бояр.
Демократия? Авторы «Валаамской беседы» допускали и народное участие в управлении: «Царь должен дела делать милосердно, советуясь со своими князьями и боярами и с прочими мирянами... Господь велел царям управлять и власть делить с князьями, боярами и прочими мирянами».
Но у первого русского царя, официально венчанного в 1547 году, сложилась своя концепция неограниченных полномочий верховной власти надзаконности ее политического статуса. В.О.Ключевский писал, что для Ивана IV самодержавие «не только нормальный, свыше установленный порядок, но и исконный факт нашей истории, идущий из глубины веков». Царь считал, что на него не должны влиять ни «попы», ни «рабы», ибо многовластье - это «безумие». Идеальный самодержец представлялся Ивану IV осмотрительным, не имеющим ни зверской ярости, ни бессловесного смирения, карающим воров и разбойников, милостивым к добрым и жестоким к злым. При этом Иван IV считал, что царь не должен никем и ничем быть связанным в своих действиях, не должен отвечать за свои поступки перед подданными, только перед Богом. Поэтому деятельность царя - выше закона. Иван IV отрицал положительную роль любого коллегиального начала в организации верховной власти, хотя ему приходилось терпеть и Боярскую Думу и Земский Собор. В итоге царь сумел подчинить их своей воле. В российской действительности второй половины XVI века воплотилась формула «государь - холоп», где на месте холопа оказались все подданные: от князей до настоящих холопов. Их жизнь часто зависела от любимой политической установки Ивана IV: «Жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны же». Практика такого государственного порядка была показана (как бы предчувствуя!) Ф.И.Курицыным в конце XV-начале XVI веков в сочинении «Дракула». В нем важны не только мерзости и жестокости самодержавной власти, но и беззащитность и одиночество человека в деспотичном обществе.
|
|
Таким образом, в реальной политике победу одержала точка зрения на власть Ивана IV. Но русская культурная традиция осудила ее, посчитала грубым нарушением тех теорий государственной власти, которые сложились в отечественной исторической литературе конца XV-первой половины XVI веков. Русская культурная традиция позднее неизменно следовала идеям православной государственности.