Месте в ней истории России

Сказание о князьях Владимирских, начало XVI в.

Послание старца Елеазарова мона­стыря Филофея1 Василию III, 1515-1521 гг.

Послание старца Филофея царю Ивану Васильевичу, позднее 1547 г.

 

Филофей, а также неиз­вестный автор «Сказания о князьях Владимирских» в нача­ле XVI века, аналогично Нестору и Илариону в ХI-ХXII веках, раз­ными способами доказывали одну идею - идею равенства Московского царства, вышед­шего из раздробленности и та­тарской зависимости, европей­ским государствам, а москов­ского великого князя (затем ца­ря) - европейским государям.

Московское великое княже­ство, став свободным от восточ­ного татарского гнета и силь­ным к началу XVI века, снова, как и в киевский период приня­тия христианства, обратилось к Европе, считая себя частью ев­ропейского христианского мира. Филофей в своих посланиях московским государям пред­ставлял историю человечества только в ее христианской части. Ветхозаветный период подразу­мевался, но не описывался.

Филофей считал, что исто­рия человечества исключает случайное течение, она опреде­ляется промыслом Божьим. По свидетельству пророков, кото­рым открыт был промысел Бо­жий, история человечества - это история мировых царств. Круг исторических судеб человечест­ва закончится торжеством и ги­белью трех мировых царств. С гибелью последнего, третьего, наступит конец мира, Страш­ный суд. Два царства уже пали: Великий Рим «из-за неисцели­мого неверия, ереси аполлинариевой»; Новый Рим (Визан­тийская империя) из-за «соеди­нения православных с латиня­нами». Комментарий Филофея довольно мрачен: «Потому и была разрушена константино­польская церковь и уничтожена была, и стала подобна она хра­нилищу овощей». Единствен­ным хранителем истинной «богооткровенной веры» осталось Русское царство. Это царство - последнее мировое царство, третий и последний Рим. Исто­рическое бытие человечества этим царством закончится. Чет­вертому Риму не бывать. Все христианские царства пали и слились в одно царство Рус­ское, поэтому русский царь - единственный христианский царь во вселенной, единствен­ный наследник власти правите­лей ветхого и нового Рима. В этом случае комментарий Фи­лофея оптимистичен: «Единая ныне соборная апостольская церковь восточная ярче солнца во всем поднебесье светится, и один только православный и великий русский царь во всем поднебесье, как Ной в ковчеге, спасшийся от потопа, управляет и направляет Христову церковь и утверждает православную веру».

Таким образом, Московское царство наследовало Риму и Византии, сохраняя главную ценность христиаиства - православную веру. Блюсти озна­чало продолжать мировую ис­торию.

Автор «Сказания о князьях Владимирских» в начале XVI века генеалогически детализировал место России во всемирной ис­тории. Московские князья -Рюриковичи равноправны евро­пейским государям, в своей же стране могут иметь царский им­ператорский масштаб власти. «Сказание» перечислило вели­ких властодержцев: Сеостра, Феликса, царей египетских, Александра     Македонского, Юлия Цезаря, по смерти кото­рого «брат его Август» был провозглашен властителем вселенной и венчан венцом рим­ского царства. Август поставил своего «сродника» Пруса на бе­регах Вислы-реки, «в грады» Марборок, Торун, Хвойница, Гданск, и иные «многи по реку, глаголемую Неман». Новгород­цы, по совету воеводы своего Гостомысла, отправились в Прусскую землю и там нашли «князя именем Рюрика, суща от рода римского Августа царя». От него произошли русские князья. Позднее Владимир Мо­номах получил от византийского императора Константина Моно­маха царские регалии и был «венчан сим царским венцом».

Таким образом, Московское царство, по мнению древнерусских книжников начала XVI века, находилось в системе европейских государств, а русский го­сударь - родня императора Ав­густа, а значит и всем европейским государям. Московские великие князья, цари любили «Сказание о князьях Влади­мирских», оно раскрывало пе­ред ними заманчивую даль, на горизонте которой рисовалось блестящее марево всемирной власти.

Как и в Киевский период, Россия конца ХV - начала XVI веков вписывалась в мировой ис­торический процесс с особей миссией: не допустить своей ги­бели как последнего мирового царства и блюсти православие во всем мире. При этом Россия считала себя преемницей осно­вополагающих христианских ценностей Священной Римской и Византийской империй. Бле­стящий философ конца XIX - первой половины XX веков Н.А. Бердяев в работе «Русская идея» писал: «После народа ев­рейского русскому народу наи­более свойственна миссианская идея, она проходит через всю русскую историю вплоть до коммунизма».

Вместе с тем представления древнерусских книжников на­чала XVI века о мировой истории и о месте в ней России отража­ли и объективно сложившуюся ситуацию. После Флорентий­ской унии 1439года Русь получи­ла законное право отделиться от константинопольского патриар­ха. Взятие турками Константи­нополя в 1453году на Руси было расценено как Божий суд над Византийской империей, отде­лившейся от православного христианства. Русь обрела ду­ховный суверенитет, перестала испытывать духовное влияние Византийской империи. После 1453года Московское великое княжество осталось единствен­ным независимым православ­ным государством в мире.

В это время на престол вступил новый великий князь Иван III (1462-1505). В 1472 году он женился (вторым браком) на племяннице послед­него византийского императора Зое (Софье) Палеолог, единст­венной наследнице утраченного престола. Н.М.Карамзин в «Ис­тории государства Российского» отмечал, что этот «союз напо­минал Владимиров», что Моск­ва становилась новой Византи­ей, а «монархи наши получали права императоров греческих»; «Европа с любопытством и поч­тением обратила взоры на Мо­скву». В.О.Ключевский в «Кур­се русской истории» повторил эту мысль: «Царевна своим мо­сковским замужеством делает московских государей преемни­ками Византийских императо­ров».

Н.М.Карамзин так изобра­жал последних Палеологов: Константин, последний визан­тийский император, погиб в 1453 году при взятии турками Константинополя; его первый брат Дмитрий вступил в союз с Магометом, отдал ему в жены свою дочь. Получил в удел г. Эн во Франции; его второй брат Фома, во время осады Констан­тинополя турками бежал в Рим, захватив семью и христианскую святыню - главу апостола Анд­рея. Там ему положили жалова­нье - 300 золотых ефимков в месяц. Бывал в Москве в 1480 и 1490 годах, умер в Риме, похоро­нен в соборе св. Петра. Семья Фомы Палеолога состояла из жены - «беспутной гречанки» и четырёх детей: два его сына Андрей и Мануил были также «беспут­ны». Мануил уехал к Салтану в Царьград и жил в изобилии». Дочь Зоя (Софья) вышла за­муж за великого князя москов­ского Ивана III; дочь Мария -за князя Василия Михайловича Верейского.

Софья привезла в Москву предания и обычаи византий­ского двора, итальянских мас­теров. Они руководили строи­тельством Московского каменного кремля, Успенского собора и Грановитой палаты в нем, учили русских придворным це­ремониям.

С помощью теории «Моск­ва - третий Рим» великие кня­зья московские оценивали со­противление соседних княжеств и земель как сопротивление... промыслу Божьему, т.е. как тяжкий грех. Это помогало им становиться преемниками свет­ской и духовной власти визан­тийских императоров, без коле­баний присоединяя к Москве Новгородские земли (1478), Тверское княжество (1485), Псковские земли (1510), Рязан­ское княжество (1521).

Таким образом, задача соз­дания сильного Московского царства представлялась книж­никам как всемирно-историчес­кая. Потому что от успешного ее решения зависело спасение человечества. Если в X веке хри­стианство стало духовной осно­вой объединения Киевской Ру­си, то в ХV-ХVI веках оно вновь сыграло ключевую роль в соз­дании Московского царства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: