Преимущества и недостатки

Концепция BSC дает руководству компании эффективный и гибкий инструмент, который можно использовать как для реализации стратегии компании, так и для оценки текущих проектов и информационных систем. Внедрение BSC дает компании ряд преимуществ, которые отражаются на повышении эффективности деятельности компании. Рассмотрим преимущества и достоинства системы BSC, которые приводят как зарубежные, так и отечественные специалисты (10).

Система BSC дает высшему руководству компании совершенно новый инструмент управления, переводящий видение компании и ее стратегии в набор взаимосвязанных сбалансированных показателей, оценивающих критические факторы не только текущего, но и будущего развития организации.

Также, в результате использования BSC деятельность компании становится более прозрачной и управляемой, т.к. и руководство, и сотрудники компании имеют возможность получить доступ к информации о деятельности организации. Доступ к информации, связанной со стратегическими целями, является основным преимуществом системы BSC. Обработанная и проанализированная информация, согласованная с тактическим и стратегическими аспектами деятельности, становится знанием. Наличие такого корпоративного знания – главная ценность компании, важнейший элемент принятия обоснованных эффективных решений.

Еще одним преимуществом является рост интереса со стороны внешних инвесторов к информации, дающей представление и позволяющей сделать оценку будущего потенциала компании.

Активное участие сотрудников всех уровней в реализации BSC - это неоспоримое достоинство данной системы. BSC обеспечивает слаженное взаимодействие сотрудников предприятия и снабжает все уровни управления предприятия представлениями о том, каким образом можно улучшить процесс принятия решений и приблизиться к поставленным целям. Успешность реализации BSC зависит от достижений и инициативы сотрудников, правильного распределения ресурсов и выстраивания обратных связей. Участвуя в определении ключевых показателей и реализации системы, сотрудники имеют возможность повысить собственную квалификацию и улучшить эффективность предприятия в целом. За счет вовлечения персонала в процесс реализации стратегических решений предприятие превращается в гибкую структуру, где каждый работник одинаково понимает поставленные цели. Такое предприятие способно быстро реагировать на опасные тенденции и принимать соответствующие управленческие решения Система BSC помогает предприятию в оптимизации собственных бизнес-процессов и выравнивает эти бизнес-процессы со стратегией. Ключевые управленческие процессы такие как, бизнес планирование, прогнозирование, бюджетирование и т.д., увязываются с показателями эффективности предприятия (KPI) и им присваиваются приоритеты. Благодаря Сбалансированной Системе Показателей, предприятие может более оптимально управлять своими бюджетными средствами исходя из стратегии, а не из личных предпочтений отдельно взятых руководителей, что обеспечивает связь между приоритетами и действиями.

Внедрение системы BSC способствует формированию ответственности за свою работу у персонала компании. Каждому ключевому показателю эффективности (KPI), используемому для измерения степени достижения определенной стратегической цели, должен быть назначен человек, который несет персональную ответственность за достижение этим показателем установленных плановых значений. BSC позволяет предприятию определить ключевые области своего бизнеса и назначить ответственных людей за эти области.

BSC является действительно полезной с точки зрения создания общего, разделяемого всеми понимания стратегии и установления связи между высокоуровневыми целями и задачами конкретных подразделений и сотрудников (IntelligentEnterprise №5, 18.03.2003). BSC также позволяет сфокусировать усилия на критически важных для реализации стратегии инициативах и проектах. Система мотивации персонала может выстраиваться на основе заложенных в BSC ключевых показателей эффективности таким образом, чтобы финансовые поощрения распределялись в зависимости от сбалансированности достигнутых целей. И наконец, система BSC обеспечивает обратную связь, касающуюся процесса реализации стратегии, и облегчает таким образом своевременный пересмотр стратегических намерений компании.

Но стоит отметить и недостатки системы BSC. ССП невозможно адаптировать к любым условиям. Разработанная и налаженная Система сбалансированных показателей для конкретной страны или отрасли, для определённых бизнес-условий и внутренних методов управления не будет так же эффективно работать в других условиях хозяйственной деятельности. Особенно это критично для корпораций и компаний с широкоразветвлённым ареалом хозяйственной деятельности (если много филиалов в разных странах). Следовательно, ССП надо разрабатывать отдельно для любого субъекта хозяйственной деятельности, даже если отличия есть только в величине компании (небольшая фирма и крупная корпорация).Так же установить статистически достоверные причинно-следственные связи между стратегическим целями на практике не удается. Об этом недостатке упоминает Х. Норреклит. Следовательно, при возникновении несоответствия намеченных целевых значений и достигнутых результатов определить причину неуспеха оказывается весьма проблематично. При анализе ситуации руководителю необходимо учитывать не только лежащие на поверхности факторы (такие как нарушение обязательств, форс-мажорные обстоятельства), но и глубинные предположения о рыночной ситуации, поведении конкурентов и потенциале самой компании, лежащие в основе любой конкретной системе BSC. Все это требует интеллектуальных и временных ресурсов. К недостаткам BSC традиционно относят также трудность выявления адекватных ключевых показателей, внедрения стратегии «сверху – вниз», игнорирование внешних по отношению к фирме условий (конкуренция, политическая конъюнктура, технологический прогресс и т.п.).

Тем не менее, при всех ограничениях, система BSC зарекомендовала себя как эффективный инструмент реализации стратегии компании. Но следует помнить, что BSC не панацея. BSC не принесет мгновенного положительного результата, это трудная и долгая работа, требующая определенных затрат. Система BSC требует определенной зрелости и готовности руководителей. Вместе с тем, эффективность внедрения любой системы KPI напрямую зависит как от правильного определения Ключевых показателей эффективности (KPI), так и от возможностей их дальнейшего использования, которые обеспечиваются посредством автоматизации Сбалансированной Системы Показателей (ССП) с использованием высокотехнологичных программных продуктов.

 

 

Типы показателей деятельности компании: ключевые показатели результативности (КПР)-говорят о положении дел в целом, производственные показатели (ПП)-указывают на то, что следует делать, ключевые показатели эффективности (КПЭ)- говорят о том,как можно кардинально повысить эффективность.

 

Согласно экспертным оценкам количество Ключевых Показателей Эффективности (KPI) на корпоративном уровне или уровне компании не должно превышать 15-25, в противном случае произойдет рассеивание внимания, ресурсов, усилий, "размытие" целей и ответственности, т.е. стратегический фокус нарушится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: