Первыми народами, у которых господствующую роль приобретает рабовладельческий уклад, были этруски и греки.
Этрусский период в истории Италии начинается приблизительно с VIII в. до н. э.
До настоящего времени исследователи защищают три различные теории по вопросу о происхождении этрусков, восходящие в конечном счете к тем мнениям, которые высказаны были еще античными авторами. Наиболее распространенной следует считать теорию восточного происхождения этрусков. Сторонники ее полагают, что этруски морским путем прибыли в Италию и обосновались на берегу Тирренского моря. Вторая теория утверждает, что этруски пришли в Италию из-за Альп. По третьей же теории, этруски были основными жителями Италии – автохтонами.
Ранние археологические памятники свидетельствуют о высоком уровне этрусского экономического и социального развития. Городища эпохи Виллановы представляют собой остатки родовых поселков, в Этрурии же появляются города, по типу приближающиеся к городам античного мира.
В течение всей этрусской истории сохранились определенные пережитки родовых отношений. Разделение труда, развитие обмена, завоевания - все это способствовало разложению родового строя и выделению господствующих семей. Социальный строй этрусков на основании имеющихся в нашем распоряжении скудных литературных источников и археологических па мятников представляется строго аристократическим; военно-жреческая знать составляла привилегированную часть общества, в подчинении у которой находились другие слои населения.
Особенностью этрусского социального строя следует считать свободное положение женщины, пользовавшейся известными привилегиями.
Рабство, по-видимому, рано появляется в Этрурии. Одним из доказательств существования его могут служить гладиаторские бои, устраивавшиеся при дворах этрусских аристократов.
Первоначально этрусские города управлялись царями. На основании кос венных данных можно заключить, что царская власть в Этрурии была выбор ной и в ходе политического развития была ослаблена аристократией, в результате чего в некоторых городах царей сменили выборные магистраты
Этрусские города были самостоятельными городами-государствами; двенадцать городов составляли свободную федерацию, проводившую единую внешнюю политику. Главную роль в хозяйственной жизни этрусков играло земледелие. Почва Этрурии, состоявшая главным образом из туфа, лежавшего на каменистых породах, легко заболачивалась, и сельское хозяйство возможно было поэтому лишь при искусственном, осушении болот. В широких масштабах этруски применяли систему дренажных работ, что было возможно лишь при массовом использовании рабочей силы и соответствующей ее организации.
Этрурия была первой в Италии страной крупного землевладения. Рано появилась в Этрурии и городская жизнь, развились ремесла и торговля. Этруски сыграли большую роль в посреднической торговле.В это время (VI век до н.э.) в Этрурии обращается ионийская монета; впоследствии этрусские города и сами чеканят монету по греческим образцам.
Этрусский религиозный культ представлял собой сложную и развитую систему, оказавшую влияние на соседние народы. Наряду со сложной системой наблюдений над окружающими явлениями природы,по которым, по верованиям этрусков, можно предугадывать будущее и познавать волю богов, в культуре этрусков сохранялись черты первобытных обрядов вплоть до человеческих жертвоприношений.
В V в. до н. э. позиция греков усиливается. Этрускам преходилось противостоять врагам с севера и с юга. Территория этрусской державы уменьшалась, ослаблялась и внутренняя связь между городами, входившими в этрусскую федерацию. Однако этруски продолжали играть доминирующую роль в области культурного развития Италии вплоть до конца IV в. до н. э.; лишь постепенно они уступают свое место соседним племенам, особенно римлянам, политическая роль которых усиливалась, а в III в. приобрела значение и римская культура. В середине 1 в. до н. э. этрусская народность потеряла всякое значение, а вскоре был забыт и этрусский язык.
Так же известны колонии греков на территории современной Италии.