Все римские магистратуры были выборны (кроме диктаторской), безвозмездны, временны (для большинства — сроком на один год) и коллегиальны (кроме диктатуры)

В нормальных условиях республика управлялась так называемыми ординарными магистратами. К ним относились консулы, преторы, цензоры, эдилы, квесторы и народные трибуны.

1. Во главе республики по-прежнему стояли два ежегодно избираемых консула. Консулы были главами государства и верховными главнокомандующими с высшим империем.

2. Младшими коллегами консулов были преторы, избираемые на тот же срок. Они также имели империй, но основной их функцией было руководство судом.

3. Раз в пять лет (с перерывом на 3,5 года) выбирались два цензора, срок власти которых длился 18 месяцев. Цензоры составляли списки граждан и проводили ревизию списков сената и всадников. Цензоры не имели империя, но не были никому подчинены и обладали неограниченными правами в выполнении своих функций.

4. Более мелкими магистратами были эдилы, выполнявшие роль надзирателей за состоянием города и ведавшие устройством государственных празднеств и прочих зрелищ (что связывало эту должность с большими личными затратами),

5.  а также квесторы, выполнявшие функции казначеев.

6. Особое положение занимали народные трибуны, избираемые на год числом 10 человек.Хотя трибунат вошел в общую систему магистратур, он продолжал до известной степени сохранять связь с плебсом и быть контрольным органом демократии. Они могли вносить законопроекты и налагать вето на решения всех магистратов и сената; империя народные трибуны не имели.

В особо критических ситуациях избирались или назначались экстраординарные магистраты, наиболее значительным из которых был диктатор. Он назначался сроком не более чем на шесть месяцев одним из консулов по специальному решению сената и обладал всей полнотой власти. По сути дела, назначение диктатора было временной реставрацией монархии. Против него не действовало ни право апелляции, ни трибунское вето. Диктатор назначал себе помощника, именуемого начальником конницы.

К III в. до н. э. установилась иерархия должностей и последовательность их прохождения. После исполнения должностей квестора, эдила и народного трибуна (для плебеев) можно было баллотироваться в преторы и консулы. Из бывших консулов назначались диктаторы и выбирались цензоры.

Роль государственного совета играл сенат. Списки сената составляли цензоры, комплектовавшие его по преимуществу из бывших магистратов. Раз в пять лет цензоры производили ревизию его состава. Иерархия в сенате зависела от магистратуры. В период республики число сенаторов достигало 200—300 человек.

Формально сенат считался консультативным советом при магистратах. Однако, поскольку ни лишенное инициативы народное собрание, ни постоянно меняющиеся магистраты не могли эффективно осуществлять повседневную политику, сенат превратился в правительство. Его власть основывалась не столько на законе, сколько на существовавшей практике. Сенат монополизировал финансы, внешнюю политику и дела, связанные с культом. Он также ведал организацией военных действий. Вскоре сенат присвоил себе роль арбитра между магистратами. Наконец, в его руках был контроль за государственной безопасностью.

Рим не имел единой конституции. Она слагалась из различных правовых норм, принятых в разное время. В такой ситуации особенно возрастала роль неписаных правил и практики, что усиливало контроль сената над политической жизнью общества.

Римское общество и государство были сильно милитаризированы. Любой гражданин от 18 до 60 лет мог быть призван в легионы.

Римская держава в период поздней Республики.

Новые римские территории получили статус, значительно отличавшийся от статуса Италии. Они рассматривались как собственность римского народа и были лишены самостоятельности. Значительная часть земель конфисковалась и сдавалась в аренду римским гражданам. Кроме того, население провинций, как теперь назывались эти территории, должно было платить большой налог — около 1/10 всех доходов — в римскую казну. В правовом отношении население провинций рассматривалось на одном уровне с подданными и стояло вне римского права.

Наместники провинций являлись командующими армией и главами гражданского управления и были подотчетны только Риму. Почти каждая община имела в Риме патрона из числа влиятельных граждан, с которым она вступала в отношения клиентелы.Патрон представлял общину перед римской администрацией. Во время пребывания в должности наместник не подлежал суду, но он мог быть привлечен к ответственности после окончания срока. В 149 г. до н. э. по закону КальпурнияПизона была учреждена специальная судебная комиссия по делам о вымогательствах.

Создание державы вызвало ряд военно-политических проблем. Из-за военных действий Риму не хватало ресурсов, и искать их приходилось за пределами гражданского коллектива. Обозначился и кризис в армии. Неэффективность частой смены командующих показала еще Вторая Пуническая война. Римляне были вынуждены продлевать полномочия способным полководцам, но это вело к ломке республиканской системы.

Полисные установки наносили ущерб управлению. Римляне видели в провинциях только объект для эксплуатации, их экономика разрушалась, а провинциалы ненавидели римское господство. Провинциальные наместники грабили местных жителей, а неразвитость финансового аппарата привела к господству разорительной для провинций системы откупа.

Наиболее существенным экономическим изменением было установление господства рабовладельческого способа производства. Рим знал рабство с древнейших времен, но до Пунических войн основой экономики был свободный труд. Завоевания привели к колоссальному притоку рабов. Кроме войны важными источниками рабства были долговая кабала в провинциях, пиратство и работорговля. Известную роль играло и естественное воспроизводство рабов.

Рабы играли огромную роль в непроизводительной сфере, в основном в обслуживании знатных семейств. Большую группу составляли рабы-гладиаторы, используемые не только для зрелищ, но и для личной охраны владельца.

В экономике труд рабов сочетался со свободным трудом. Особенно широко рабский труд применяли в рудниках и строительстве. Значительную роль рабы играли в сельском хозяйстве; менее развито было привлечение рабов к ремеслу.

Хозяйства, основанные на рабском труде, имели определенные преимущества перед мелким крестьянским хозяйством, наступает кризис мелкого крестьянского хозяйства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: