Римское общество в период расцвета Республики (III в. до н.э.)

В экономическом отношении Рим III в. до н. э. представлял собой аграрное государство. Принадлежащие ему земли делились на две основные категории: государственные (agerpublicus) и частные. Подобное разделение свидетельствует о полисном характере государства.

В Риме господствовало мелкое и среднее землевладение. До середины III в. до н. э. процесс концентрации земельной собственности еще не зашел далеко. Государство, как это явствует из законов Лициния — Секстия, стремилось к поддержанию характерного для полиса относительного экономического равновесия. Число рабов было невелико. Основными культурами были зерновые, овощи и фрукты, рано появились виноград и оливки. Вследствие низкого технического уровня хозяйство носило преимущественно натуральный характер, хотя земледельцы все же нуждались в торговом обмене. Поэтому уже в эпоху царей в городах, прежде всего в Риме, появляются рынки. Раз в неделю устраивались базары, реже — крупные ярмарки.

Сведения о появлении профессиональных ремесленников относятся еще к периоду царей. Подчинение греков и этрусков в IV—III вв. вызвало подъем ремесла и культуры. Частые войны стимулировали развитие оружейного производства, которое велось местными силами. В IV в. до н. э. в Риме ведется крупное строительство: город восстанавливается после галльского нашествия, строится Аппиева дорога (312 г. до н. э.), сооружают многочисленные храмы и т. д. В Риме функционирует водопровод. Развивается производство предметов роскоши.

Рим имел большой внутренний и внешний рынок. С середины IV в. появляется медная монета (асс), римляне начинают также пользоваться греческими серебряными монетами. В III в. появилась римская серебряная монета (денарий). Тем не менее торговля не была основным источником дохода, а главной целью производства было удовлетворение собственных, по преимуществу сельскохозяйственных и военных, потребностей.

Римское общество делилось на три сословия: сенаторы, всадники и плебс, однако сословная принадлежность не наследовалась. Кроме цензового критерия было необходимо предоставление статуса государством.

Высшим сословием было сенаторское. Имущественного ценза для них не существовало, хотя, как правило, сенаторы были богатыми людьми.

Второе сословие называлось всадническим. Первоначально в него входили самые богатые граждане, служившие в коннице и голосовавшие в 18 всаднических центуриях. В III в. до н. э. всадничество утратило свой военный характер.К сословию принадлежали лица, обладавшие цензом в 400 тыс. сестерциев и выше, однако, чтобы стать римским всадником, этого было недостаточно.Вместе с титулом всадник получал лошадь и деньги для ее содержания. Большинство всадников были землевладельцами. Некоторые всадники активно участвовали в деловой жизни, но в основном они играли роль крупных банкиров.

Основную же массу торговцев и владельцев производств составляли плебеи и вольноотпущенники.

Все остальные граждане считались плебсом. Плебс представлял собой разнородную группу, включавшую как сравнительно богатых людей, так и неимущую массу. Плебс делился на городской и сельский. Если первый в значительной степени превращался в неимущий люмпен-пролетариат, то второй в основном состоял из мелких и средних землевладельцев.

Несмотря на отсутствие формально-правовых барьеров, римские сословия оставались довольно замкнутыми, и выходцы из низов были практически лишены возможности войти в высшее сословие.

Особую категорию римских граждан составляли вольноотпущенники (либерты). Получив свободу, раб обретал и ограниченные права гражданства. Ограничены были и права его детей —либертинов. Обладая этим комплексом «социальной неполноценности» и не имея возможностей для государственной карьеры, либерты и либертины активно участвовали в производительной жизни общества. Их роль в ремесле и торговле была весьма значительна.

Высшим государственным органом республики считалось народное собрание (комиции). В Риме существовало три типа комиций: куриатные (собрания патрициев по куриям), центуриатные и трибутные. В основе центуриатных комиций лежало деление по имущественным классам, каждый из которых выставлял определенное число центурий. Как и ранее общество делилось на пять классов. В IV—III вв. критерием деления становится имущественный ценз.

В период между 241 и 238 гг. распределение центурий было изменено. Каждый класс получил равное число центурий (по 70), а их общее число достигло 373, что усилило значение средних слоев населения.

Трибутные комиции возникли из сходок плебса по территориальным округам — трибам. После 287 г. по закону Гортензия, их решения стали обязательными для всего народа. Каждая триба имела один голос. Всего в Риме было 35 триб (4 городские и 31 сельская).

Строгого разделения функций между разными комициями не было, и это позволяло магистратам лавировать. По установившейся практике, в III—I вв. до н. э. основные законы проходили через трибутные комиции. Они же избирали низших магистратов (квесторов, эдилов и др.). Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира и выбирали высших магистратов (консулов, преторов, цензоров). Куриатные комиции утратили свое значение и реально перестали собираться.

Оба собрания не имели законодательной инициативы. Они могли собираться только по инициативе должностного лица и давать ответ на его предложения. Собрание было стихийным, правильного учета голосов не было. Беднейшие граждане голосовали в центурии пролетариев и четырех городских трибах.

Главной слабостью собрания была социально-политическая разобщенность плебса. Это делало комиции слишком слабыми, чтобы иметь реальную власть.

В Римской республике была разветвленная система должностных лиц (магистратов). Рим не знал последовательного деления власти на законодательную, исполнительную и судебную. Большинство высших магистратов имели так называемый империй, совокупность прав, включающих военное командование, некоторые гражданские и юридические полномочия, право созывать сенат и народное собрание и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: