Содержание занятий по декоративно-прикладному искусству в начальной школе

Народные промыслы России (локальные школы) и история их возникновения

Слово «промысел» означает мелкое ремесленное производство – так отмечается в Словаре русского языка С.И.Ожегова. Промысел в народном прикладном искусстве рассматривается как занятие каким-либо видом искусства на основе определенных эстетических представлений, традиций, передачи ремесла от родителей, более ранних поколений, от соседей.

Мастера каждого конкретного художественного промысла чаще всего проживают в одной местности по географическому названию которой называется сам промысел или центр народного ремесла.

Следующие народные художественные промыслы России включены в процесс формирования художественной культуры учащихся:

1. Русские художественные лаки: Палех, Федоскино, Холуй, Мстера.

2.Народная роспись по дереву: Хохломская, Городецкая, Полхов-майданская, Северодвинская.

3. Роспись по фарфору и фаянсу - Гжель.

4. Роспись по металлу - Жостово.

5. Русская матрешка: сергиев - посадская, семеновская, полхов-майданская, местных художественных центров.

6. Русская глиняная игрушка: дымковская, каргопольская, филимоновская, торжокская, скопинская, сапожковская, балхарская.

7. Вышивка и кружевоплетение: Вологодское кружево, Крестецкая строчка, владимирская вышивка, нижегородская вышивка, рязанская вышивка, тарусская вышивка.

8. Резьба по дереву: абрамцево-кудринская, костромская. Богородская игрушка.

9. Художественная эмаль - ростовская финифть.

10.Скопинская художественная керамика.

11. Сергиев-посадская и холмогорская резьба по кости.

12. Художественная обработка металла: Великий Устюг, Кубачи.

13. Народный костюм.

14. Русская набойка: Павлов Посад, Иваново. Искусство создания шалей.

15. Художественное ткачество, ковроделие. Подмосковье, Рязанская область, южные и восточные районы.

16. Пряничные доски - разные губернии и уезды.

 

Освоение традиций локальных школ в процессе обучения детей происходит в 3 этапа:

1. Копирование приёмов кистевой росписи

2. Вариации приёмов росписи

3. Творческая трансформация на тему локальной школы (на форме предмета)

 

 

 

 

 

 

Кл Тема урока Элементы содержания Характеристика деятельности учащихся
1класс Урок 1. Золотые краски осени. (Экскурсия на природу) Побуждение к диалогу о красках природы. Рассмотрение интересных форм листьев ягод, цветовых сочетаний. Зарисовки с натуры. Сравнивать разные формы листьев. Видеть основной цвет и его оттенки. Уметь выполнять зарисовки с натуры.
1класс Урок 2 Волшебные листья и ягоды. Выполнить упражнения декоративного рисования листьев приемом примакивания кистью и ягод - приемом тычка. Освоить основные приемы выполнения узоров – прием примакивания кистью для листьев и прием тычка для ягод. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы.
1класс Урок 3. Летняя сказка зимой. Изображение Городецкой ромашки соблюдая этапы работы: подмалевок, прорисовка, разживка темной краской, разживка белилами. Иметь представление о народном промысле Городца, о особенностях росписи, последовательности выполнения элементов росписи.
1класс Урок 4 Летняя сказка зимой.   Составить из элементов Городецкой росписи узор для украшения крышки стола (в квадрате) Уметь из Городецких цветов составлять узор в квадрате
1класс Урок 5. Волшебный узор. Выполнить основные элементы Хохломской росписи «травка», «осочка», «травинки», «капельки», «усик», «завиток». Познакомиться с народным промыслом Хохломы, уметь отличать его от других промыслов. Развивать навыки в кистевой росписи.
1класс Урок 6. Встречаем Весну-красну. Изобразить весеннее солнышко из красных и золотистых травинок, используя схемы размещения элементов хохломского орнамента в круге. Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе русского народа. Уметь из «травинок», «осочек», «завитков» и «капелек»собирать элемент хохломской росписи «кустик»
1 класс Урок 7. Мы рисуем сказочную птицу.   Выполнить эскиз Жар-птицы народных мастеров из Хохломы, используя пары цветовых контрастов.   Использовать умения изображения простых элементов «травного» узора Хохломы изобразить Жар-птицу, используя кранный, черный и желтый цвета.
2 класс Урок 1. Красота орнаментов из растительных форм. Составить из элементов городецкой росписи свой орнамент в полосе, соблюдая поэтапное изображение «купавки» и «розана». Иметь представление как ритмически выстраивать декоративные элементы и знать поэтапное изображение элементов городецкой росписи.
2класс Урок 2. Птицы в Городецкой росписи. Изобразить птицу Фазан мастеров Городца. Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России. Знать особенности в изображении птиц городецких мастеров.
2 класс Урок 3. Осенние фантазии. Использовать стилизацию форм и создать эскиз росписи сервиза . Знать разные приемы стилизации: упрощение формы изображаемого объекта, превращение объемной формы в плоскостную, добавление деталей, замена реального цвета. Уметь создать композицию в определенной форме.
3класс Урок 1. Сказочные кони. Выполнить роспись изделия с композиционным центром-изображением коня народных мастеров Городца. Уметь украшать изделие цветочным узором в стиле Городецкой росписи с композиционным центром-изображением коня, использовать знания его последовательного выполнения.
3класс Урок 2. Головной убор русской красавицы. Выполнить головной убор русской красавицы –кокошник, цветочным орнаментом городецких мастеров. Ознакомиться с русским женским национальным костюмом, головным убором. Уметь использовать орнамент Городца для декоративного оформления. Понимать взаимосвязь пользы и красоты.
4класс Урок 1. Красота обычных вещей. Выполнить эскиз хохломской травной росписи в определенной форме предмета. Планировать собственную деятельность. Уметь использовать форму предмета и травный орнамент хохломских мастеров, «криуля», «травка», «кустики», «ягодки», «листочки», при создании композиции.
5класс Урок 1. Хохломская роспись. [ Изобразить композицию круглого панно, из элементов травного орнамента хохломских мастеров Знать особенности народного промысла Хохломы. Уметь самостоятельно создать композицию в круге, используя верховое письмо.
5класс Урок 2. Городецкая роспись. Создать эскиз сюжетной композиции разделочной доски в традициях городецкой росписи. Разбираться в характерных особенностях Городецкого промысла. Знать историю возникновения промысла. Соблюдая правила композиции уметь создавать самостоятельно эскиз разделочной доски. Правильно использовать цветочные сочетания.
5класс Урок 3. Художественные ремесла на Руси. (обобщающий урок) Делать сравнительный анализ особенностей художественных промыслов. Изображение художественных портретов «Мисс Хохломы» и «Мисс Городец». Систематизация и обобщение знаний по городецкой и хохломской росписям, закрепление умений.
5класс Урок 4. Фольклорный стиль в современной моде. Разработать эскизы моделей на основе народных традиций. Образы Весны, Лето, Осени и Зимы. Уметь изобразить современные образы одежды используя элементы русского национального костюма и русских народных росписей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: