Народные промыслы России (локальные школы) и история их возникновения
Слово «промысел» означает мелкое ремесленное производство – так отмечается в Словаре русского языка С.И.Ожегова. Промысел в народном прикладном искусстве рассматривается как занятие каким-либо видом искусства на основе определенных эстетических представлений, традиций, передачи ремесла от родителей, более ранних поколений, от соседей.
Мастера каждого конкретного художественного промысла чаще всего проживают в одной местности по географическому названию которой называется сам промысел или центр народного ремесла.
Следующие народные художественные промыслы России включены в процесс формирования художественной культуры учащихся:
1. Русские художественные лаки: Палех, Федоскино, Холуй, Мстера.
2.Народная роспись по дереву: Хохломская, Городецкая, Полхов-майданская, Северодвинская.
3. Роспись по фарфору и фаянсу - Гжель.
4. Роспись по металлу - Жостово.
5. Русская матрешка: сергиев - посадская, семеновская, полхов-майданская, местных художественных центров.
|
|
6. Русская глиняная игрушка: дымковская, каргопольская, филимоновская, торжокская, скопинская, сапожковская, балхарская.
7. Вышивка и кружевоплетение: Вологодское кружево, Крестецкая строчка, владимирская вышивка, нижегородская вышивка, рязанская вышивка, тарусская вышивка.
8. Резьба по дереву: абрамцево-кудринская, костромская. Богородская игрушка.
9. Художественная эмаль - ростовская финифть.
10.Скопинская художественная керамика.
11. Сергиев-посадская и холмогорская резьба по кости.
12. Художественная обработка металла: Великий Устюг, Кубачи.
13. Народный костюм.
14. Русская набойка: Павлов Посад, Иваново. Искусство создания шалей.
15. Художественное ткачество, ковроделие. Подмосковье, Рязанская область, южные и восточные районы.
16. Пряничные доски - разные губернии и уезды.
Освоение традиций локальных школ в процессе обучения детей происходит в 3 этапа:
1. Копирование приёмов кистевой росписи
2. Вариации приёмов росписи
3. Творческая трансформация на тему локальной школы (на форме предмета)
Кл | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся |
1класс | Урок 1. Золотые краски осени. (Экскурсия на природу) | Побуждение к диалогу о красках природы. Рассмотрение интересных форм листьев ягод, цветовых сочетаний. Зарисовки с натуры. | Сравнивать разные формы листьев. Видеть основной цвет и его оттенки. Уметь выполнять зарисовки с натуры. |
1класс | Урок 2 Волшебные листья и ягоды. | Выполнить упражнения декоративного рисования листьев приемом примакивания кистью и ягод - приемом тычка. | Освоить основные приемы выполнения узоров – прием примакивания кистью для листьев и прием тычка для ягод. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы. |
1класс | Урок 3. Летняя сказка зимой. | Изображение Городецкой ромашки соблюдая этапы работы: подмалевок, прорисовка, разживка темной краской, разживка белилами. | Иметь представление о народном промысле Городца, о особенностях росписи, последовательности выполнения элементов росписи. |
1класс | Урок 4 Летняя сказка зимой. | Составить из элементов Городецкой росписи узор для украшения крышки стола (в квадрате) | Уметь из Городецких цветов составлять узор в квадрате |
1класс | Урок 5. Волшебный узор. | Выполнить основные элементы Хохломской росписи «травка», «осочка», «травинки», «капельки», «усик», «завиток». | Познакомиться с народным промыслом Хохломы, уметь отличать его от других промыслов. Развивать навыки в кистевой росписи. |
1класс | Урок 6. Встречаем Весну-красну. | Изобразить весеннее солнышко из красных и золотистых травинок, используя схемы размещения элементов хохломского орнамента в круге. | Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе русского народа. Уметь из «травинок», «осочек», «завитков» и «капелек»собирать элемент хохломской росписи «кустик» |
1 класс | Урок 7. Мы рисуем сказочную птицу. | Выполнить эскиз Жар-птицы народных мастеров из Хохломы, используя пары цветовых контрастов. | Использовать умения изображения простых элементов «травного» узора Хохломы изобразить Жар-птицу, используя кранный, черный и желтый цвета. |
2 класс | Урок 1. Красота орнаментов из растительных форм. | Составить из элементов городецкой росписи свой орнамент в полосе, соблюдая поэтапное изображение «купавки» и «розана». | Иметь представление как ритмически выстраивать декоративные элементы и знать поэтапное изображение элементов городецкой росписи. |
2класс | Урок 2. Птицы в Городецкой росписи. | Изобразить птицу Фазан мастеров Городца. | Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России. Знать особенности в изображении птиц городецких мастеров. |
2 класс | Урок 3. Осенние фантазии. | Использовать стилизацию форм и создать эскиз росписи сервиза . | Знать разные приемы стилизации: упрощение формы изображаемого объекта, превращение объемной формы в плоскостную, добавление деталей, замена реального цвета. Уметь создать композицию в определенной форме. |
3класс | Урок 1. Сказочные кони. | Выполнить роспись изделия с композиционным центром-изображением коня народных мастеров Городца. | Уметь украшать изделие цветочным узором в стиле Городецкой росписи с композиционным центром-изображением коня, использовать знания его последовательного выполнения. |
3класс | Урок 2. Головной убор русской красавицы. | Выполнить головной убор русской красавицы –кокошник, цветочным орнаментом городецких мастеров. | Ознакомиться с русским женским национальным костюмом, головным убором. Уметь использовать орнамент Городца для декоративного оформления. Понимать взаимосвязь пользы и красоты. |
4класс | Урок 1. Красота обычных вещей. | Выполнить эскиз хохломской травной росписи в определенной форме предмета. | Планировать собственную деятельность. Уметь использовать форму предмета и травный орнамент хохломских мастеров, «криуля», «травка», «кустики», «ягодки», «листочки», при создании композиции. |
5класс | Урок 1. Хохломская роспись. [ | Изобразить композицию круглого панно, из элементов травного орнамента хохломских мастеров | Знать особенности народного промысла Хохломы. Уметь самостоятельно создать композицию в круге, используя верховое письмо. |
5класс | Урок 2. Городецкая роспись. | Создать эскиз сюжетной композиции разделочной доски в традициях городецкой росписи. | Разбираться в характерных особенностях Городецкого промысла. Знать историю возникновения промысла. Соблюдая правила композиции уметь создавать самостоятельно эскиз разделочной доски. Правильно использовать цветочные сочетания. |
5класс | Урок 3. Художественные ремесла на Руси. (обобщающий урок) | Делать сравнительный анализ особенностей художественных промыслов. Изображение художественных портретов «Мисс Хохломы» и «Мисс Городец». | Систематизация и обобщение знаний по городецкой и хохломской росписям, закрепление умений. |
5класс | Урок 4. Фольклорный стиль в современной моде. | Разработать эскизы моделей на основе народных традиций. Образы Весны, Лето, Осени и Зимы. | Уметь изобразить современные образы одежды используя элементы русского национального костюма и русских народных росписей. |
|
|
|
|