Традиции народного искусства - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение взгляды, творческие устремления, вкусы, художественные достижения прошлого. Живое развитие искусства немыслимо в отрыве от его исторических корней, без опоры на творческий опыт, эстетические и духовно-нравственные представления предшествующих поколений. Как отмечает исследователь Т. Я. Шпикалова: «Школы закрепляют традицию и составляют основу ее развития…Функционирующие сегодня художественные традиционные промыслы - наглядный пример того, как коллективно разрабатываются тема, образ, форма, стиль в искусстве промысла в рамках школы, края или целого региона.»
3. Узор и орнамент
Для декора предметов применяют узоры и орнаменты.
Узор - более широкое понятие, чем орнамент. Узор может быть созданным непреднамеренно(например, узоры на замерзшем стекле), может свободно располагаться на форме предмета.
Узор - рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок,пятен и т. п. Сложное переплетение, живописное расположение чего-либо, образующее или напоминающее такой рисунок.
Сюжетные узорывключают стилизованное изображение птиц, животных. Образы часто имеют символическое значение: лев, барс означают силу, сокол - олицетворение смелости, отваги, девушка - весны. Эти узоры включают и фантастические сказочные образы: русалку, кентавра.
Орнамент - это преднамеренно созданное украшение, элементы которого ритмично повторяются. В нём сочетаются и повторяются геометрические или изобразительные элементы. Орнаменты различаются по характеру элементов и по способу организации (композиции).
Основным свойством орнамента является ритм. Ритм - определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Простой ритм - повторение одного и того же элемента на равных расстояниях друг от друга. Ритм - основа орнамента, чередуются и его элементы, и цветовые пятна. Различают простой повтор и чередование элементов по цвету и форме. Таким образом, ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.
По элементам различаются орнаменты геометрические, растительные, анималистические, антропологические, смешанные. В композицию из растительных форм нередко включается изображение птиц, зверей (хохломская, городецкая росписи).
По способам организации различают орнамент бесконечный, т.е. неограниченный. Это тип сетки: обои, паркет, ткань. К неограниченным относится и линейный узор - бордюр, фриз, кайма, тесьма. Кроме этого различают ограниченный (замкнутый) орнамент (в круге, в ромбе, в квадрате).
Декор (как орнамент, так и узор) всегда выполнен в композиции, органично вписывающейся в форму предмета (т.е. композиция не произвольна, а диктуется особенностями формы).
4. Задачи декоративного рисования в процессе обучения детей:
- Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины
- Развивать творчество, инициативу, коммуникативные качества
- Развивать чувство цвета, ритма, композиции в связи с построением узоров и орнаментов на различных формах
- Развивать способности различать стили в ДПИ и использовать их элементы в своём творчестве
- Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью и граф. Материалами
- Учить использовать нетрадиционные техники рисования, создавать изделия по законам красоты