Развитие предмета экономической теории.
Предметом экономической науки (эн) является поведение людей в процессе производства благ в мире ограниченных ресурсов и управление им. Различают два объекта эн: 1) микроэкономика – часть эн, изучающая поведение человека в условиях рыночной экономики; 2) макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий сферу национального хозяйства в целом и вырабатывающий методы борьбы с инфляцией, безработицей, экономическим спадом и другими проблемами. Экономическая теория – это универсальная наука, изучающая экономические явления и процессы, функционирование хозяйства, экономические отношения, основанные на логике, историческом опыте и теоретических концепциях.
В 4-3 вв. до н.э. были сделаны самые ранние суждения об экономике (экономии) Ксенофонтом, Платоном и Аристотелем. Предметом изучение было хозяйство древней виллы. Основной вопрос – что является источником богатства домашнего хозяйства.
В 16-19 вв. происходит развитие эн (политэкономии) со становлением капитализма. Предмет изучения – экономика государства. В это время создаются школы:
|
|
1) Меркантилизм (в пер. «торговец»). Его представителями Антуан Монкретьен, Дэвид Юм. Источник богатства в экономике меркантилисты видели в торговле. Основа - учение о вмешательстве государства в экономике.
2) Физиократия (от греч. - власть природы). Его представителями являлись Франсуа Кенэ, Жак Тюрго. Вследствие неразвитости производства физиократы исследовали его состояние лишь в аграрном секторе экономики. Физиократы выделили 4 стадии воспроизводства.
3) Классическая школа. Представители: Адам Смит, Давид Рикардо. Впервые в истории экономической мысли ее представители рассмотрели всю экономику в целом, раскрыв при этом понятие рынка и механизм ценообразования. На базе ее теоретического наследства возникли два противоположных учения — марксизм и маржинализм.
Марксизм - учение об экономическом строе капитализма и смене его новым, передовым строем – коммунизмом. Основоположник марксизма - Карл Мондовошкин.
Современная экономическая теория – экономикс. В нее входят школы:
1) Неоклассическая школа. Основоположник Альфред Маршалл. Используя механизмы спроса-предложения и рыночного ценообразования, Маршалл соединил воедино производство и обмен, не противопоставляя их друг другу.
2) Маржинализм - экономическая теория, возникшая во второй половине XIX в. и с противоположных марксизмом позиций оценившая наследие классической школы. Внимание к предельным величинам: доход, продукт, издержки. (представители: Уильям Джевонс, Карл Менгер, Фридрих фон Визер).
|
|
3) Кейнсианство. Представитель – Джон Кейнс. Ввел понятие макроэкономики. Особенность учения заключается в том, что: а) идеи неоклассиков перенесены на уровень всей национальной экономики (макроэкономики); б) обоснована роль государства в регулировании рынка.
4) Институционализм. Его представители Торстейн Веблен, Уэсли Митчел. Это научная школа, введшая в научный анализ, помимо рынка, различные институты - корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенности, традиции и т.д.
5) Монетаризм. Ответвление неоклассики ставящее во главу анализа экономики денежные отношения, считая из решающим фактором в экономике. Представитель Милтон Фридмен.
Функции и методы эн.
Функции экономической теории. 4 функции: познавательная, практическая, методологическая, идеологическую. Познавательная функция выражается в изучении и объяснении сути экономических процессов. Выработка нового знания помогает предвидеть будущее состояние экономики. Практическая функция заключается в разработке принципов и методов рационального хозяйства, научного обоснования экономической стратегии проведения реформ. Методологическая функция выражается в том, что экономическая теория является теоретическим фундаментом для целой группы наук: -отраслевых (экономика строительства, промышленности, сельского хозяйства и т.д.);- функциональных (бухгалтерский учет, финансы, маркетинг и др.); - межотраслевых (статистика, эконометрика, экономическая история, демография и т.д.).
Методы.
- научной абстракции - освобождение наших представлений о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного;
- математического анализа и синтеза - создание математических моделей той или иной экономической теории;
- исторического и логического подхода - экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;
- индукции и дедукции; индукция - из анализа частного выводятся общие положения и принципы; метод дедукции (гипотетический) - на основе общих положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.
Потребности, блага, ресурсы. Ограниченность ресурсов.
Потребности — это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития. Неудовлетворенные потребности являются для человека побудительным мотивом, стимулом к трудовой деятельности по созданию или приобретению недостающих благ.
Закон возвышения потребностей: человеческие потребности непрерывно растут количественно и качественно, т.е. с удовлетворением наиболее насущных потребностей появляются новые более высокого порядка.
Экономические потребности – потребности, которые удовлетворяются с помощью результатов общественного производства, результатом которого является экономическое благо (товар). Блага — это все то, что удовлетворяет естественные потребности людей. Труд – основное отличие экономического и не экономического блага. Основные свойства экономического блага: а) редкость, б) ограниченность, в) платность (стоимость).
Пирамида потребностей Маслоу.
1) Потребность в самоактуализации (реализация способностей, развитие личности).
2) Потребность в уважении (компетентность, признание, авторитет).
3) Потребность в социальных связях (вхождение в общность).
4) Потребность в безопасности (защищенность от боли, страха и т.д.).
5) Физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение и гл.).
Экономические ресурсы — это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. К ним относятся: природные (естественные) ресурсы; материальные ресурсы; человеческие ресурсы; финансовые ресурсы в виде денежных средств; информационные ресурсы.
|
|
Проблема ограниченности ресурсов. Часть благ, таких как воздух, вода, солнечный свет, ветер доступны без ограничения. Такие ресурсы называются свободными и в хозяйственных расчетах не учитываются. Остальные ресурсы всегда существуют в ограниченном количестве. Эта ограниченность носит как абсолютный (все ресурсы исчерпаемы), так и относительный (в каждый момент времени ресурсы ограничены относительно потребностей) характер.
Факторы производства. Ресурсы, вовлеченные в производство, модифицируются в его факторы. Экономические ресурсы участвуют в производстве, поскольку основной целью общественного производства является удовлетворение потребностей. Результатом взаимодействия факторов является создание благ.