Предложение и величина предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения

Предложение — это количество товаров (услуг), которое производители готовы произвести и продать по определённому уровню цены. Величина предложения – любая точка на кривой предложения.

Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и количеством товара.

Площадь выше кривой это положительная область альтернатив, поскольку они выгодны фирме, ниже – не выгодны.

Субъектом предложения является фирма, основная цель которого – рост прибыли.

На закон предложения влияют неценовые факторы предложения (ситуационные условия, затрагивающие сферу производства, а не существующую рыночную цену): количество продавцов, цены на ресурсы, уровень развития технологий, экономическая политика государства.

Смещение предложения вследствие неценовых факторов

 

Понятие эластичности предложения характеризует относительное изменение цен товаров и их продаваемого количества, возникают 3 случая: эластичное предложение, предложение единичной эластичности, неэластичное предложение.

 

А-единичная эласт., В-эласт. предложение, С-неэласт. предложение.

Можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое имело бы вид горизонтальной прямой. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.

Основные предпосылки анализа поведения потребителя. Гипотеза о рациональности потребителя. Предельная полезность. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.

Основные вопросы потребителя: что купить? сколько стоит? хватит ли денег?

Полезность - это способность вещи удовлетворять человеческую потребность. Она имеет свойство насыщаться, удовлетворяться по мере потребления, поэтому вместе с полезностью уменьшается и ценность вещи. Полезности может быть как общей, так и предельной.

Общая полезность (TV) — это совокупная полезность потребленных единиц блага (a): TV=f(a1;a2;..;an)

Предельная полезность (MV) — это добавочная полезность, прибавляемая каждой последующей единицей потребляемого блага: MV=ΔTV/ΔQ, где ΔTV – прирост общей полезности, ΔQ – прирост потребляемого блага.

Парадокс Смита: вода по полезности гораздо выше, чем алмаз, но стоит дешевле.

Закон убывающей предельной полезности Госсена: из-за редкости алмазов по сравнению с водой, его последняя единица имеет большую предельную полезность, чем у воды.

Два направления объясняющие определение покупателем полезности: кардиналистическое и ординалистическое. Кардиналисты искали абсолютное выражение шкалы измерения предельной полезности, а ординалисты — относительное. Кардиналисты ввели в науку единицу полезности — ютилъ (субъективной оценкой предпочтений). Соотношение предельной полезности, выраженное в ютилях, с рыночной ценой дало более реальное измерение – взвешенную предельную полезность: ¯MV¯=MV/P, где Р — рыночная цена блага.

Сравнение взвешенных предельных полезностей — критерий выбора потребителей у кардиналистов и выражается он в предпочтении для потребления блага с наибольшей предельной полезностью:

MVx/Px=MVy/Py=..=MVn/Pn, где MV – предельная полезность, P – рыночная цена.

В кардиналистической теории потребительский спрос изучается как функционал (т.е. зависящей от цены) и как не функционал. К нефункциональному спросу относят: а) спекулятивный спрос, б) нерациональный (спонтанный) спрос, в) социальный спрос (эффект большинства, эффект не быть как все, эффект Веблена – покупка дорогих престижных вещей).

Ординалисты нашли метод соизмерения не отдельных полезностей, а целых групп и наборов полезностей исходя из здравого смысла.

Кривые безразличия — геометрическое место точек, показывающая совокупность наборов товаров, обладающих равной полезностью для потребителя. Каждая точка безразличия — это особая комбинация двух таких товаров.

Если у потребителя будут меняться предпочтения возникнут новые кривые безразличия. Характер наклона кривых безразличия выража­ет пропорцию, в которой потребитель готов заменить один товар в наборе на другой. Предельная норма замещения (субституция) — это максимальное количество товара, oт которого потребитель го­тов отказаться, чтобы по­лучить дополнительную единицу товара: MRS=Δy/Δx.

Предельная норма замещения показывает предель­ную полезность, которую обеспечивает дополнительная единица блага.

Ограничение бюджета и равновесие потребителя - следует наложить на кривую безразличия бюджетную линию. При этом найденное оптимальное будет означать равновесие потребителя на рынке. Точка равновесия потребителя показывает тот набор благ, который принесет наибольший потребительский эффект при заданных ограниченных ресурсах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: