Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Монополия

Конкуренция — соперничество между участниками рыночной экономики за луч­шие результаты торговли и рынки сбыта. Конкуренция обеспечивает взаимодействие спроса и, предложения и уравновешивает рыночную цену. Конкуренция носит не только ценовой, когда покупатель привлекается более низкой ценой, нои неценовой характер, при котором она разворачивается на фоне гарантий, сервиса и т.д.

Конкуренция может проявляться в двух видах:

1) совершенной конкуренции — системе свободного, никем и ничем не ограниченного ценообразования;

2) несовершенной конкуренции, при которой эти усло­вия не соблюдаются.

Со­вершенная конкуренция — это идеальное представление об условиях купли-продажи товаров на рынке. Она предполагает что: а) никто в отдельности не может повлиять на рыночные цены, так как количество продавцов и покупателей на рын­ке очень велико и, как следствие, доля каждого в сделках купли-продажи чрезмерно мала; б) на рынке отсутствуют входные барьеры, и он доступен каждому; в) обмен осуществляется стандартизованными товара­ми, исключающими предпочтения как для покупателей, так и для продавцов, г) информация доступна всем в равной мере; д) покупатели и продавцы ведут себя рационально.

Несовершенная конкуренция предполагает контроль над ценообразованием на рынке, уровень которого может быть различным. Если на рынке отсутствует хотя бы один признак совершенной конкуренции, то он становится не совершенным.

Несоврешенный рынок представлен 3 типами рыночных структур:

1) Монополия – форма несовершенной конкуренции, при которой цену на рынке контролирует один продавец. Такая ситуация возможна при соблюдении следующих условий: а) у товара нет аналогов, и покупатель вынужден его покупать; б) доступ на рынок для других продавцов закрыт путем финансовых, юридических и др. мер. Для борьбы с монополией существует антимонопольный комитет, хотя антимонопольная политика не всегда выгодна. Так же существует ценовая дискриминация – один и тот же товар продается по различной цене разным потребителям (напр. проездные).

Монопсония – разновидность монополии, когда монополизм возникает на стороне покупателя.

Билатеральная монополия - разновидность монополии, когда монополист встречается на рынке с монопсонистом и возникает двусторонняя монополия.

2) Олигополия — форма несовершенной конкуренции, при которой цену на рынке контролируют несколько продавцов. Дуополия - если на рынке существуют только два конкурента-продавца. Олигопсония - в случае, когда олигополия возникает на стороне покупателя.

3) Монополистическая конкуренция – форма несовершенной конкуренции, при которой множество продавцов продают товар одного вида, но различающийся по свои свойствам. Особенности: множество продавцов и покупателей, незначительные барьеры при входе и выходе из отрасли, прибыль извлекается путем создания более оригинального товара, возникает погоня за экономической властью, в основном в легкой промышленности.

 

Особенности спроса и предложения на факторы производства в условиях совершенной конкуренции.

На рынке факторов производства продаются и покупаются эк. ресурсы по определённому уровню цен. Цена является важной составляющей, т.к. она определяет доходы собственников ресурсов и издержки покупателей.

Эк. ресурсы поступают на рынок факторов производства, т.к. они приносят доход собственникам ресурса. Основными доходами в рыночной эк. являются: доход с труда – зарплата, доход с земли – рента, доход с капитала – процент, доход с предпринимательской способности – прибыль, доход с информации – информационная рента.

Цена факторов производства определяется соотношением спроса и предложения.

Спрос на фактор производства зависит от спроса на товары и услуги, которые производятся с помощью данного фактора. Спрос на факторы производства называют производным спросом. Спрос зависит от производительности факторов производства. Производительность факторов производства – это количества товаров и услуг, которые производятся на единицу фактора производства.

Все факторы производства взаимозависимы и взаимосвязаы, поэтому они не могут использоваться раздельно. Предприниматель использует в своей деятельности все факторы производства. Поскольку спрос на факторы производства зависит не только от уровня цен на данный фактор, но и от цен на другие факторы производства. Если цена на данный фактор высокая, то спрос на другой фактор по более низкой цене будет выше.

Предложение факторов производства - это то количество, которое может быть представлено на рынке по существующим ценам. Предложение зависит от специфики каждого фактора и испытывает на себе действие закона редкости ресурса.

Равновесие на рынке факторов производства зависит от производительности ресурсов и цены на них, поэтому равновесие на рынке устанавливается когда соблюдается равенство:

МРаа= МРвв= МРnn – отношение предельного продукта к стоимости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: