Пессимистическое направление

Начало 19 века

Кризис в Англии, проблема доходности земли → закон уб плодородия земли: продукт земли дорожает по мере улучшения её обработки.

(14)Мальтус

Работы – «опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества»

Положения: - общество в равновесии, когда кол-во питания соотв кол-ву населения

                - при нарушении равновесия невидимая рука его возвращает

                 - цены определяют соотношение SD

                - закон народонаселения: пр-во пред-в потребл при отсуств препятствий неогранич ↑

Предложения – поддержание равновесия через регулирование з/п

                   - нет повышение з/п

- воспитание населения (семья кода муж обеспечит семью)

- - з/п = прожиточный минимум

                  - нет помощь бедным(спец сберег кассы)

- избавление от бедности = рост среднего класса и производства

- проблема перепроизводства – выход существование непроизводственных классов (землевладел)

- повысить ставки налогообложения капиталов.

 

Оптимистическое направление

(15)Ж.Б. Сэй

Работы: «Трактат политической экономии или простое изложение способа, которым образуется распределяется и потребляется богатство»

Сэй – автор теории полезности, не принял трудовую теорию стоимости Смита.

Стоимость (ценность) товара – определяется полезностью товара, издержками и SD.

Цена –опр-ся SD, при конкур продавцов цены ↓ до издержек пр-ва (з/п, приб, рента).

Полезность – соз-ся в процессе пр-ва, придаёт предметам стоимость. (услуги тоже).

Т.о. нет границ между произв. и непроизв. трудом.

Теория факторов пр-ва: труд, земля, капитал. Их равноправное участие в создании стоимости. Прибыль – не вычет из з/п, а рез-т функционирования капитала.

-ссудный %,к-й присв-я собств капитала

-предприним доход-присв-я кап-м как рук-м предприятия

Предпр доход – награда за соединение факторов пр-ва.

Предложения: - гармония эк интересов всех слоёв общества (как у Смита)

                    - рабочий заинтересован в рез пр-ва

                  - закон рынка (возм-ть реализации сов-о общ продукта и безкриз эк развиития).

- цены абсолютно гибки и устраняют диспропорции, деньги пассивны.

Завершение классической школы

(16)Симон Сисмонди

Нач 19 в.

Работы: просмитовская «О коммерческом богатстве или принципах ПЭ в их применении к торговому законодательству» и позднее «Новое начало ПЭ или о богатстве в его отношении к его населению»

Критикует:

- эк-ю систему капитализма

- представ классич школы

Идея: показать, что совр кап-изм разоряет крестьян и ремесленников, делает богатых богаче, а бедных беднее → ложное благополучие.

- Проблема распределения богатства,

- Гл противоречие кап-зма: рост пр-ва и усиливающееся неравенство.

             - классики превратили ПЭ в хрематистику, не заботились о распределении.

- классики говорили, что ↑ пр-ва не возможен при пост↓ покуп способности осн масс.

- критика закона Сэя – кризис перепроизводства из пасибол, размеры пр-ва ограничены размерами потребления, а они огр размерами доходов общества (как Мальтус).

-для преодоления кризиса перепроизв-ва и для норм развития кап-ма:выход на внешний рынок

- капитализм возможен пока есть свободные рынки – потом необх соцреформы(от крупн пр-ва к мелкому).

- идеальное общество – зажиточн крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы

- вмешательство гос-ва нужно

- улучшение положения рабочих: разрешить профсоюзы, ноу детский труд, йес воскресный отдых, оплата отпуска и больничного, улучшение положения крестьян, замедление введения машин.

(20)Джон Стюарт Милль

Работы: «Очерки по некоторым нерешённым проблемам ПЭ» «Основы ПЭ и некоторые аспекты их приложения к соцфилософии»

Идея – попытка обобщить наследие классической школы в духе Риккардо.

Цель – написать современное «богатство народов»: 5 книг: 1) пр-во 2) распределение 3) обмен 4) влияние общ. развития на пр-во и распределение 5) влияние общ развития на пр-во и распр-е. 4 и 5 суть программа соцреформ.

В основе сис-ма Риккардо, закон рынка Сэя, теория народонаселения Мальтуса, теория воздержания Сениора, по примеру Сисмонди является сторонником мелкого крестьянского хоз-ва.

Основное новшество – чёткое разграничение законов пр-ва (истины) и законов распределения(подвержены изменениям)

- разграничение статики и динамики

-  теория производительного труда Смита даётся более развёрнуто- всякий труд направленный на создание полезности

               - цена-SD, прямая и обратная связь.

Описывает тот процесс,к-й позднее получил назв-е эласт спроса

Прогр соц реформ:

-отпредпр с наемн трудом к кооператпроизв ассоциац,где наемн раб-ки имели бы прибыль

-огран права наслед-я(имущ нер-во)

-огранич частную собств-ть

(21)Френсис Лист

Работы – «Национальная система политического экономического роста» - 4 книги:

1) «История» - ист. европ. гос-в; 2) «Теория» - теор основа его сис-мы; 3) «Системы» - расс-ся несколько сис-м ПЭ 4) «Политика» - проблемы эк политики.

Гл. задача нац ПЭ: закл в определ наиб благопр-х условий для развития нац произв сил

В центре исследования нац экономика,как единое целое, и её связи со средой:

- у каждой страны своя ПЭ →у Л заменил ПЭ на эк политику

- критика смитовского принципа свободной вн торговли-предл - л принцип промышл воспитания нации

- личные интересы, включая экономические второстепенны по отношению к сохр и развитии нации

Богатство – полное и всестороннее развитие производительных сил нацисп-ть созд бог-во нации.

- ради нац интересов поколения должны жертвовать благополучием

Акцент на развитии промышл воспитания

-удержание внутреннего рынка важнее выхода на внешний→ протекционизм

- гармонично развитые 3 сектора – с/х, пром-ть и внешняя торговля

5 стадий эк развития:

1. Дикость

   2.

2. Земледельческая

3. землед-пром-я

4. гармония разв-я 3 секторов:пр,торг,с/х

(22)Историческая школа

Германия первая половина 19 века,отсталая,Г не осв от феод,развив пром-ть.

Нем ПЭ унаследовала от средневек-х универ-в Камералистика(метод,описат изложения суммы общ-х наук с упором нна тор и практику гос управления) + учения Смита.

Реакция немецкой науки на идеи классической школы:

- экономика каждой страны развивается по своим собственным законам, связанным с её географ, историей, культурой, менталитетом. Общие эк законы пр-ва, роста, обмена и распределения считали выдумкой.

Домарксистский период в России.

Н.Г. Чернышевский

1828-1889

3 основных направления: * анализ и критика крепостничества («современник»), после рев – земля в госсобственности будет предоставляться общинам, а потом колхоз-ва с научными методами

                                       * критический анализ концепций классиков («капитал и труд», «примечание к основам ПЭ Д.С. Миля», «очерки ПЭ по Милю): высокая оценка Смита и Риккардо, особенно трудовой теории стоимости, Мальтус, Сэй, Бастиа, Кери – рутинные экономисты – ничего нового не внесли, вычеркнули подтверждения социалист идей.

                                        * собственная концепция – ПЭ трудящихся («чё блять?»), новое прочтение Смита рикардо и миля, игнорирование рутинных экономистов, новый вывод из тт стоимости:если продукт создан трудом – он должен принадлежать трудящемуся (и К).

Народничество

После 1861 – идеалогия разночинной интеллигенции, в основе утопич социализм.

Вопросы: 1развитие русского кап-зма, 2пути перехода к с-му,3орг эк отношений при с-ме.

2 течения: революционное (70е) и либеральное (80е). 3 направления:

* Бакунин(1814-1876):бедное население надо подтолкнуть к революции.Осн-ль анархизма.

* Лавров(1823-1900): главное в подготовлении революции – развитие теории социализма и пропаганда идей. Основа в общине (позже предвидит её разложение). Анализ капиталистических отношений в деревне → кап-зм своими успехами подготавливает соц взрыв. Большое внимание морально-эт стороне соц-ма, пример руководителя.

· Ткачёв(1844-1885): Интел-ция не должна ждать народного восстания, нужен сговор и захват власти (диктатура рев меньшинства)

·

 

(28)Маржинализм

Маржинальная революция 70-90х Менгер, Джевонс и Вальрас открывают з убывающей полезности. Маржинализм характеризуется следующими положениями:

1. Переход исследов на микроэкономический уровень

2. Решение статич задач, огранич кор промежутком времени

3. Применение математических методов анализа

4. Использование предельных величин в анализе эк пр-в

5. Предмет экономики – изучение рационального распределения ресурсов

70-80 – М. Д. и В. – субъективное направление ПЭ (пол-ть тов-в осн псих особенности чел)

90е – Маршалл, Кларк и Парето – начала неоклассицизма

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: