По окончании изучения курса студенты должны

УТВЕРЖДАЮ

Декан

факультета философии и социальных наук

________________ А.В. Рубанов

 

___________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-______/баз.

НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МЕТОДОЛОГИИ

СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Учебная программа для специальности

Социология

 

2012 г.


СоставителЬ:

М.А.Можейко, профессор кафедры социологии Белорусского государственного университета (0,5), доктор философских наук

(И.О.Фамилия, должность, степень, звание)    

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Т.Н.Буйко, заведующая кафедрой философии Белорусского государственного университета физической культуры, докторо философских наук

(И.О.Фамилия, должность, степень, звание рецензента)    

А.М.Бобр, доцент кафедры философии и методологии науки Белорусского государственного университета, кандидат философских наук

(И.О.Фамилия, должность, степень, звание рецензента)    

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой социологии Белорусского государственного университета

(протокол № __ от _______ 2012 г.);

 

Ученым Советом факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета 

(протокол № __ от _______ 2012 г.)

 

 

Ответственный за редакцию: _______________________

                                                                                         (И.О.Фамилия)

Ответственный за выпуск: _______________________

                                                                                         (И.О.Фамилия)

 

 




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Современное общество может быть интерпретировано как осуществляющее радикальный цивилизационный поворот, предполагающий ориентацию на идеал глобальной цивилизации как единого планетерного социоприродного комплекса, оформляющегося на основе этно-культурного разнообразия и организационного полицентризма. Такой идеал с очевидностью предполагает отказ от презумпции линейного прогресса, основанного на идее унификации путей и форм развития, с одной стороны, и идее возможности централизованного управляющего контроля за его осуществлением — с другой.

В силу этого в фокусе внимания современной культуры — как применительно к естественнонаучной, так и применительно к гуманитарной ее сферам — находится идея нелинейности.

Формирование концепции нелинейных динамик в современной культуре существенно меняет методологические установки современной науки. Спецкурс предполагает ознакомление студентов с теми трансформациями, которые обладают универсальным характером и проявляют себя как в естественнонаучной, так и в гуманитарной сферах: трансформации стиля мышления в современной науке и формирование постнеклассической рациональности, изменение статуса идиографической методологии в современной науке, переосмысление идеи детерминации и формирование неодетерминизма, методологические проблемы исследования темпоральности в современной науке, проблемы и перспективы междисциплинарного диалога в современной методологии.

Цель курса:

Ø получение студентами систематизированных знаний о сущности новейших тенденций в развитии методологии современных гуманитарных исследований.

Задачи курса:

Ø усвоение студентами сущности трансформаций стиля научного мышления в современной гуманитаристике;

Ø усвоение студентами специфики постнеклассического типа рациональности;

Ø реконструкция методологических трансформаций современной постнеклассической науки (в первую очередь – гуманитаристики);

Ø ознакомление с основными методологическими проблемами современной гуманитарной науки;

Ø овладение основными методологическими основаниями современных гуманитарных исследований;

Ø усвоение основных тенденций развития современной методологии гуманитарных исследований.

 

По окончании изучения курса студенты должны

знать:

¾ сущность постнеклассического типа научной рациональности;

¾ историю методологических трансформаций постнеклассического типа науки;

¾ специфику современного стиля научного мышления;

¾ фундаментальные методологические установки современных гуманитарных исследований;

¾ основные методологические проблемы современной науки;

¾ основные тенденции методологического развития современного гуманитарного знания.

уметь:

¾ дифференцировать по методологическому критерию классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности;

¾ характеризовать специфику современного стиля научного мышления;

¾ характеризовать сущность парадигмы неодетерминизма в современной науке;

¾ осуществлять методологический анализ нового статуса идиографики в современной науке;

¾ характеризовать роль и место исследований темпоральности в современной науке;

¾ определять вектора междисциплинарного диалога в современной науке;

¾ характеризовать тенденции развития методологии современного гуманитарного познания.

 

владеть навыками:

¾ грамотной интерпретации основных тенденций методологического развития современной науки;

¾ корректного использования новейших методов современного гуманитарного познания при исследовании реалий социально-гуманитарного характера.

 

Дисциплина изучается студентами 3-го курса дневной формы обучения отделения социологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. Спецкурс читается в 5-м семестре.

Программа курса рассчитана на 76 часов, из них 40 часов лекций, 20 часов семинарских занятий и 16 часов контролируемой самостоятельной работы студентов.

Контролируемая самостоятельная работа в рамках данного спецкурса предусматривает, с одной стороны, написание теоретического реферата по предложенной тематике, что обеспечит их углубленное теоретическое ознакомление с основными методологическими тенденциями развития современного гуманитарного познания, с другой – подготовку студентами прикладного задания по практическому моделированию социокультурной предметности на основании нелинейной методологии.

Итоги выполнения самостоятельной работы подводятся следующим образом. Теоретические рефераты сдаются преподавателю в письменном виде и наиболее интересные из них представляются авторами и обсуждаются на итоговых брифингах, которые организуются по мере изучения соответствующих разделов курса (12 часов). Обсуждение предложенных проектов по практическому нелинейному моделированию социокультурных процессов проводится в форме круглого стола и представляет собой заключительную в содержательном отношении часть данного учебного курса перед финальным зачетом (4 часа).

Итоговой формой контроля знаний по дисциплине является зачет в 9-м семестре.

ПРИМЕРНЫЙ тематический план

Тема

Количество часов

лекции семинары КРС
1 Гуманитарная наука в системе современной культуры: трансформации стиля мышления 8 4  
2 Новый статус идиографической методологии в современной науке 8 4  
3 Критика логоцентризма в современной науке и формирование нового типа детерминизма 8 4  
4 Методологические проблемы исследования темпоральности в современной науке 8 4  
5 Проблемы и перспективы междисциплинарного диалога в современной методологии 8 4  
6 Методологический практикум (опыт  практического моделирования социо-культурного процесса     16

Всего

40 20 16

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: