УТВЕРЖДАЮ
Декан
факультета философии и социальных наук
________________ А.В. Рубанов
___________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-______/баз.
НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МЕТОДОЛОГИИ
СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Учебная программа для специальности
Социология
2012 г.
СоставителЬ:
М.А.Можейко, профессор кафедры социологии Белорусского государственного университета (0,5), доктор философских наук
(И.О.Фамилия, должность, степень, звание)
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Т.Н.Буйко, заведующая кафедрой философии Белорусского государственного университета физической культуры, докторо философских наук
(И.О.Фамилия, должность, степень, звание рецензента)
А.М.Бобр, доцент кафедры философии и методологии науки Белорусского государственного университета, кандидат философских наук
(И.О.Фамилия, должность, степень, звание рецензента)
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой социологии Белорусского государственного университета
|
|
(протокол № __ от _______ 2012 г.);
Ученым Советом факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета
(протокол № __ от _______ 2012 г.)
Ответственный за редакцию: _______________________
(И.О.Фамилия)
Ответственный за выпуск: _______________________
(И.О.Фамилия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество может быть интерпретировано как осуществляющее радикальный цивилизационный поворот, предполагающий ориентацию на идеал глобальной цивилизации как единого планетерного социоприродного комплекса, оформляющегося на основе этно-культурного разнообразия и организационного полицентризма. Такой идеал с очевидностью предполагает отказ от презумпции линейного прогресса, основанного на идее унификации путей и форм развития, с одной стороны, и идее возможности централизованного управляющего контроля за его осуществлением — с другой.
В силу этого в фокусе внимания современной культуры — как применительно к естественнонаучной, так и применительно к гуманитарной ее сферам — находится идея нелинейности.
Формирование концепции нелинейных динамик в современной культуре существенно меняет методологические установки современной науки. Спецкурс предполагает ознакомление студентов с теми трансформациями, которые обладают универсальным характером и проявляют себя как в естественнонаучной, так и в гуманитарной сферах: трансформации стиля мышления в современной науке и формирование постнеклассической рациональности, изменение статуса идиографической методологии в современной науке, переосмысление идеи детерминации и формирование неодетерминизма, методологические проблемы исследования темпоральности в современной науке, проблемы и перспективы междисциплинарного диалога в современной методологии.
|
|
Цель курса:
Ø получение студентами систематизированных знаний о сущности новейших тенденций в развитии методологии современных гуманитарных исследований.
Задачи курса:
Ø усвоение студентами сущности трансформаций стиля научного мышления в современной гуманитаристике;
Ø усвоение студентами специфики постнеклассического типа рациональности;
Ø реконструкция методологических трансформаций современной постнеклассической науки (в первую очередь – гуманитаристики);
Ø ознакомление с основными методологическими проблемами современной гуманитарной науки;
Ø овладение основными методологическими основаниями современных гуманитарных исследований;
Ø усвоение основных тенденций развития современной методологии гуманитарных исследований.
По окончании изучения курса студенты должны
знать:
¾ сущность постнеклассического типа научной рациональности;
¾ историю методологических трансформаций постнеклассического типа науки;
¾ специфику современного стиля научного мышления;
¾ фундаментальные методологические установки современных гуманитарных исследований;
¾ основные методологические проблемы современной науки;
¾ основные тенденции методологического развития современного гуманитарного знания.
уметь:
¾ дифференцировать по методологическому критерию классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности;
¾ характеризовать специфику современного стиля научного мышления;
¾ характеризовать сущность парадигмы неодетерминизма в современной науке;
¾ осуществлять методологический анализ нового статуса идиографики в современной науке;
¾ характеризовать роль и место исследований темпоральности в современной науке;
¾ определять вектора междисциплинарного диалога в современной науке;
¾ характеризовать тенденции развития методологии современного гуманитарного познания.
владеть навыками:
¾ грамотной интерпретации основных тенденций методологического развития современной науки;
¾ корректного использования новейших методов современного гуманитарного познания при исследовании реалий социально-гуманитарного характера.
Дисциплина изучается студентами 3-го курса дневной формы обучения отделения социологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. Спецкурс читается в 5-м семестре.
Программа курса рассчитана на 76 часов, из них 40 часов лекций, 20 часов семинарских занятий и 16 часов контролируемой самостоятельной работы студентов.
Контролируемая самостоятельная работа в рамках данного спецкурса предусматривает, с одной стороны, написание теоретического реферата по предложенной тематике, что обеспечит их углубленное теоретическое ознакомление с основными методологическими тенденциями развития современного гуманитарного познания, с другой – подготовку студентами прикладного задания по практическому моделированию социокультурной предметности на основании нелинейной методологии.
Итоги выполнения самостоятельной работы подводятся следующим образом. Теоретические рефераты сдаются преподавателю в письменном виде и наиболее интересные из них представляются авторами и обсуждаются на итоговых брифингах, которые организуются по мере изучения соответствующих разделов курса (12 часов). Обсуждение предложенных проектов по практическому нелинейному моделированию социокультурных процессов проводится в форме круглого стола и представляет собой заключительную в содержательном отношении часть данного учебного курса перед финальным зачетом (4 часа).
|
|
Итоговой формой контроля знаний по дисциплине является зачет в 9-м семестре.
ПРИМЕРНЫЙ тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
лекции | семинары | КРС | ||
1 | Гуманитарная наука в системе современной культуры: трансформации стиля мышления | 8 | 4 | |
2 | Новый статус идиографической методологии в современной науке | 8 | 4 | |
3 | Критика логоцентризма в современной науке и формирование нового типа детерминизма | 8 | 4 | |
4 | Методологические проблемы исследования темпоральности в современной науке | 8 | 4 | |
5 | Проблемы и перспективы междисциплинарного диалога в современной методологии | 8 | 4 | |
6 | Методологический практикум (опыт практического моделирования социо-культурного процесса | 16 | ||
Всего | 40 | 20 | 16 |