Исследования темпоральности в современной науке

Феномен «переоткрытия времени» в современном естественнонаучном и гуманитарном познании.

Трактовка темпоральности современным естествознанием. Анализ необратимых процессов в современной синергетике. Необратимость как механизм формирования «порядка из хаоса» (И.Пригожин). Содержательная значимость фактора времени для процессов самоорганизации (Б.Мизра). Бытие и становление: «мир траекторий» и «мир процессов» в современной физике. История мироздания как «истории времени» в современной космологии (С.Хокинз).

Социо-гуманитарное познание и презумпция темпоральности. В.Дильтей о гуманитарных науках как «ориентированных во времени». Феномен социального времени: специфика предметности гуманитарного познания как темпорально артикулированного. Идея принципиальной изменчивости социальной реальности и парадигма историзма в гуманитарных науках. Презумпция необратимости времени в гуманитаристике.

Трактовка События как введения Времени в Бытие в неклассической философии. «Бытие и время»: онтология и феномен времени в философии М.Хайдеггера. Прошлое – настоящее – будущее: проблема направленности времени в неклассической философии. «Нетоталитарная вселенная» Х.Арендт как «артикулированная во времени». Время как отношение: фактор времени в неклассических аналитиках субъективности. Темпоральный характер феномена Я в экзистенциализме (Ж.-П.Сартр).

Идея нелинейного прочтения социального времени в современной гуманитаристике. Трактовка смысла в контексте темпоральности у Ю.Кристевой. Проблема «памяти знака» (Р.Барт) в концепции интертекстуальности. Принцип необратимости в постмодернистской текстологии.» Принцип «временения-овременивания»: концепты «расстановка» и «отсрочка» в философии Ж.Деррида. Критика феноменов сюжета и фабулы в нарратологии. Дистанцирование феноменов Бытия и Сущего в философии Ж.Деррида. отказ от линейно развернутого времени в философии постмодернизма. «Новый способ прочтения времени» в «генеалогии» М.Фуко. Идея необратимости исторического времени: от Ф.Фукуямы – до С.Хантингтона. «Переписывая историю»: отказ от линейного прочтения исторического времени в современной культуре (А.Гелен, В.Беньямин, А.Кожев, Дж.Ваттимо, Ж.Бодрийяр, Ф.Джеймисон). Переосмысление феномен традиции в современной философии (Х.Брук-Роуз, Дж.О’Нийл, Д.Мак-Кенс, Г.Кюнг). Время как конструкция (от П.Валери – к Ж.-Ф.Лиотару). Эон и Хронос: концепция исторического времени Ж.Делеза и Ф.Гваттари.

Нелинейное моделирование темпоральности и проблемы фундаментальных и прикладных гуманитарных наук. Феномен пост-истории: концепция пост-современности в современном историческом познании. Методология нарративной истории (Д.В.Фоккема, Д.Хейман, Дж.Каллер, А.Карр, Ф.Кермоуд), историография как нарратология (Х.Райт). Принцип темпоральности в современной психологии. Переосмысление этической проблематики в контексте новой трактовки темпоральности. Феномен времени в современном искусствоведении.

Тема 5.

Проблемы и перспективы междисциплинарного диалога

В современной методологии

Изменения в трактовке субъект-объектной оппозиции в современной культуре. Феномен «кризиса онтологии» ХХ века и экзистенциализация онтологической проблематики. Феномен «смерти субъекта» и дегуманизация человека постиндустриальной цивилизации. Критика классического типа западной рациональности в философии Франкфуртской школы. Традиция антитехницизма и программы регуманизации субъекта (Л.Мэмфорд, Ф.Рапп, Х.Шельски и др.). Постмодернистская критика идеи бинаризма.

Традиция неоклассицизма в современной культуре. Преодоление «постметафизического мышления» и программа «новой онтологии» (К.Лемерт, М.Готдинер, Дж.Уард, П.Смит). Программа «возрождения субъекта» в философии постмодернизма (Х.Уайт, К.Меррей, М.Саруп).

Идеи «нового альянса» и «нового синтеза» в современной науке. Новое видение взаимодействия человека и природы в синергетическом мировоззрении.

Проблема междисцилинарного взаимодействия в современной науке. Интегративные тенденции в современном естествознании. Проблема единства естественнонаучной картины мира.

Программная установка на единство социального знания в современной гуманитаристике. Проблема единства картины мира в современном гуманитарном познании.

Смягчение оппозиции «наук о природе» и «наук о духе» в современной культуре. Тенденции взаимодействия и взаимопроникновения естественных и гуманитарных дисциплин в современной науке: содержательные и методологические аспекты. Феномен рубежных дисциплин. Принцип единства мира в современной науке: онтологические и мировоззренческие аспекты.

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: