Вопросы для дискуссий

(к семинарским занятиям)

 

Занятие 1: Стиль научного мышления и его исторические трансформации.

 

¾ Понятие стиля научного мышления.

¾ Историческая трансформация стиля научного мышления: тенденции и этапы.

¾ Специфика современного стиля научного мышления.

¾ Современное научное мышление и постнеклассический тип научной рациональности.

 

 

Занятие 2: Феномен нелинейности и формирование теории нелинейных динамик в современной науке.

 

¾ Понятие линейных и нелинейных процессов. Феномен бифуркационного ветвления векторов эволюции.

¾ Феномен самоорганизации и специфика самоорганизующихся сред: естественнонаучный вектор изучения нелинейности.

¾ Идея нелинейности в гуманитарном познании: гуманитарные модели самоорганизации.

¾ Специфика нелинейного моделирования.

 

 

Занятие 3: Идиографический метод и специфика методологии идиографизма.

 

¾ Номотетикам и идиографика: конституирующая роль принципа идиографизма в формировании методологии гуманитарного познания.

¾ Принцип идиографизма в истории методологии гуманитарных наук.

¾ «Генерализирующий» и «индивидуализирующий» методы формирования научных понятий.

¾ Идиографика и проблема интерпретации гуманитарного знания.

Занятие 4: Трансформация статуса идиографизма в методологии современной науки 

 

¾ Идеи сингулярности в современной гуманитаристике: презумпция уникальной неповторимости события.

¾ Презумпция нарративности знания и установка на преодоление универсализма.

¾ Парадигма антиуниверсализма в современной философии и науке: тенденции реализации.

¾ Современные методологические программы индивидуации.

 

 

Занятие 5: Критика логоцентризма в современной науке

 

¾ Классическая концепция детерминизма и ее роль в развитии естествознания и гуманитаристики.

¾ Парадигма гилеморфизма и идея «внешней причины» в европейской культуре.

¾ Феномен случайности и его осмысление в истории гуманитаристики.

¾ Эволюция осмысления случайности в европейской культуре. Неклассическая критика детерминизма лапласовского типа.

Занятие 6: Формирование нового типа детерминизма в современной науке

 

¾ Трансформация принципа детерминизма в постнеклассической науке. Синергетика о детерминационных зависимостях в неравновесных средах.

¾ Модель нелинейных зависимостей и отказ от принципа внешней каузальности.

¾ Фундаментальная роль случайности в формировании векторов эволюции.

¾ Феномен неодетерминизма. Неодетерминизм в современном гуманитарном познании.

 

Занятие 7: Феномен «переоткрытия времени» в современном научном познании.

 

¾ Трактовка темпоральности современным естествознанием. История мироздания как «истории времени».

¾ Анализ необратимых процессов в современной синергетике. Необратимость как механизм формирования «порядка из хаоса».

¾ Бытие и становление: «мир траекторий» и «мир процессов».

¾ Содержательная значимость фактора времени для процессов самоорганизации.

Занятие 8: Социо-гуманитарное познание и презумпция темпоральности.

 

¾ Феномен социального времени: гуманитарное познание как темпорально артикулированное.

¾ Парадигма историзма в гуманитарных науках.

¾ Презумпция необратимости времени в гуманитаристике.

¾ Время как отношение: фактор времени в неклассических аналитиках субъективности.

¾ Идея нелинейного прочтения социального времени в современной гуманитаристике.

 

Занятие 9: Субъект-объектная оппозиция в современной культуре: тенденции переосмысления.

¾ «Кризис онтологии» ХХ века и экзистенциализация онтологической проблематики.

¾ Идея «смерти субъекта» и дегуманизация человека постиндустриальной цивилизации.

¾ Постмодернистская критика идеи бинаризма. Распад субъект-объектной оппозиции.

¾ Преодоление «постметафизического мышления» и программа «новой онтологии» в современной культуре. Концепт «украденного объекта»

¾ Программа «воскрешения субъекта» и традиция неоклассицизма в современной культуре.

Занятие 10: Проблемы и перспективы междисциплинарного диалога в современной методологии

 

¾ Интегративные тенденции в современном естествознании. Проблема единства естественнонаучной картины мира.

¾ Программная установка на единство социального знания в современной гуманитаристике. 

¾ Проблема междисцилинарного взаимодействия в современной науке. Феномен рубежных дисциплин.

¾ Принцип единства мира в современной науке: онтологические и мировоззренческие аспекты.

¾ Идеи «нового альянса» и «нового синтеза» в современной науке. Тенденции взаимодействия и взаимопроникновения естественных и гуманитарных дисциплин в современной науке.

КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

Контролируемая самостоятельная работа студентов в рамках данного курса включает в себя два задания:

1) подготовка теоретического реферата по предложенной проблематике;

2) выполнение прикладного задания по практическому нелинейному моделированию социокультурных процессов.

(см. подробнее Пояснительную записку)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

(для контролируемой самостоятельной работы)

 

Выполнение прикладной аппликации нелинейной методологии моделирования на социальные процессы в одной из следующих предметных областей (эмпирический массив – по выбору студента):  

¾ Моделирование истории как пост-истории.

¾ Моделирование истории как пост-современности.

¾ Моделирование истории как нарративной.

¾ Моделирование историографии как нарратология.

¾ Моделирование социально-исторического процесса как бифуркационного.

¾ Моделирование социально-психологического процесса как бифуркационного.

¾ Моделирование этической проблематики в контексте новой трактовки темпоральности.

¾ Моделирование художественного процесса в контексте новой трактовки темпоральности.

 

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

(для самостоятельной контролируемой работы)

 

1. Феномены линейного и нелинейного детерминизма в истории науки.

2. Постановка проблемы сущности гуманитарного познания в европейской философии. В.Дильтей о специфике «наук о природе» и «наук о духе».

3. Дифференциация номотетического и идиографического подходов к объекту в методологии В.Виндельбанда.

4. Г.Риккерт о «генерализирующем» и «индивидуализирующем» методах формирования научных понятий.

5. Принцип идиографизма и специфика гуманитарных наук.

6. Нарративное знание и идея «заката метанарраций»: постмодернистская программа преодоления универсализма.

7. Анализ процессов самоорганизации в постмодернистских аналитиках.

8. Понятие идиографического метода и специфика методологии идиографизма.

9. Классическая концепция детерминизма и ее роль в развитии естествознания и гуманитаристики.

10. Парадигма гилеморфизма и идея «внешней причины» в европейской культуре.

11. Феномен случайности и его осмысление в истории гуманитаристики.

12. Трансформация принципа детерминизма в постнеклассической науке. Модель нелинейной эволюции Н.Н.Моисеева.

13. Новый образ детерминизма в современной науке.

14. Неодетерминизм в современном гуманитарном познании.

15. Проблема анализа неравновесных культурных сред.

16. Метод нелинейного моделирования в гуманитарном познании.

17. Социо-гуманитарное познание и презумпция темпоральности.

18. Феномен социального времени.

19. Идея нелинейного прочтения социального времени в современной гуманитаристике.

20. Проблема «памяти знака» (Р.Барт) в концепции интертекстуальности.

21. Принцип необратимости в постмодернистской текстологии.

22. Идея необратимости исторического времени: от Ф.Фукуямы – до С.Хантингтона.

23. Отказ от линейного прочтения исторического времени в современной культуре.

24. Переосмысление феномен традиции в современной философии.

25. Концепция исторического времени Ж.Делеза и Ф.Гваттари.

26. Феномен пост-истории: концепция пост-современности в современном историческом познании.

27. Методология нарративной истории.

28. Переосмысление этической проблематики в контексте новой трактовки темпоральности.

29. Феномен времени в современном искусствоведении.

30. Проблема междисцилинарного взаимодействия в современной науке. Тенденции взаимодействия и взаимопроникновения естественных и гуманитарных дисциплин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: