Содержание учебного материала

Тема 1.

Гуманитарная наука в системе современной культуры:

Трансформации стиля мышления

 

Классический стиль мышления и идея линейного детерминизма в европейской культуре.

Культурная ситуация начала ХХI вв. и формирование идеи нелинейности.

 Становление нелинейного подхода к объекту познания в естествознании: синергетика как теории нелинейных динамик. Феномен самоорганизации. Понятие бифуркации и механизмы бифуркационного ветвления процесса. Понятие аттрактора и специфика аттрактивных зависимостей. Диссипативные структуры и их динамика.

Формирование нелинейного подхода к объекту познания в гуманитарной науке.

Феномен самоорганизации как предмет постмодернистских аналитик. Анализ процессов самоорганизации ризоморфных сред в номадологии. Трактовка процедуры смыслопорождения в дискурсивных практиках письма и чтения как самоорганизации текста. Концепция исторического времени Ж.Делеза как модель самоорганизующейся темпоральности. «Генеалогия» М.М.Фуко как нелинейная модель самоорганизации событийности. Постмодернистская концепция «складки» и идея самоорганизации субъективности. Шизоанализ как модель самоорганизации бессознательного. Концепция “тела без органов” и постмодернистский поворот к идее самоорганизующейся телесности. Модель самоорганизации сексуальности в аналитике М.М.Фуко.

 

Тема 2.

Новый статус идиографической методологии

В современной науке

 

Понятие идиографического метода и специфика методологии идиографизма.

Постановка проблемы сущности гуманитарного познания в европейской философии. В.Дильтей о специфике «наук о природе» и «наук о духе». Анализ специфики гуманитарного познания Баденской школой неокантианства.

Принцип идиографизма и специфика гуманитарных наук. Дифференциация номотетического и идиографического подходов к объекту в методологии В.Виндельбанда.

Понятие уникального события и проблема его научной интерпретации. Г.Риккерт о «генерализирующем» и «индивидуализирующем» методах формирования научных понятий.

Критика универсализма в постмодернистской философии (Ж.Бодрийяр, Дж.Ваттимо, П.Вирилио, Р.Виллиамс и др.). Нарративное знание и идея «заката метанарраций»: постмодернистская программа преодоления универсализма. Концепт индивидуализации в методологии постмодернизма (М.А.Роуз, К.Кумар, С.Лаш, А.Б.Зеликмен и др.). Понятия «уникальной случайности события» (М.Фуко), и «сингулярности» (Ж.Делез), «неповторимости» (Ф.Гваттари).

Историческая динамика соотношения номотетики и идиографики в европейской культуре; феномен сциентизма. Идиографическая методология в современном естествознании. Феномены k-стратегии и r-стратегии (К.Х.Ваддингтон). Тенденция выхода за пределы логистического описания в современной науке. Критика «иллюзии универсального» в синергетике (И.Пригожин, Г.Николис, А.Баблоянц).

Место идиографики в системе современного гуманитарного знания.

 

Тема 3.

Критика логоцентризма в современной науке


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: