Доклассическое право (367-27 гг.до н.э.)

Период охватывает оставшуюся часть республиканской эпохи. Начинается с введения должности городского претора (praetor urbis). Это нововведение означало отделение судебной функции от военной и административной.

Претор был одним из магистраторов (должностных лиц).

Это период усиления влияния Рима на политической арене. Он начинает господствовать на Апеннинском полуострове (Италии), затем экспансия распространяется на Испанию; затем - Галиля и все Средиземноморье.

Из аграрного общество превращается в товарное. Рим - центр международной торговли; государство, объединившее различные национальности. В таких условиях прежнее право квиритов уже не могло выполнять свою прежнюю функцию.

Должность претора вводится для осуществления юрисдикции в спорах между участниками торговых отношений (не только римских граждан, но и иностранных купцов). Для этого претор вырабатывает особую систему процесса.

Претор устанавливал и критерии разрешения таких споров. Право теряет формальность, утрачивает зависимость от религии, все более утверждаются принципы индивидуализма, свободы договоров и так далее.

Факторы развития:

1 - деятельность городского претора

2 - деятельность юристов (юриспруденция)

Классический период

Он совпадает с периодом принципата (27 год до н.э. - 284 год). Принципсы - это императоры. Сохраняются те факторы преобразования права, что и в доклассический период, но для претора - это период заката его роли, а для юриспруденции - время расцвета.

Постклассический период.

Закончился смертью императора Юстиниана. Характеризуется как период упадка римского права, исчезают старые магистратуры, заменённые бюрократическим аппаратом. Юриспруденция становится обычным делом.

Основной источник - это указы императора, поскольку это период абсолютной монархии.

Завершением является кодификация Юстинианом римского права, вобравшая в себя всю сокровищницу классического римского права - corpus iuris civilis. Эта кодификация - отправная точка частного римского права для других правовых систем.

 

Римское право

Октября

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

- те материальные условия жизни общества, которыми обусловлено право (Новицкий)

- рабовладельческие отношения в Риме - это источник права (марксизм).

- это правовые формы, в которых право выражается

- (именно источники РП) документы, а также иные объекты, благодаря которым нами осуществляется познание римского права, включая исторические и художественные произведения

Отличительной чертой римского права является большое количество разнообразных источников в отличие от современного права. Другая особенность - наличие источников прямого действия (закон) и непрямого действия (косвенный путь)

Источники архаического права.

Характер обычного права. Признаки обычаев как источников права:

- возникают спонтанно, без целенаправленности

- ему следуют более-менее длительное время

-получает юридическую силу вследствие общего признания гражданами consensus omnium (и приобретает действие, равное по силе действию закона)

· "То, что принимается без письма, одобряется всеми " – Юлиан. Обычное право характеризуется римскими юристами как ius non scriptum.

Если обычаю не следуют долгое время, то он теряет свою силу (отменяется самим народом).

Необходимо было выявлять соответствующие обычаи, чтобы применять на практике. Кроме того, обычаи нуждались в толковании. Для этого имело место особый вид деятельности - юриспруденция, имевшая до конца классического периода силу правового источника.

Этой деятельностью занималось особое сословие - коллегия жрецов/понтификов. Interpretatio pontificum – это их толкование; они выступали медиаторами.

Функция понтификов: высказывания по правовым вопросам применительно к конкретным случаям. Высказывания передавались из поколения в поколения, затем стали записываться и храниться в жреческих архивах. Эти высказывания носили характер правового прецедента.

В начале республиканского периода наряду с этими источниками появляются законы, принимаемые народным собранием leges rogatae. Законы принимались по инициативе магистратов (консул предлагал законопроект к голосованию). Народное собрание могло одобрить или отклонить проект, но не могло вносить изменения.

· Закон - продукт прямого выражения народной воли. Lex est generale iussum populi rogante magistratu

Законы не вводили новые правовые институты, они существовали для реформирования уже существующих институтов. Но имели первоочередное значение в области публичного права. В области частного права были немногочисленны.

· Фриц Шульц: " Римляне - народы права, но не закона ".

К числу законов причисляются Законы 12 таблиц, которые появились как результат борьбы и примирения патрициев и плебеев. Особенность законов как источника:

- Преимущественно регулировали частные отношения

- Не были направлены на глубокое реформирование (явились кодификацией обычного права)

- Подвергались обширной интерпретации юристами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: