Доклассический период

Ещё одна разновидность НПА - плебисциты plebiscita. Были приравнены к законам, хотя поначалу распространялись только на плебеев.

Эдикты магистратов. С ними связано понятие "преторское право".

В этот период общество претерпевает эволюцию. Рим начинает доминировать на разнообразных территориях. В условиях консерватизма правовое реформирование осуществляется благодаря деятельности претора.

Каждый магистрат имел строго определённую сферу полномочий, собственную компетенцию. Должность претора как магистрата включала функцию гражданской юрисдикции по частно-правовым спорам. В этой должности претор имел высшую власть (imperium).

Были созданы курульные эдилы - занимались гражданскими отношениями в сфере рыночной торговли. Но они не являлись судьями, как и претор - только организовывали судебные процессы.

· Помимо юрисдикционных, магистраты имели полицейские функции.

Власть претора была практически неограниченной, это и позволило создать ему систему разрешения споров в сфере международного оборота.

Наряду с ними были частные судьи.

Функция претора: предварительно проанализировать дело и предоставить истцу соответствующий иск (в современной юриспруденции такой термин отсутствует: претор устанавливал, подлежит ли дело рассмотрение в данном суде, и давал или не давал право истцу предъявить иск).

Претор вынужден был сам устанавливать процедуры разрешения спора, а также материальные нормы.

Так наряду с ius civile сформировалось право магистратов ius honorarium, важной частью которого было преторское право ius praetorium.

· Папина: " Преторское право - то, которое ввели преторы ради того, чтобы помогать или восполнять или исправлять для общественной пользы ".

Функции:

- Претор облегчает применение цивильной нормы (например, многие древние нормы не имели санкций)

- Претор восполняет пробел цивильного права

- Исправление цивильного права, когда имеется прямой конфликт между преторским и цивильным правом

Судья должен был следовать указаниям претора даже вопреки цивильному праву. Так происходит реформирование претором права, но в его компетенции только организация процесса, а не принятие или создание новых цивильных норм.

· Praetor ius facere non potest - Претор не может делать право

Претор начинает планировать свою юрисдикционную деятельность на годичный срок. С этого момента претор, вступая в должность, издавал указ - эдикт edictum с программой его юрисдикционной деятельности. В ней содержалась информация о том, как он будет организовывать процесс.

Возникла норма, обязывавшая претора действовать согласно эдикту, - эдикты как "законы на год". С течением времени сложилось определённое ядро эдиктов, которое кочевало из одного эдикта в другой.

До преторского права правопорядок был унитарным - цивильное право в обычаях и законах. Преторское право рождается в процессе юридической деятельности преторов.

Между преторским правом и цивильным правом было взаимодействие: преторское право было динамичным, воспринимающим все новое, цивильное же - статичным. Преторское право как прогрессивное стало применяться и развиваться благодаря интерпретациям римских юристов. И цивильное право реформировалось в этом ключе.

Юриспруденция - iuris prudentia.

Постепенно светские юристы вытесняют из юриспруденции понтификов. Их деятельность проявлялась в:

- Защите клиентов в процессе

- Составлении для клиента текста сделки/договора

- Respondere В ответе - мнение по вопросам права для частных лиц, магистратов, судей responsum

 

Римское право

Ноября

(продолжение прошлой лекции – Источники права доклассического периода)

· Марциан: " Преторское право - живой голос цивильного права"

Часто юристы занимали высокие государственные должности, но деятельность именно юриста - это деятельность частного лица.

Opiniones - мнения юристов имеют большой вес, но не имеют прямого действия. Их косвенное действие состоит в том, что интерпретации юристов осуществлялись иногда согласно идее, которой не было в изначальном тексте. Это выступало как сотворение новой правовой нормы или даже целого института. Закон или обычай, интерпретированный таким образом, применялся в интерпретации, но все равно оставался источником права, именно поэтому деятельность юриста имела косвенное действие.

Кроме того, косвенно юрист мог посоветовать претору ввести в эдикт новый пункт. Здесь источник права не само творчество юриста, а все тот же эдикт.

Римская юриспруденция характеризуется зачастую как ius controversum. Вытеснение юристами понтификов приводит к определённому изменению - плюрализму мнений (понтифики составляли единую коллегию и выносили единое решение; юристы давали разное ). Ius controversum - это спорное, противоречивое право.

При разрешении споров судье приходилось выбирать между мнениями юристов. При этом судьи не должны были мотивировать своё решение, которые долгое время носили устный, нефиксированный характер.

Классический период

Обычай в этот период сохраняется, но приобретает новое значение. Римскими гражданами становятся не только жители Италии, но и жители провинций, а значит, они попадают под действие цивильного права. Соответственно, в этих провинциях имелись свои обычаи, которые и стали применяться, на что власть не обращала внимания.

Закон в этот период совпадает со становлением и упрочением императорской власти. С централизацией деятельность народных собраний угасала, и законодательство кануло в лету. Однако в начале классического периода первый император Октавиан (Гай Юлий Цезарь) использует этот метод для возведения своей воли в право (проводит свои законы через народное собрание). Создаётся lex iulia - законы в области права и наследования. Но даже в таком виде народные собрания оказались не нужны, и они прекратили своё существование.

На смену законам, принятым народным собраниям, приходят senatus consultum - постановления сената. До этого этот источник существовал в качестве источника непрямого действия, с этого периода они обретают прямое действие. Согласно Гаю, они имеют силу закона.

При этом не происходит усиления сената, он существует для прикрытия увеличения власти императора, проводившего через сенат свою волю, проекты. Император выступал с особой речью oratio, и сенат должен был постановить, принимать ли этот проект как закон или отвергнуть. В конце концов, вся функция сводилась лишь к ознакомлению с приказом императора, доведённым до сведения этого сената.

Преторский эдикт.

В этот период происходят изменения. Преторская должность относится к республиканской власти, и как все остальные свидетельства республики, она находится в упадке: у претора больше нет власти, его деятельность перестаёт быть творческой.

Один из императоров (Андриан) даёт юристу Сальвию Юлиану задание кодифицировать преторские эдикты. В вариант кодификации преторы больше не могли вносить изменения - только император. И этот окончательный составленный эдикт носит название edictum perpetuum - постоянный эдикт.

Юриспруденция.

И в этой области происходят существенные изменения: юриспруденция становится источником прямого действия. Юлиан по своему выбору наделяет некоторых юристов особым правом Ius respondendi ex auctoritate principis. Мнения этих юристов приобретают силу закона.

· В основе опять же лежит воля императора.

Лабион, один из известных юристов, выступал против режима принципата. С его именем связано возникновение одной из двух важнейших юридических школ - Школа прокулианцев.

Противоположная школа - школа Сабинианцев, последователей юриста Капитона.

Произведениям этих юристов впоследствии будет придано особое значение:

- Гай

- Папиниан

- Юлий Павел

- Ульпиан

- Модестин

Конец классической юриспруденции приходится на конец династии Северов. С этого момента юристы действуют как чиновники императорской канцелярии.

Жанры юридической литературы:

- комментарии (самые распространённые: комментарии к цивильному праву, комментарии к преторскому праву)

- Дегесты (оригинальные трактаты)

- Вопросы и диспуты (посвящались отдельным спорный вопросам)

- Респонсе (ответы)

- Institutiones- Элементарные учебники для студентов (самый известный - Институции Гая)

- Монографии

- Сборники общих Максим и так далее

· Цель: Ius est ars boni et aequi - Право есть искусство добра и справедливости

Следующий источник, приобретающий все большее значение, - указы императора - конституции constitutio principum. Императорские конституции имеют силу закона. Различались конституции, направленные на установление общих и абстрактных категорий: эдикты и мандаты (инструкции для подчинённых). Второй вид - специальные конституции, рассчитанные на решение конкретного случая: эпистулы (письма принципа с ответом на запрос должностного лица правового характера), рескрипты (ответы императора на обращённые к нему вопросы частных лиц), декреты (судебные акты императора - Верховного судьи, рассматривавшего дела в порядке аппеляции).

Декреты имели характер прецедентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: