Вещи и классификация

Вещи по рискам представлениям могут принадлежать или миру людей, или миру богов, и эти две сферы чётко разграничены между собой.

Вещи res:

- Humani iuris

- Divini iuris, делившиеся на res sacre, посвящённые небесным богам (алтари, храмы, священные леса), res sanctae (городские стены и ворота) и res religiosae, посвящённые земным богам манам (земельные участки с захоронениями).

Категория божественных вещей имеет языческое происхождение, но с утверждением христианской религии не устраняется.

 

Ноября

Вещи, приносящие человеку пользу, - bona. И поскольку потребности могут быть частными и публичными, вещи тоже могут быть частными res privatae и публичными res publicae.

 

Публичные вещи принадлежат римскому народу populus Romanus, то есть государству. И эти вещи подразделяются на две категории:

1 - предназначенные для общественной пользы (дороги, площади, базилики, мосты, порты, акведуки). Пользование ими свободно и бесплатно.

· Некоторые юристы отграничивали эти вещи от вещей общих для всех по естественному праву res communes omnium iure naturali. Сюда относили воздух, море. Эти вещи не принадлежат никому, даже государству, и их можно в небольшом объеме превращать в свою собственность, например, черпать воду из реки.

2 - государственные вещи, предназначенные не для общественного пользования, а для получения государством дохода или исполнения публичной функции (рабы, шахты) res in patrimonio populi.

· У различных городов также могли быть различные вещи, режим которых схож с публичными вещами.

В эпоху принципата с появлением императорской кассы возникает особая категория публичных вещей - res fiscales. Собственником является император, но обладает вещами он не на праве частной собственности, а на особом режиме - они могут использоваться для общественной пользы. С расширением фиска (императорской кассы) вторая категория публичных вещей становится фискальной, поэтому государству по сути остаётся принадлежать только первая категория вещей.

В эпоху поздней империи (домината) все вещи становятся собственностью императора. За народом остаётся право пользования.

Вещи подразделяются на манципируемые res macipi и неманципируемые r es nec mancipi.

Манципируемые означают, что эти вещи являются предметами манципации. Их отчуждение и приобретение между живыми возможно, как правило, только этими способами.

К манципируемым относятся земельные участки (италийские), рабы, тягловый и вьючный скот, сельский сервитут (например, право прохода через чужой участок). Этот режим сложился исторически - требовались сдерживающие ограничения в виде манципации, поскольку от этих вещей зависело существование семьи, так что это - мера предупреждения необдуманного распоряжения.

Неманципируемые вещи: не италийские участки, иные виды сервитутов, иной скот и другие вещи.

Когда обряд манципации начал стеснять оборот, ему перестаёт придаваться значение. Это происходило постепенно благодаря претору, который защищал приобретателя даже при несоблюдении обряда. В правление Юстиниана деление упраздняется формально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: