Квазипотребность в теории личности К.Левина

Левин в своем учении исходил из того, что движущей силой человеческой деятельности в любых ее формах (поступок, мышление, память и т.д.) является намерение - потребность. Под потребностью Левин понимал "динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия". Чтобы отличить свое понимание потребности от уже сложившегося в психологии, Левин называет их квазипотребностями. "Обозначение потребности как квазипотребности означало для Левина подчеркивание ее социальной обусловленности, т.е. того, что по своей природе она не врожденная и не биологическая, подчеркивание ее динамической характеристики". Однако подчеркивает Б. В. Зейгарник, социальное не означает для Левина общественно обусловленное. Социальное означало, что потребность возникла лишь в данный конкретный момент. При этом Левин подчеркивал отличие квазипотребности, возникшей в данный момент, от устойчивых, по его выражению, "истинных" потребностей (например, потребность к труду). Между обоими видами потребностей существует коммуникация - очень важное понятие в теории Левина.Но содержанию потребности создатель теории не придавал значения. Определяющим для него был лишь ее динамический аспект: ее сильная или слабая напряженность, коммуникация с другими потребностями. Итак, квазипотребность стремится к удовлетворению, которое состоит в разрядке ее динамического напряжения. Отсюда название теории К. Левина - "Динамическая теория личности".Квазипотребности влияют на разные сферы психической деятельности, например, память. Левин и его ученики доказывают это экспериментально. Известны опыты на прерванное действие (М. Овсянкина) и на запоминание незавершенных и завершенных действий (Б. В. Зейгарник). Одно задание, данное испытуемому, прерывалось и давалось второе. Оказалось, что после выполнения второго задания 86% испытуемых возвращались к первому. Из этого следовал вывод: обращение к прерванному действию означает, что система, оставаясь заряженной, стремится к разрядке. Опыты Б. В. Зейгарник привели также к выводу, что в памяти воспроизводятся лучше незавершенные действия, чем завершенные.

Волевое и полевое поведение в теории К. Левина

Согласно его теории вся жизнь человека протекает в неком «психологическом поле», в котором окружающие человека предметы оказывают на него притягивающее или отталкивающее воздействие (валентность предмета, по терминологии К. Левина). Причем тем или иным воздействием предметы обладают в зависимости от существующих у человека потребностей. Поэтому К. Левин говорил не отдельно о субъекте и его физическом окружении, а о «жизненном пространстве» индивида, включающем и то, и другое. В «жизненное пространство» могут включаться не только физические объекты, но и социальные факторы, действующие на человека, при этом важно, чтобы все это воспринималось субъектом, поскольку не воспринимаемое в данный момент индивидом не включается в его «жизненное пространство». В зависимости от того, в какое отношение в «жизненном пространстве» человек вступает с предметом, К. Левин выделял волевое и полевое поведение. Волевое поведение проявляется в преодолении сил, существующих в «поле», а полевое поведение характеризуется тем, что человек попадает во власть «поля» и не может встать над ним. Приведу простой пример. Перед вами на эскалаторе стоит женщина в пушистой меховой шубе; видно, что мех мягкий и приятный на ощупь. Вам очень хочется потрогать этот мех, таким образом, вы попали в «поле» притягивающего вас объекта, но чувство приличия подсказывает вам, что этого делать нельзя. Если вы не сможете побороть искушение и, ни о чем не задумываясь, погладите мех, то это будет пример полевого поведения, если же, несмотря на очень сильное желание, вы не дотронетесь до меха, то это будет пример волевого поведения, так как вы смогли встать над «полем» и преодолеть его власть. Существует два типа полевого поведения. В основе первого лежит существующая у человека потребность, способствующая тому, что человек избирательно реагирует на находящиеся в его «жизненном пространстве» предметы. Так, сытый и голодный по-разному будут реагировать на хлеб, лежащий перед ними на столе. Второй тип полевого поведения характеризуется тем, что нельзя установить связь между потребностью человека и его ситуационным поведением. Например, увидев на столе колокольчик, почти все люди берут его в руки и пробуют звонить, если же ситуация не позволяет этого сделать, то все равно вид колокольчика рождает желание позвонить в него. Итак, для К. Левина волевое поведение характеризуется прежде всего преодолением сил, идущих от различных предметов, существующих в «психологическом поле». Но почему обязательно понимать указанное преодоление сил как насильственный процесс, когда человеку необходимо совершить усилие по преодолению непосредственного желания? На мой взгляд, здесь вполне допустима иная трактовка: при сильном желании, как уже указывалось, возникает доминанта, позволяющая не замечать импульсы, идущие от других раздражителей, а потому предметы в широком смысле слова, находящиеся в «жизненном пространстве» человека, не вызывают у него полевого поведения. Но если у индивида нет никакой потребности, к осуществлению которой он стремится всей душой, если он не действует согласно созданному намерению, то его поведение имеет импульсивный характер, что, по терминологии К. Левина, и является полевым поведением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: