Социальная ситуация развития в культурно-исторической традиции Л.С.Выготского

Рассматривая среду не как обстановку, а как источник развития, Л.С. Выготский вводит термин «социальная ситуация развития».Л. С. Выготский не выделял проблему личности, считал, что культурный (вторичный) аспект отношения ребенка к миру – это показатель его общего, в том числе личностного развития. Личность отождествляется с самосознанием. Личность - надприродное в человеке, результат его культурного развития, она формируется в процессе интериоризации традиций, социальных форм поведения, которые становятся способами индивидуальной адаптации и саморегуляции.Личностные структуры – это совокупность аффекта и интеллекта, результат переживания воздействий среды. В зависимости от возраста и развития интеллекта ребенок по-разному переживает даже одинаковые воздействия. В этом состоит «социальная ситуация развития» Л.С. Выготского. Развитие может быть плавным, эволюционным и резким, кризисным. Кризисы изменяют социальную ситуацию, обостряют отношения и выводят ребенка на новую ступень развития. В этом плюсы и минусы кризисов.Периоды психического развития определились эмпирически и потому совпадают у разных авторов. Л. С. Выготский предложил научные основания периодизации, выделяя два критерия: динамический (период рассматривается как спокойный, литический, или бурный, критический) и содержательный (выделяют новообразования, характерные для данного возраста, такие как тип интеллекта, вид деятельности, личностная позиция и т.д.). Он подробно охарактеризовал критические периоды: кризис новорожденного, кризис 1 года, 3х лет, 7 лет, 13ти, 17ти. В каждом выделены как разрушительные тенденции, так и созидательные, положительные, составляющие личностный рост.Социальная среда в концепции Л. С. Выготского не противостоит индивиду и не служит только условием созревания; она - источник развития, формирующий все новые сложные формы психической жизни индивида. Обучение как всеобщая форма социальной жизни перестраивает систему сознания.Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка.1. Развитие есть изменение качественное, и ребенок не есть маленький взрослый.2. Психическое развитие не совпадает с физическим возрастом, у него свой ритм и свои темпы. Год жизни в детстве не равен году жизни в отрочестве.3. Каждая функция, каждая сторона детской психики развивается в свои сроки, имеет пик проявлений и последующее затухание, стабилизацию. Изменение одной функции вызывает изменение других, и сознание остается системным образованием.

Теории личности А.Н.Леонтьева

Суть концепции А.Н.Леонтьева в том, что личность человека создается общественными отношениями. Личность, по мнению Леонтьева, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева.Понятие «индивид», по Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидные свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя лишь предпосылки и условия ее формирования. Развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность находится в зависимости от состояний организма. Место мотива занимает мотив-цель, понятие, вводимое А. Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности. Существуют мотивы-стимулы и мотивы-цели. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством иерархии смыслообразующих мотивов. Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют общий «психологический» профиль личности. Леонтьев выделяет три основных параметра личности: широта связей человека с миром (посредством его деятельностей); степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); общая структура этих связей, точнее мотивов-целей. Процесс становления личности есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: