Морской и речной транспорт

Морской транспорт выполняет каботажные и международные перевозки грузов и пассажиров. Главный порт Черного моря - Одесса. Быстро растет порт Ильичевск, через который транспортируется промышленное сырье, машины, оборудование, сельскохозяйственная продукция. С 1978 г. действует одна из самых больших в мире паромных переправ между Ильичевском и болгарским портом Варна протяженностью 435 км. Для улучшения связей Украины с Северным Кавказом сооружена железнодорожно-паромная переправа через Керченский пролив.

Расширяется новый морской порт Южный (вблизи Одессы). На берегу Бугского лимана расположен крупный порт Николаев, где осуществляется перевалка зерна, марганцевой и железной руд. Видное место занимают также Херсон (речной и морской порт), Керчь, Измаил, Рени. Крупнейший порт на Азовском море - Мариуполь. Через этот порт вывозят уголь, металл, машины, хлеб, а ввозят железную руду, нефть.

Всего на территории Украины расположено 18 портов, к ним принадлежит 175 разгрузочных комплекса и 8 судоремонтных заводов. Основу морского транспорта Украины составляют Черноморское (ЧМП), Азовское (АМП) и Украинско-Дунайское (УДП) пароходства, что владеют транспортным флотом в суммарном тоннаже 5,2 млн. т и пассажирским флотом на 9,9 тыс. мест. Но украинский флот достиг критического возраста и, если не будет обновлен, всего за 5 - 7 лет его вытеснят конкуренты. С учетом нормативного списания флота, потребность Украины (кроме танкеров и газовозов) составляет 117 грузовых транспортных судов тоннажем 1,1 млн. т и 11 пассажирских судов на 4,5 тыс. мест.

Ежегодные валютные поступления от пароходства составляют 800 - 900 млн. долл. США. Но современная система налогообложения сводит к минимуму возможность самофинансирования морского транспорта. В организации пассажирских перевозок морским транспортом основным заданием является совершенствование туристическо-эксплуатационных перевозок, повышение качества обслуживания пассажиров.

Общая протяженность судоходных рек в Украине 4,4 тыс. км, в том числе с навигационной обстановкой 3,9 тыс. км. Самая длинная внутренняя водная артерия – Днепр (1200 км). К основным водным путям также принадлежат Десна и Припять, Южный Буг, Северский Донец, Днестр, Дунай. Крупные речные порты - Киев, Черкассы, Кременчуг, Днепропетровск, Запорожье, Херсон, Измаил, Рени. Речной транспорт Украины представлен межотраслевым государственным предприятием «Укрречфлот», которое реформировалось в акционерную судо-плавательную компанию, которая состоит из Главного предприятия и 290 структурных подразделений. Речным транспортом перевозят строительные материалы (86%), нефтепродукты (6%), уголь(2%), металл и руду (4%), зерно, арбузы и пр.

Основным заданием развития водного транспорта в Украине являются: применение большегрузных судов для внутренних и внешних перевозок грузов, увеличение части грузов в упакованном виде или контейнерах, развитие перевозок экспортно-импортных грузов в судах типа река-море, выведение из эксплуатации физически и морально устаревших кораблей и пополнение флота судами нового типа, оснащение портов высокопроизводительными разгрузочными комплексами для перевозки грузов насыпом, а также средствами малой механизации, что даст возможность сократить простои, развивать ведомственные причалы, оснастить их современной разгрузочной техникой.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт используют для пассажирских, грузовых и почтовых перевозок. Он осуществляет санитарные перевозки, а также аэрофотосъемки, химическую обработку посевов и борьбу с лесными пожарами.

Самые большие аэропорты Украины - Борисполь и Жуляны (Киев), Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Винница, Львов, Луганск, Запорожье, Симферополь, Черновцы, Херсон, Николаев, Ивано-Франковск. На Киев приходится ¹/7 перевозок пассажиров и до 2 млн. т грузов. Для перевозок пассажиров характерна сезонная неравномерность: объем отправлений летом в 3-4 раза превышает объем отправлений зимой. Основным видом перевозок является почта, ценные и срочные грузы.

Это самый молодой и скоростной вид транспорта, но пока что и самый дорогой транспорт Украины. В сфере авиационного транспорта действуют 110 компаний, их них 60 – негосударственных (200 арендованных самолетов), всего 130 предприятий и организаций. Последние осуществляют преимущественно чартерные рейсы во все страны мира. Украинские авиа перевозчики еженедельно осуществляют 225 регулярных рейсов (в том числе 128 в страны СНГ). С 1992 г. Украина входит в Международную организацию гражданской авиации, имеющей договоры с 36 странами мира, 35 зарубежных компаний осуществляют 128 рейсов в неделю. Украинские самолеты поддерживают постоянную связь с 30 странами мира. С получением независимости в Украине возросла роль международных перевозок. Открылись воздушные линии в США, Канаду, Израиль, Германию, ОАЭ, Польшу, Австрию и другие страны.

Главная государственная компания – «Авиалинии Украины», к которой принадлежит 27 авиаотрядов, 105 аэродромов и предприятия по ремонту авиатехники. Создана также компания «Международные авиалинии Украины» при участии западного капитала. Техническое обновление воздушного флота предусматривается за счет самолётов Ту - 204, Ту - 154 М, ЯК - 42, Ил - 114. Для международных перевозок на условиях лизинга приобретено два самолёта Боинг - 737, которые имеют высокие параметры топливной эффективности и комфорта. Особые ожидания связаны с созданием отечественного аэробуса Ан - 218, который по основным параметрам приближается к лучшим образцам западных образцов авиатехники. Предусматривается покупка других авиалайнеров.

Объем перевозок пассажиров авиационным транспортом сократился в 12,3 раза – с 14,8 млн. в 1990 г до 1,2 млн. пассажиров в 2001 г. и несколько увеличился в 2002 г. до 1,7 млн. Главной причиной спада перевозок на авиационном транспорте было сокращение платежеспособного спроса населения при одновременном повышении тарифов до мирового уровня. Снижение цен в 2002 г. увеличило приток авиапассажиров.

Ограниченное количество горюче-смазочных материалов, уменьшение количества полетов на короткие расстояния, современная тарифная политика, а также развитие сети наземных видов транспорта сделали ряд местных аэропортов неперспективными. Наиболее перспективными аэропортами являются: Борисполь, Жуляны, Луганск, Донецк, Днепропетровск, Запорожье, Львов, Одесса, Ивано-Франковск, Симферополь, Харьков; из местных – Винница, Кировоград, Полтава, Ужгород, Херсон, Тернополь и Керчь. Заданием дальнейшего развития воздушного транспорта Украины является увеличение общего объёма перевозок, строительство новых и реконструкция ряда старых аэропортов, строительство международных авиа-гаваней и другое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: