Экономическая безопасность Украины в транспортной сфере. Проблемы и перспективы развития транспорта в Украине

Основными угрозами экономической безопасности Украины в транспортной сфере являются:

· утрата конкурентоспособности украинских перевозчиков из-за старения подвижного состава, высокой себестоимости перевозок, больших ставок налогов;

· вытеснение отечественных перевозчиков иностранными вследствие чрезмерной открытости отечественного рынка транспортных услуг и неэффективной государственной политики протекционизма по отношению к отечественным перевозчикам;

· отсутствие национального перевозчика и чрезмерно высокая конкуренция между отечественными компаниями;

· критически низкий уровень перевозок, прежде всего, на авиационном, морском, речном транспорте, за которым начинается распад транспортной системы;

· потеря грузовой базы, прежде всего, экспортных грузов, из-за отсутствия квотирования части перевозок для отечественного флота при заключении внешнеторговых контрактов;

· значительные сокращения отечественного торгового флота из-за вывода его в оффшорные компании;

· несоответствие между высокими темпами роста автомобильного транспорта и развитием автомобильных дорог, ухудшение их состояния в связи с ликвидацией Дорожного фонда, недостаточное и нерегулярное финансирование дорожной отрасли из государственного бюджета;

· отсталость транспортной сети, вследствие чего имеет место низкое качество транспортного обслуживания – касательно скорости движения, сохранности груза, простоев на границе, информационного обеспечения;

· потеря Украиной рынка перевозок на реке Дунай;

· неопределенность границ в Азовском море и в Керченском проливе, условий пользования Керчь - Еникальским каналом, демаркация морских границ о. Тузла;

· сокращение транзита из-за намерений России переориентировать экспортно-импортные грузопотоки на собственные порты и из-за строительства обходных нефтепроводов и газопроводов;

· потеря транзитных потоков из-за высоких ставок сборов за транзит, поборов контролирующих органов на границе, отсутствия их ответственности за задержки подвижного состава;

· дискриминационная политика других государств в отношении украинских перевозчиков: арест судов, самолетов, взимание дополнительных налогов, штрафов в приграничных областях смежных государств, установление высоких тарифов в направлении Украины (Молдовой – на порт Рени, Россией – по направлению к украинским портам);

· сокращение авиаперевозок в Америку из-за отсутствия современных самолетов и в Европу – в связи с повышенными требованиями со стороны ЕС относительно шума и эмиссии двигателей, из-за чего самолеты советского производства прекратили свои полеты.

Потеря отечественным транспортом рынков перевозок может привести к тому, что транспортной сетью Украины будут пользоваться преимущественно иностранные транспортные компании. Это становится актуальным при вступлении во Всемирную торговую организацию. Проводимая либерализация внешней торговли не сопровождалась общепринятыми в мировой практике мерами государственного протекционизма в отношении отечественных перевозчиков, мероприятиями для стимулирования экспорта товаров вместе с экспортом услуг. Не были сформулированы соответствующие налоговый, таможенный и инвестиционный режимы для отечественных предприятий морского, речного, авиационного, автомобильного транспорта, которые бы обеспечивали недискриминизационные, по сравнению с иностранными компаниями (судоходными, авиационными, автотранспортными, экспедиторскими) возможности по привлечению грузо-, пассажиропотоков и обновлению основных фондов. Не до конца обоснована политика приватизации транспорта и связи в Украине.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: