млрд. т \ км
Вид транспорта | 1985 | 1990 | 1995 | 2000 | 2002 |
Железнодорожный | 497,9 | 474,0 | 195,8 | 172,8 | 193,1 |
Морской | 248,3 | 265,6 | 123,1 | 8,6 | 8,8 |
Речной | 12,2 | 11,9 | 5,7 | 5,9 | 4,2 |
Автомобильный | 71,8 | 79,7 | 34,5 | 19,3 | 18,8 |
Авиационный | 0,2 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,1 |
Трубопроводный | 155,2 | 208,0 | 184,9 | 187,5 | 184,2 |
Все виды | 985,6 | 1039,3 | 544,0 | 394,1 | 409,2 |
Таблица 2
Пассажирооборот всех видов транспорта (общего пользования) Украины по годам,
млрд. пассажиро·км
Вид транспорта | 1985 | 1990 | 1995 | 2000 | 2002 |
Железнодорожный | 67,0 | 76,0 | 63,8 | 51,8 | 50,5 |
Морской | 1,4 | 1,1 | 0,5 | 0,1 | 0,0 |
Речной | 0,6 | 0,6 | 0,1 | 0,0 | 0,1 |
Автомобильный (автобусы) | 86,7 | 90,3 | 34,8 | 29,3 | 36,0 |
Авиационный | 12,5 | 16,1 | 3,3 | 1,7 | 2,3 |
Трамвайный | 11,0 | 13,0 | 5,3 | 9,0 | 7,8 |
Троллейбусный | 16,4 | 21,0 | 8,8 | 16,8 | 14,1 |
Метрополитенный | 5,1 | 4,4 | 3,6 | 4,9 | 6,4 |
Все виды | 200,7 | 222,5 | 120,2 | 113,6 | 117,2 |
Железнодорожный транспорт
Ведущую роль в транспортном комплексе играет железнодорожный транспорт. На Украину приходится 16% общей длины железных дорог СНГ. По ее территории проходят железные дороги, связывающие государства СНГ со странами Европы. Важными магистралями являются следующие железные дороги: Киев – Брянск – Москва, Донецк – Купянск – Москва, Харьков – Москва, Кривой Рог – Донбасс, Киев – Львов, Киев – Одесса, Харьков – Днепропетровск.
Первая железнодорожная магистраль Украины была проведена в 1861 г. Она связала Львов и Перемышль. В 1865 г. появилась магистраль Одесса – Балта. В 1957 г. прекратился выпуск паровозов в Украине в связи с переходом на более современные виды тяги – электровозную и тепловозную. В Украине шесть железных дорог (Юго-Западная, Львовская, Южная, Донецкая, Приднепровская, Одесская) объединены департаментом «Украинская железная дорога” в том числе 900 линейных подразделений. В настоящее время эксплуатационная длина магистральных железных дорог достигает почти 23 тыс. км, из них электрифицировано – 8,3 тыс. км (35%).
Средняя плотность железнодорожного полотна - 38 км на 1 тыс. км². В Донбассе этот показатель составляет 52 км на 1 тыс. км², значителен он и в Западной Украине, а в южной части страны всего – 27 км на 1 тыс. км². Высокая плотность в Донецко – Приднепровском регионе обусловлена большой интенсивностью перевозок между Донбассом и Приднепровьем, вызванных технологическими особенностями производства. Железнодорожный транспорт Украины занимает четвертое место в мире по грузообороту и другим основным показателям, после России, США и Канады. Объем грузовых перевозок украинских железных дорог превышает суммарный объем перевозок 12 стран Европейского союза.
Железнодорожные магистрали, пересекаясь, образуют железнодорожные узлы. Крупнейшими узлами в Украине являются: Киев, Жмеринка, Фастов, Конотоп, Харьков, Лозовая, Полтава, Днепропетровск, Львов, Чоп, Запорожье, Ясиноватая, Дебальцево, Иловайск, Кривой Рог, Симферополь и др.
Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в Украине. Он занимает первое место по грузообороту и пассажирообороту. Открыто скоростное пассажирское движение по маршрутам: Киев – Харьков, Днепропетровск – Донецк, Киев – Днепропетровск и др. Основными грузами, перевозимыми по железной дороге, являются: уголь (28%), руда (18%), черные металлы (13%), нефть и нефтепродукты, строительные материалы, минеральные удобрения, кокс, сельскохозяйственные продукты и пр.
Преимуществами железнодорожного транспорта являются низкая себестоимость перевозок, большая грузоподъемность и вместительность, значительная густота железных дорог. К недостаткам можно отнести низкую скорость и значительный объем погрузочно-разгрузочных работ. Прежде всего этот вид транспорта применяется для перевозки значительного количества грузов на дальние и средние расстояния.
Формирование в Украине национальной системы рыночного типа, стремление войти в европейскую экономическую систему ставит перед государством задачу реконструкции железнодорожного транспорта: усовершенствование подвижного состава, повышения уровня обслуживания на украинских железных дорогах, приведения железнодорожной колеи (1524 мм) к европейскому образцу (1435 мм), включиться в европейскую программу строительства скоростных железнодорожных магистралей (от 150 до 300 км/час), повышение эффективности грузовых перевозок.