Грузооборот всех видов транспорта (общего пользования) Украины по годам

 млрд. т \ км

Вид транспорта 1985 1990 1995 2000 2002
Железнодорожный 497,9 474,0 195,8 172,8 193,1
Морской 248,3 265,6 123,1 8,6 8,8
Речной 12,2 11,9 5,7 5,9 4,2
Автомобильный 71,8 79,7 34,5 19,3 18,8
Авиационный 0,2 0,1 0,0 0,0 0,1
Трубопроводный 155,2 208,0 184,9 187,5 184,2
Все виды 985,6 1039,3 544,0 394,1 409,2

 

Таблица 2

Пассажирооборот всех видов транспорта (общего пользования) Украины по годам,

млрд. пассажиро·км

Вид транспорта 1985 1990 1995 2000 2002
Железнодорожный 67,0 76,0 63,8 51,8 50,5
Морской 1,4 1,1 0,5 0,1 0,0
Речной 0,6 0,6 0,1 0,0 0,1
Автомобильный (автобусы) 86,7 90,3 34,8 29,3 36,0
Авиационный 12,5 16,1 3,3 1,7 2,3
Трамвайный 11,0 13,0 5,3 9,0 7,8
Троллейбусный 16,4 21,0 8,8 16,8 14,1
Метрополитенный 5,1 4,4 3,6 4,9 6,4
Все виды 200,7 222,5 120,2 113,6 117,2

 

Железнодорожный транспорт

Ведущую роль в транспортном комплексе играет железнодорожный транспорт. На Украину приходится 16% общей длины железных дорог СНГ. По ее территории проходят железные дороги, связывающие государства СНГ со странами Европы. Важными магистралями являются следующие железные дороги: Киев – Брянск – Москва, Донецк – Купянск – Москва, Харьков – Москва, Кривой Рог – Донбасс, Киев – Львов, Киев – Одесса, Харьков – Днепропетровск.

Первая железнодорожная магистраль Украины была проведена в 1861 г. Она связала Львов и Перемышль. В 1865 г. появилась магистраль Одесса – Балта. В 1957 г. прекратился выпуск паровозов в Украине в связи с переходом на более современные виды тяги – электровозную и тепловозную. В Украине шесть железных дорог (Юго-Западная, Львовская, Южная, Донецкая, Приднепровская, Одесская) объединены департаментом «Украинская железная дорога” в том числе 900 линейных подразделений. В настоящее время эксплуатационная длина магистральных железных дорог достигает почти 23 тыс. км, из них электрифицировано – 8,3 тыс. км (35%).

Средняя плотность железнодорожного полотна - 38 км на 1 тыс. км². В Донбассе этот показатель составляет 52 км на 1 тыс. км², значителен он и в Западной Украине, а в южной части страны всего – 27 км на 1 тыс. км². Высокая плотность в Донецко – Приднепровском регионе обусловлена большой интенсивностью перевозок между Донбассом и Приднепровьем, вызванных технологическими особенностями производства. Железнодорожный транспорт Украины занимает четвертое место в мире по грузообороту и другим основным показателям, после России, США и Канады. Объем грузовых перевозок украинских железных дорог превышает суммарный объем перевозок 12 стран Европейского союза.

Железнодорожные магистрали, пересекаясь, образуют железнодорожные узлы. Крупнейшими узлами в Украине являются: Киев, Жмеринка, Фастов, Конотоп, Харьков, Лозовая, Полтава, Днепропетровск, Львов, Чоп, Запорожье, Ясиноватая, Дебальцево, Иловайск, Кривой Рог, Симферополь и др.

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в Украине. Он занимает первое место по грузообороту и пассажирообороту. Открыто скоростное пассажирское движение по маршрутам: Киев – Харьков, Днепропетровск – Донецк, Киев – Днепропетровск и др. Основными грузами, перевозимыми по железной дороге, являются: уголь (28%), руда (18%), черные металлы (13%), нефть и нефтепродукты, строительные материалы, минеральные удобрения, кокс, сельскохозяйственные продукты и пр.

Преимуществами железнодорожного транспорта являются низкая себестоимость перевозок, большая грузоподъемность и вместительность, значительная густота железных дорог. К недостаткам можно отнести низкую скорость и значительный объем погрузочно-разгрузочных работ. Прежде всего этот вид транспорта применяется для перевозки значительного количества грузов на дальние и средние расстояния.

Формирование в Украине национальной системы рыночного типа, стремление войти в европейскую экономическую систему ставит перед государством задачу реконструкции железнодорожного транспорта: усовершенствование подвижного состава, повышения уровня обслуживания на украинских железных дорогах, приведения железнодорожной колеи (1524 мм) к европейскому образцу (1435 мм), включиться в европейскую программу строительства скоростных железнодорожных магистралей (от 150 до 300 км/час), повышение эффективности грузовых перевозок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: