УчастиеРоссийской Федерации в хозяйствующих субъектах основывается на обладании государством правом требования к хозяйственному товариществу или обществу (обязательственное право), основанном на факте владения по праву собственника определенной долей в уставном капитале товарищества, ООО или определенным количеством акций АО. Данный вид участия реализуется в настоящее время путем формирования корпуса представителей государства, преимущественно в крупных ОАО.
Представление интересов государства в хозяйственных обществах
Представление интересов государства в хозяйственных обществах осуществляется на основании договоров, которые заключаются Госкомимуществом, Российским фондом федерального имущества (РФФИ) или их территориальными органами.
Важнейшим условием договора является то, что представители государства в органах управления обществ обязаны в письменной форме согласовывать с федеральными органами исполнительной власти или с центральным либо территориальными органами РФФИ, от имени которых они действуют:
1) проекты решений органов управления общества, которые они будут вносить и поддерживать;
2) свое будущее голосование по проектам решений, предложенным другими членами органов управления общества.
Согласованию в соответствии с Указом подлежат проекты решений и голосование по проектам решений по следующим вопросам (если они входят в компетенцию соответствующих органов управления общества):
• внесение изменений и дополнений в уставные документы акционерных обществ (товариществ и иных предприятий смешанной собственности)
• изменение величины уставного капитала обществ
• назначение (избрание) конкретных лиц в органы управления и контрольные органы соответствующих обществ
• получение кредитов в размере более 10% чистых активов
• продажа и иное отчуждение недвижимого имущества, а также залог (ипотека)
• участие общества в создании иных предприятий (в том числе учреждение дочерних предприятий) и финансово-промышленных групп.
Поверенный представляет интересы государства исключительно в рамках компетенции по управлению государственным имуществом органа, заключившего с ним договор в соответствии с законодательств РФ, учредительными документами общества и договором. Он несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством России и договором. Материальный ущерб, причиненный неправомерными действиями поверенного, подлежит возмещению в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Поверенный не несет ответственности за негативные последствия решений, за которые он голосовал, если голосование осуществлялось в соответствии с письменными указаниями, полученными от доверителя, а также решений, принятых без его участия или вопреки его воле.
Постановлением был также утвержден порядок заключения и регистрации договоров.
Госкомимущество РФ утвердило порядок подготовки и аттестации лиц, которые должны представлять интересы государства в акционерных обществах.
Система представления интересов государства находится пока в начальной стадии формирования.
УЧАСТИЕ РФ, СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ
В России могут создаваться и действовать предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и государственной собственности.
В настоящее время участие Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований опирается в первую очередь на нормы ГК РФ.
По общему правилу, сформулированному в абз.3 п.4 ст.66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями хозяйственных обществ, если иное не установлено законом. Аналогичное по содержанию правило в отношении акционерного общества — наиболее распространенной организационно-правовой формы с участием государственных и муниципальных образований - содержится в Федеральном законе от 26.12.95 №208 "Об акционерных обществах". Таким образом, для создания АО, учредителями которого выступает федерация и ее субъекты, в настоящее время характерны следующие черты.
- Во-первых, возможность участия указанных публичных субъектов в создании АО сегодня должна быть предусмотрена федеральным законом. Это правило, хотя и противоречит положениям некоторых других законов, имеет приоритет перед последними.
- Во-вторых, по своей организационно-правовой форме такие акционерные общества могут быть только открытыми.
- АО, акции которых находятся в государственной собственности, не могут быть преобразованы в юридическое лицо иной организационно-правой формы или участвовать в реорганизации, приводящей к созданию такого юридического лица.
- Учредителями от имени Российской Федерации в предприятиях, создаваемых с участием иных лиц (включая субъектов Федерации), выступают Госкомимущество РФ и РФФИ. Однако в настоящее время с внесением в качестве вклада федеральной собственности от имени РФ может выступать Правительство РФ.
Деятельность акционерных обществ с участием публично-правовых субъектов также имеет существенные особенности.
- Увеличение уставного капитала путем выпуска дополнительных акций при наличии пакета акций, предоставляющего более 25% голосов и закрепленного в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в течение срока закрепления только в случае, если сохраняется размер доли государства или муниципального образования.
- Решения о выплате дивидендов АО принимаются с учетом ограничений, установленных федеральными законами. Например, выплата объявленных дивидендов не может быть произведена, если на дату их выплаты АО отвечает признакам несостоятельности. В случае нарушения таких требований представители государства в органах управления АО, не менее 10% голосующих акций которого находится в государственной собственности, обязаны потребовать отмены или изменения ранее принятого решения об объявлении дивидендов, а также прекращения полномочий руководителя АО и возложения на него установленной законом ответственности.
- Наконец, установлена обязанность советов директоров АО, не менее 25% голосующих акций которых находится в государственной собственности, привлекать независимых оценщиков для определения рыночной стоимости имущества АО по требованию лиц, представляющих государство в совете директоров, либо уполномоченного государственного органа.
- Количество акций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не имеет значения для применения специального правила о ликвидации подобных обществ, которое состоит в том, что если акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления. При невыполнении этого требования орган, осуществивший государственную регистрацию общества, не вправе давать согласие на назначение ликвидационной комиссии.
Получив общее представление об акционерных обществах как корпорациях, мы должны определить теперь, в чем состоит специфика АО с государственным участием.
Ключевой момент в ответе на поставленный вопрос - величина пакета акций, принадлежащих государству. Закон РФ "Об акционерных обществах" предусматривает различные объемы прав для акционеров, обладающих 1%, 2%, 10%.
Один процент акций позволяет предъявить АО судебные иски. Двухпроцентный пакет позволяет акционеру или их группе вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров ипредлагать кандидатуры в совет директоров и ревизионную комиссию. 10% акций позволяют требовать созыва внеочередного общего собрания по желаемой повестке дня и созывать его самостоятельно в случае отказа со стороны совета директоров.
Мы видим, что пакет акций менее 10% предоставляет акционеру — будь он трижды государственным - возможность всего лишь подавать свой голос.
Пакет в 10% - это уже радиальный объем контроля, но отрицательного. Нельзя провести свои решения, но можно полностью дезорганизовать жизнь АО внеочередными собраниями. 10%-ному акционеру уже никто - даже общее собрание - не может диктовать условия, с ним можно только договариваться. В сегодняшних российских АО сплошь и рядом 10% и более принадлежит как частным лицам членам совета директоров, и это значит, что общий контроль над АО принадлежит совету директоров.
Если 10%-ный пакет принадлежит государству (в лице его представителя - ГКИ в лице представителя ГКИ по контракту), то это уже достаточный рычаг для направления и дисциплинирования деятельности АО. Но в реальной российской жизни государственный представитель с 10% акций сможет добиваться своих целей только через конфликты, т.е. через неприемлемо большие с точки зрения государственных интересов потери, связанные с расстройством деятельности. К тому же такой представитель всего лишь человек и возникающие при этом перенапряжения мало кто из них выдержит. На практике 10%-ный пакет делает представителя равным среди других владельцев компании (или чуть более чем равным за счет своих связей по государственной линии).
Теоретически полный положительный контроль дает 51% голосующих акций. Можно лично формировать совет директоров. Реальный положительный контроль над АО уже сегодня, в зависимости от структуры других владельцев, вполне достижим в диапазоне 20-30% акций. При том, что реальная "процентная стоимость" общих собраний, даже если распыленность акций не самая большая, составляет 60-80% всех голосов, а для принятия ключевых решений требуется 2/3 голосов участников собрания, вес 25%-ного пакета удваивается, это и есть фактический полный контроль.
Таким образом, уже из формальных юридических установлений следует, что
• чем больше распыленность акционерного капитала (чем больше мелких акционеров), тем меньше величина пакета, обеспечивающего реальный положительный контроль над корпорацией, и наоборот;
• уже сегодня приемлемый положительный контроль обеспечивает пакет в 20-30% акций. Это и есть сегодняшний ориентир для государства как владельца корпоративных ценных бумаг.
На практике мы часто видим, что близость к государственному аппарату лишь облегчает выведение из-под контроля государства путем коррупции не просто отдельных предприятий, но даже целых отраслей, например производства алюминия) отличие АО с государственным участием от остальных, состоящее в том, что обеспечивается реализация государственных, т. е. не групповых и частных, а общественных интересов.
Это вовсе не значит, что подобные АО оказываются в одном ряду с унитарными предприятиями. В том-то и дело, что, оставаясь в ведении отраслевых министерств и им подобных органов управления, унитарные предприятия продолжают траекторию подневольной жизни советских предприятий, когда интересы и наемных работников, и техноструктуры зажаты (не говоря уже об интересах внешних групп), а вся деятельность зависит от диктата бюрократии, где ответственность размыта и поэтому практически отсутствует.
Отличие контролируемых государством АО от унитарных предприятий (по крайней мере теоретическое) состоит в том, во-первых, такие АО являются полноценными рыночными хозяйствами, открыто действующими на открытых рынках. Рыночные критерии эффективности в принятии решений здесь преобладают.
Во-вторых, государственные представители в АО лишены узковедомственных интересов (теоретически, так как на практике они во многих случаях вербуются из тех же отраслевых чиновников), ибо работают по контракту с ГКИ, а ведомственный интерес этого органа совпадает в целом с государственным.
В-третьих, обладание контрольным пакетом вовсе не тождественно полному владению. Согласование интересов разных групп акционеров и stakeholders остается естественной основной стратегией поведения владельца контрольного пакета.
Только в таких АО впервые возникает возможность (в других она исключена даже теоретически) действительно балансировать интересы всех основных групп, включая государство.