Субъекты и объекты правового регулирования

Правовое регулирование осуществляется действиями определенных субъектов, состав и численность которых зависят от его стадий и форм реализации права.

В осуществлении правового регулирования на всех его стадиях в государственно организованном обществе участвуют самые разнообразные субъекты, численность которых измеряется от единиц (законодатели) до десятков, сотен тысяч и миллионов лиц (правоприменители, исполнители и т.д.), выступающих в разных значениях. Можно говорить о единичных и множественных, единоличных и коллегиальных субъектах правового регулирования в сочетании этих их качеств.

Например, на стадии правотворчества в форме референдума в масштабах всего государственно организованного общества принимают участие миллионы дееспособных граждан (электорат) как единый народ – единственный источник и носитель власти в демократическом обществе, т.е. сложный единолично-множественно-коллегиальный субъект; или правотворчество осуществляется законодательными органами как автономно-единичными (в субъектах Федерации) и одновременно множественными (в масштабах Федерации) коллегиальными субъектами либо президентом государства как единично-единоличным субъектом.

Особенно масштабная, но разрозненная численность дееспособных множественных и единоличных (граждане, должностные лица) или множественных и коллегиальных (органы управления коммерческих и некоммерческих организаций и др.) либо единично-коллегиальных (Счетная палата, Правительство РФ) субъектов правового регулирования постоянно проявляется и наблюдается на стадии правореализации в её непосредственных формах – соблюдении, исполнении и использовании норм права, к примеру, в области гражданско-правовых отношений розничной купли-продажи, либо брачно-семейных и трудовых, предпринимательских и управленческих, в том числе контрольных, отношений в различных их вопросах. Десятки и сотни тысяч разнообразных множественных, единоличных и коллегиальных субъектов права участвуют в правоприменительной деятельности как опосредованной форме реализации норм права, но при этом разрозненно в виде судов, других участников судебных процессов, включая граждан, юридических лиц, а также правоохранительных органов, иных исполнительных органов власти, их должностных лиц и др. Это же можно сказать и в отношении стадии правозащиты в масштабах всего государственно организованного общества.

Вместе с тем надо заметить, что в регулировании отдельных видов общественных отношений и их случаев число его субъектов ограничивается единицами. Например, в правотворческой деятельности на общегосударственном уровне к таким субъектам, как отмечено, относятся только единично-коллегиальные высшие законодательный и исполнительный (в пределах их компетенции) органы государственной власти, а также субъекты права законодательной инициативы, к которым в Российской Федерации законодательно относятся в особенности и высшие судебные органы. Следует здесь сказать, что такие субъекты правового регулирования в своем существовании характеризуются процедурно-правовым единством, являясь коллегиальными органами власти и управления (парламент, правительство) либо, наоборот, единоличными органами власти (президент, министр, король).

Множественными (в масштабах государства) коллегиальными субъектами правотворчества выступают и органы местного самоуправления, а также коллегиальные органы управления юридических лиц (собрания участников, акционеров, членов), а множественными единоличными субъектами правореализации являются в них единоличные исполнительные органы (главы муниципальных образований, генеральные директоры).

Автономно-единичные и множественные (в масштабах государства), единоличные либо коллегиальные субъекты правового регулирования действуют в конкретных правовых отношениях, возникающих в правоприменении и правозащите.

Все субъекты правового регулирования обладают определенным правовым статусом, выражающим закрепленные за ними правовыми нормами правомочия (функции), права, обязанности и меры ответственности, применяемые к ним, совокупность которых относится к их компетенции. Правовой статус данных субъектов показывает их место и роль в жизнедеятельности государственно организованного общества и в самом её правовом регулировании.

В теории права вопрос о субъектах правового регулирования обычно не рассматривается особым образом, что вряд ли правильно, особенно с точки зрения системы (механизма) правового регулирования, в которой эти субъекты признаются её значимыми элементами. В частности не существует обстоятельно разработанной и широко признаваемой классификации именно субъектов правового регулирования в целом. Имеются лишь отраслевые исследования данных субъектов применительно к стадиям правового регулирования, например, правотворчеству, правоприменению и правоохранительной деятельности.

Субъектами правового регулирования являются,так или иначе, все члены и институты гражданского общества, органы государства, их должностные лица.

На начальной стадии правового регулирования – в правотворчестве (включающем в себя законотворчество, подзаконное правотворчество, муниципальное и локальное правотворчество) существует определенный ряд его субъектов. Прежде всего, субъектом законотворчества, как отмечено, является весь народ в лице составляющих его дееспособных граждан (в демократических государствах). Другим субъектом законотворчества выступает высший законодательный орган государства (парламент, конгресс, федеральное собрание и т.д., а также монарх и может быть президент государства), а в федерациях как форме государственного устройства – еще и законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, наделённые законодательными правомочиями в пределах предмета (вопросов) ведения этих субъектов Федерации.

В ряде национальных правовых систем (например, США, Великобритании) к субъектам законотворчества (в формах принятия, изменения или отмены действия законов либо их норм права, иных нормативных правовых актов) относятся и высшие судебные органы, которые де-юре осуществляют в той или иной степени названные формы законотворчества, в особенности в порядке судебного контроля за законодательством, включая собственно законы.[268]

К субъектам законотворчества следует отнести и субъектов права законодательной инициативы, которая является начальным этапом законодательного процесса. Законодательно установленные перечни этих субъектов различны в разных государствах, хотя в них могут быть и имеются субъектные совпадения.

Субъектами подзаконного правотворчества в масштабах всего общества являются государственные органы исполнительной власти (президент, правительство, кабинет министров, министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах их компетенции, в т.ч. правотворческой).

К субъектам муниципального правотворчества относятся органы местного самоуправления в пределах их компетенции, а также население муниципальных образований, принимающее на местном референдуме или сходе нормативные правовые акты по вопросам местного значения.

К субъектам локального правотворчества относятся органы управления юридических лиц (например, общие собрания акционеров или участников обществ с ограниченной ответственностью, членов кооператива), принимающие уставы этих юридических лиц либо нормативные положения, регулирующие вопросы внутренней организации и внутренних отношений этих юридических лиц. Кроме того, здесь правотворческими субъектами выступают и особые субъекты трудовых отношений – администрации предприятий (работодатели) и органы представительства их трудовых коллективов (работников), принимающие коллективные договоры, нормативно и в то же время локально конкретизированно регулирующие социально-трудовые отношения в этих предприятиях.

Наиболее сложным является вопрос о субъектах международно-правового регулирования, связанного с принятием и действием международных нормативных актов и договоров, выраженных в них общепризнанных принципах и нормах международного права, которые, согласно конституциям некоторых государств, например, Российской Федерации, входят в их правовую систему. В этом случае субъектами могут выступать как высшие законодательные, так и высшие исполнительные органы власти, ратифицирующие и принимающие (заключающие) международно-правовые акты и договоры, содержащие данные принципы и нормы.

Для всех субъектов правотворчества характерно наличие у них определённойправотворческой компетенции, в пределах которой они законно могут осуществлять правовое регулирование. Исключением здесь можно считать народ как субъект правотворчества и единственный источник власти в демократических государствах. В этом значении у народа не должно быть компетенционных ограничений в правотворчестве, т.е. он должен быть вправе свободно принимать законы по любым вопросам жизнедеятельности государственно организованного общества, включая и конституционные. Но это не всегда и не везде в современном мире осуществляется таким образом; в этом вопросе существуют определенные и порой не бесспорные с точки зрения определения народа как единственного источника власти ограничения, например, в отношении организации и оснований проведения общенародного референдума.

Перечень названных субъектов правового регулирования на стадии правотворчества будет неполным, особенно для англосаксонской правовой системы, если к их числу не отнести еще и судебные органы, создающие судебный прецедент и нормативную судебную практику как источник права. Это относится и к правовым позициям и положениям, вырабатываемым конституционными (и им подобными) судами государств, а также Европейским судом по правам человека.

В некоторых национальных правовых системах к субъектам правового регулирования на стадии правотворчества можно отнести ученых-правоведов и богословов, вырабатывавших доктринальные правовые положения и религиозные толкования, ставшие и являющиеся правовыми регуляторами. Теоретически это признается в отношении романо-германской и мусульманской (иджма) правовых семей, а также иудейской, индусской, отчасти японской и им подобных правовых систем.[269]

В отношении же правовых обычаев, существующих в качестве источника права во многих национальных правовых системах, включая российскую, можно также отметить наличие относительно определенного субъекта их создания. Таким субъектом являются социальные сообщества, включая профессиональные, предпринимательские, которые вырабатывают правила-обычаи своих отношений, становящиеся затем с санкции (одобрения, признания, разрешения) государства правовыми обычаями. Но вряд ли весь народ можно относить к таким субъектам, поскольку весь он одновременно и повсеместно не имеет, да и не может иметь, отношение к выработке названных определенных обычаев, зачастую имеющих региональный, локальный или казуальный характер.

На стадии правореализации, как отмечено ранее, выявляется громадное разнообразие и множественность участвующих субъектов правового регулирования. К таким субъектам относятся как государственные органы исполнительной и судебной власти, особо контрольно-надзорные органы, например, органы прокуратуры, санэпидемнадзора, так и юридические лица в виде коммерческих и некоммерческих организаций, включая общественные и религиозные организации, учреждения, фонды, политические партии, а также физические лица – дееспособные граждане данного государства, апатриды (а иногда и бипатриды) и иностранные граждане на территории этого государства.

На стадии правозащиты субъектами правового регулирования являются государственные правоохранительные органы (органы внутренних дел, надзорные органы, например, органы прокуратуры, госгортехнадзора, санэпидемнадзора, а также органы государственной безопасности и судебные органы). К числу этих субъектов относятся также и граждане данного государства, апатриды, иностранные граждане, религиозные и общественные объединения граждан, а также юридические лица, подпадающие под уголовную и/или административную юрисдикцию данного государства.

Для субъектов правового регулирования в целом, как уже отмечалось, характерно наличие определённого правового статуса именно для названных стадий, особенно для стадии правозащиты, на которой субъекты наделяются и имеют особый – процессуальный – статус (истца, ответчика, третьего лица, заявителя жалобы, подсудимого, потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, обвинителя, защитника и т.д.). Данная стадия и её субъекты во многом совпадают со стадией правореализации в форме правоприменения, особенно судебного, и ее субъектами.

Таким образом, некоторые субъекты правового регулирования (государственные органы исполнительной власти, судебные органы (в некоторых правовых системах)) являются в отдельных своих видах как бы «сквозными», относительно едиными для всех стадий правового регулирования, осуществляя в той или иной степени и правотворческую, и правореализующую, и правоохранительную деятельность в прямой форме или в форме взаимовлияния, взаимодополнения. Данное обстоятельство, как представляется, в значительной мере обеспечивает единство правового регулирования. Однако действительное и полное обеспечение такого единства составляет теоретическую и практическую проблемы правового регулирования, которые при этом имеют постоянный характер, отражающий реальное (фактическое) постоянное изменение праворегулируемых общественных отношений.

Названные субъекты правового регулирования осуществляют его на всех стадиях в отношении определенных объектов, которые отличаются от предмета правового регулирования – общественных отношений, нуждающихся в таком регулировании. Это отличие заключается в том, что данные объекты правового регулирования являются материальными либо духовными, иными благами, по поводу чего или в связи с чем конкретно возникают и реализуются общественные отношения. И эти объекты имеют свою форму объективного существования – материальную (телесную) или духовную (идеальную). В этом качестве они входят в предметы отраслевого праворегулирования. В связи с этим они и называются нами отраслевыми предметными объектами правового регулирования.

Предметными объектами гражданско-правового регулирования являются материальные блага в виде имущества (движимого и недвижимого), нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация, личная и семейная тайна, неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства и места пребывания, имя и др.), результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы и искусства, изобретения, полезные модели и промышленные образцы, селекционные достижения), информация (служебная и коммерческая, иная тайна, ноу-хау), работы с их результатами и услуги. Иначе эти объекты называются объектами гражданских прав.

Предметными объектами уголовно-правового регулирования являются также материальные и нематериальные блага и иные объекты, например, общественный порядок, порядок управления, банковская или врачебная, адвокатская тайна и т.д. в соответствии с уголовными кодексами (законами) определенных государств.

Предметным объектом земельно-правового регулирования являются земельные участки и земли, налогового праворегулирования – доходы и расходы, имущество в их денежной и натуральной формах и взимаемые с их учетом налоги и сборы, а также, соответственно, другие отраслевые предметные объекты.

Сами по себе объекты составляют самостоятельный элемент механизма правового регулирования. Так или иначе они участвуют в правовом регулировании и оказывают на него существенное влияние, например, в выборе способов правового регулирования и даже определении его пределов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: