Методические рекомендации по самостоятельной работе

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ЮФУ

 

 

Магистерская программа «История и социология политики»

 

Учебно-методический комплекс

«Философия и методология истории»

Для магистрантов исторического факультета ЮФУ

обучающихся по направлению

050400 – социально-экономическое образование

профессионально-образовательный профиль «История»

 

 

ДНМФ 0103

 

 

2011

 

 

Составитель:     Мининков Н.А., доктор исторических наук, профессор

 

Дисциплина НМФ 0103

Направление: 050400 социально-экономическое образование

 

Образовательная программа: подготовка магистра

 

Курс – 5

Форма обучения – очная

Семестр – 10

Общее количество часов по дисциплине –

Количество аудиторных часов – 34

Из них лекций – 34

Самостоятельная работа –

Форма контроля: 10 семестр - экзамен

Пояснительная записка

Данная учебная дисциплина рассчитана на магистрантов исторического факультета первого курса ЮФУ. Цель дисциплины – сформировать у магистрантов четкое научное представление о процессе развития философии и методологи истории как научной дисциплины. Также целью ее является ознакомление магистрантов с основными направлениями философско-исторической и методологической мысли в современной историографии и формирование у них представления о воздействии ее на историческую науку нашего времени, на формирование на их основе концепции исторического процесса. Конечной целью этой дисциплины является складывание у магистрантов как у историков-исследователей четкого представления о значении позиции историка в области философии и методологии истории для постановки проблемы своего исследования, для сознательного выбора философской позиции и моделей исследовательской методологии, для выдвижения гипотезы и построения фактической базы и теоретических выводов по избранной проблеме.

Возможность введения данной дисциплины на первом курсе магистратуры исторического факультета определяется в связи с комплексным изучением магистрантами дисциплин факультета в течение первых четырех лет обучения на факультете. Такую подготовку дает, прежде всего, курс философии. Этот курс способствовал составлению у магистрантов представления о характере и особенностях философии как научной дисциплины, объекте и предмете ее исследования, значения философских знаний для познания в сфере конкретных наук, среди которых свое место занимает комплекс дисциплин социально-гуманитарного цикла, в том числе истории. То же самое относится к курсам, в рамках которых имело место ознакомление студентов с основами методологии истории. Это – курсы «Введение в теорию исторического познания» и «Методология и методика исторического исследования». Также подготовка к изучению философии и методологии истории связана с усвоением студентами курсов отечественной и всеобщей истории и особенно их культурно-исторической компоненты. В качестве подготовки к усвоению этого курса необходимо также отметить появление ко времени обучения на первом курсе магистратуры определенного опыта самостоятельной научно-исследовательской работы. Этот опыт предоставляет возможность усваивать материал по философии истории нового и новейшего времени в свете представления о возможности использования философских и методологических знаний в научно-исследовательской практике, в работе по избранной научной проблематике.

Структура дисциплины в часах выглядит следующим образом. Предусмотрено 34 аудиторных часа, в течение которых читаются лекции. Итоговой формой контроля предусмотрен экзамен.   

 

Учебные модули

 

Модуль 1. Философия и методология истории: особенности научных дисциплин и проблематика

Комплексная цель модуля – ознакомление с основными положениями дисциплины, значение в исследовательской практике философского обоснования методологии исторического познания и метатеоретического обоснования концепции конкретно-исторического исследования, зеначения методологии в научном историческом познании.

Тема 1. Философия и методология истории как научные дисциплины. История как отрасль духовной культуры человечества и как научная дисциплина. Историческое и философское осмысление прошлого: общее и особенное. Значение философского подхода для изучения истории. Философия как способ осмысления истории и философская история. Философия истории в свете прикладных задач исторического исследования.

       Тема 2. Философские проблемы исторического познания. Понятие об объекте и предмете философии истории. Онтологические проблемы философии истории: единство и различие природного и социального, движущие силы и детерминизм истории, время и пространство в истории, общее и особенное в истории, человек в истории, смысл истории. Гносеологические проблемы философии истории: познаваемость прошлого, соотношение объективных и субъективных основ исторического познания, роль историка в историческом познании. Проблема понимания культурно-исторической функции и значения истории.

Тема 3. Методология истории и обоснование принципиальных основ исторического исследования. Методология истории и методика исторического исследования: методы научного исторического исследования. Значение методологии для историка-исследователя.

 

Проектное задание и контрольные вопросы

       Как Вы понимаете выражение Г.В.Ф.Гегеля: «философия истории означает не что иное, как мыслящее рассмотрение ее» (Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Введение // Философия истории: Антология: Учеб. пособие для студентов гуманит. вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Ю.А.Кимелева. М., 1995. С.76). В чем можно видеть достоинства и недостатки такого понимания сущности философии истории?

       Чем, с Вашей точки зрения, философская позиция историка оказывает воздействие на исследовательский процесс, на положения и выводы исторического исследования? Необходима ли, с Вашей точки зрения, сознательная философская позиция для историка, занимающегося конкретной исторической проблематикой: обоснуйте ответ в связи с Вашей темой.

       Какова Ваша позиция по проблеме познаваемости прошлого и какое воздействие она оказывает на выбор Вами путей (методологии) исследования Вашей проблемы: обоснуйте ответ на примере Вашей темы.

       Как Вы понимаете слова Ж.П.Сартра: «Под гуманизмом можно понимать теорию, которая рассматривает человека как цель и высшую ценность» (Сартр Ж.П. Экзестенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С.324)? Как подобная философская позиция соответствовала важнейшим направлениям исторического познания второй половины XX в. и какое воздействие оказывала она на европейскую историографию того времени?

       В чем Вы видите различие между пониманием смысла истории между Н.А.Бердяевым и К.Ясперсом? Как Вы считаете, чье понимание смысла истории более соответствует характеру и особенностям культуры рубежа XX-XXI вв.?

Тесты

  1. Кто из мыслителей впервые сформулировал понятие о философии истории?

а. Платон; б. Вико; в. Вольтер; г. Гегель.  

  1. В чем Вы видите отличие между философией истории и теорией исторического процесса?

а. В том, что в рамках философии истории содержится анализ хода истории; б. В том, что в рамках философии истории содержится «мыслящее рассмотрение» истории; в. В том, что в философии истории обосновываются рекомендации к построению концепций истории; г. В том, что в философии истории содержится философское обоснование концепций исторического процесса. 

3. Какая сторона философии истории обеспечивает обоснование методологии     научного исторического познания?

а. Онтология; б. Гносеология; в. Телеология; г. Культурология.

  1. Какая сторона философии истории обеспечивает обоснование концепций исторического процесса?

а. Социальная философия; б. Философия культуры; в. Гносеология; г. Онтология.

  1. Какое направление философии истории нового времени отрицало необходимость философии для научного исторического познания?

а. Позитивизм; б. Марксизм; в. Неокантианство; г. Рационализм.

  1. В какой период развития философии истории обосновывалась принципиальная общность между историей и другими конкретными науками (например, естественными)?

а. В рационализме; б. В Экзистенциализме; в. В позитивизме; г. В гегельянстве. 

Ключ к тестам: 1-в; 2- г; 3- б. 4 – г; 5 – а; 6 – в.

Литература

Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1999.

Мининков Н.А. Философия истории. Ростов-на-Дону, 1999.

Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2004.

Философия истории: Учебное пособие / Под ред. проф. А.С.Панарина. М.,1999.

Методические рекомендации по самостоятельной работе

Организация самостоятельной работы магистрантов по данной дисциплине предусматривает углубленное освоение лекционного материала и вопросов, стоящих в программе, но не охваченных в лекции по причине ограниченного количества часов. Также она направлена на подготовку к семинарским занятиям, написание докладов и рефератов и подготовку презентаций. Преподавателю, ведущему семинарские занятия, желательно стимулировать магистрантов к научному поиску, к самостоятельной постановке проблем курса и к изучению источников и литературы. Поэтому вполне возможно и желательно, чтобы магистранты могли сами предлагать проблематику и формулировать тематику докладов и рефератов. Совершенно очевидно, что творческая мысль магистрантов в контексте данной дисциплины должна быть направлена на самостоятельное осмысление и подготовку философского, теоретического и методологического обоснования собственных исследований, которые помещаются во введении к ним. Это, в конечном счете, позволит им сформировать не только исследовательскую самостоятельность, но и сознательное отношение к своему исследованию, с четким осознанием места его в историографии и значения для последующих исследований.

Глоссарий

Гносеология, историософия, концепция, культура, метатеория, модель, объект, онтология, парадигма, предмет, субъект, теория..

Модуль 2. Философия и методология истории раннего нового времени (до XIX в.)

Комплексная цель модуля – научная характеристика философских основ исторического знания от библейской и античной древности до Х1Х в. в контексте развития общества и его культуры.

Тема 1. Философия истории древности, средневековья и эпохи Возрождения. Становление и развитие философии истории в древности и средние века: античная, библейская и христианская средневековая философия истории. Кризис основ средневековой философии истории и их критика в эпоху позднего средневековья и раннего нового времени. Идеи Ф.Бэкона. Философское обоснование проблем научного познания Р.Декартом и значение этого обоснования для исторического познания. Воздействие картезианства на историческое познание.

Тема 2. Философия истории эпохи Просвещения. Становление научной методологии истории. Критика средневековой философии истории в эпоху Просвещения и идея «крестового похода против христианства». Философская обоснование исторического процесса и исторического познания Д.Вико. Философские онтологические теории естественного права и общественного договора: идеи Т.Гоббса и Д.Локка. Гносеологические идеи Д.Юма. Вольтер о роли рационального начала в истории и о его воздействии на историческое познание. Натурализм в онтологии философии истории Ш.Монтескье. Идея прогресса в истории Ж.А.Кондорсе. Р.Дж.Коллингвуд о противоречиях между обоснованием процесса исторического познания и недостатком объяснительной модели исторического процесса. Возникновение методологии истории: методологические проблемы исторического познания. Становление специальных исторических дисциплин.

Проектное задание и контрольные вопросы

       Известно, что Р.Декарт не считал историю одной из областей строгого научного знания и «не придавал истории статуса науки» (Румянцева М.Ф. Теория истории. М., 2002. С.62). Тем не менее, какая, по Вашему мнению, сторона философской позиции ученого имела значение для становления предпосылок методологии научной историографии в эпоху Просвещения?

       Д.Вико возродил философскую идею циклизма в истории, характерную для исторического мышления античности. Между тем, циклизм Вико имеет специфику по сравнению с циклизмом в греческой историографии. Как в этой связи могут быть истолкованы слова ученого: «Природа вещей – не что иное, как их возникновение в определенные времена и при определенных условиях; всегда, когда последние таковы, именно таковыми, а не другими возникают вещи» (Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций // Философия истории. Антология. С.35).

       Для Ж.А.Кондорсе исторический прогресс составлял важнейшую философскую категорию, определяющую ход истории. В чем видел Кондорсе сущность исторического прогресса?

       Объясните, какое противоречие в гносеологии философии истории эпохи Просвещения имел в виду Р.Дж.Коллингвуд, говоря об историках того времени: «у них не было никакой общей удовлетворительной теории исторической причинности и они не могли всерьез верить в происхождение или генезис чего бы то ни было. Поэтому во всех их исторических работах описания причин исторических явлений поверхностны до абсурда. Именно эти историки, например, придумали карикатурное объяснение возникновение Ренессанса в Европе, связав его с падением Константинополя, с последствием изгнания ученых и их переселением на новые места. Замечание Паскаля, что если бы нос Клеопатры оказался длиннее, то вся история мира была бы иной, - типичное выражение этого отношения к исторической причинности» (Коллингвуд Р.Дж. Идея истории // Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С.78-79).

       Какое философское в своей основе представление о предназначении исторического знания, или цели исторического познания, распространенное в XVIII в., выразилось в словах историка XVIII в. лорда Боллингброка: «изучение истории кажется мне из всех других занятий наиболее подходящим, чтобы воспитывать в нас личную и общественную добродетель» (Боллингброк. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978. С.11).

Тесты

  1. Какую исследовательскую цель ставил Н.Макиавелли в «Истории Флоренции»?

а. Изложение деяний флорентийского народа; б. Изложение истории политической борьбы во Флоренции; в. Изучение связи истории Флоренции с историей Европы; г. Изучение деятельности знатных флорентийских родов в истории города. 

  1. Как называется философское представление о существовании цели истории?

а. Целеполагание; б. Метафизика; в. Методология; г. Телеология.

  1. В чем видел Кант глубинную внутреннюю причину исторического развития?

а. В противоречиях между людьми; б. В рациональном начале личности человека; в. В эмоциональном начале личности человека; г. В противоречиях между природой и человеком.

  1. В чем состоит важнейший вклад Гегеля в философию, в т.ч. в философию истории?

а. В диалектике; б. В метафизике; в. В рационализме; д. В идеализме.

5. Кто из выдающихся философов XVII-XVIII в. обосновывал идею циклизма в            истории?

       а. Вольтер; б. Д.Вико; в. Ж.Ж.Руссо; г. И.Г.Гердер.

6. В рамках какого направления философии истории раннего нового времени подчеркивалась воспитательная цель исторического познания? 

       а. В гегельянстве; В кантианстве; В рационализме; в. В презентизме. 

Ключ к тестам: 1- а; 2- г; 3- а; 4- а. 5 – б; 

Литература

Барг М.А., Авдеева К.Д. От Макиавелли до Юма: Становление историзма. М., 1998.

Гердер И.Г. Идея к философии истории человечества. М., 1977.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография.М., 1980.

Философия истории. Антология. М., 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: