Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

            Для успешной организации самостоятельной работы студенту необходимо освоить основные положения лекционного курса и рекомендуемых источников и научно-исследовательской литературы. В ходе самостоятельной работы магистранту необходимо уяснить основные понятия темы и уметь связывать важнейшие явления в развитии философии истории изучаемого времени с процессом развития истории и культуры человечества. Преподавателю, ведущему семинарские занятия, желательно стимулировать магистрантов к научному поиску, к самостоятельной постановке проблем курса и к изучению источников и литературы. Поэтому вполне возможно и желательно, чтобы магистранты могли сами предлагать проблематику и формулировать тематику докладов и рефератов. Магистрантам необходимо уяснить значение основных положений философии истории древности и средневековья для последующего развития философии истории, для научного исторического познания последующего времени. Это относится также к философским взглядам ее отдельных выдающихся представителей - Н.Макиавелли, Д.Вико, И.-Г.Гердер, мыслители французского Просвещения.     

Глоссарий

Гуманизм, идеализм, метафизика, провиденциализм, прошлое, рационализм, телеология, теократизм, циклизм

 

Модуль 3. Философия и методология истории нового времени (XIX в.)

Комплексная цель модуля – уяснение характерных черт немецкой классической философии и позитивизма как основных направлений философии истории середины – второй половины XIX в. и значения этих направлений философии истории в формировании методологии исторического исследования.

       Тема 1. Философия истории немецкой классической философии. Место философии истории в воззрениях разных представителей немецкой классической философии. И.Кант о характере природы человека и значении противоречий в обосновании характера исторического развития. Идея «вещи-в-себе» Канта как новой гносеологической основы исторического познания. Черты историзма в немецкой классической философии XIX в. И.Г.Фихте об идеях исторических эпох как движущей силы истории. Диалектическое обоснование истории Г.В.Ф.Гегелем. Объективный идеализм Гегеля во взглядах на историю. Распространение гегельянства в европейской историографии XIX в. Значение немецкой классической философии в развитии философии истории и исторической науки XIX-XX вв.

       Тема 2. Позитивизм и марксизм как философия истории. Взгляды Р.Дж.Коллингвуда и М.Ф.Румянцевой на генезис позитивизма как философии истории. Воззрение на закономерность в истории как основа онтологии философии истории позитивизма. Натурализм и эволюционизм в онтологии философии истории позитивизма. Гносеология философии истории позитивизма как основание классической модели исторического исследования. Исторический материализм как философия истории марксизма и основа формационной и классовой метатеории исторического процесса. Марксизм как разновидность позитивизма в гносеологии философии истории. Значение позитивизма и марксизма как направлений философии истории в развитии исторической науки.

       Тема 3. Методология истории позитивизма. А.В.Лубский о классической модели научного исторического познания. Исходные идеи и принципиальные основы классической методологии истории. Принцип объективности в научном историческом познании. Историзм как принцип научной истории.

Проектное задание и контрольные вопросы

       Как Вы думаете, по каким причинам гносеологическая идея Канта, согласно которой «вещь-в-себе» непознаваема, но исследователь познает ее образ, не была воспринята до конца XIX в. в историческом познании?   

Как Вы понимаете значение диалектики Гегеля в познании истории? Обоснуйте на примерах историографии XIX в.

Прокомментируйте выражение О.Конта: «социальный организм не менее повелимтельно подчиняется тому же основному условию, что и индивидуадльный организм, где по прошествии определенного времени различные главные составные части, неизбежно ставшие вследствие жизненных явлений совершенно неприспособленными к продолжению общей работы с другими частями, должны мало-помалу замещаться новыми элементами» (Конт О. Основные законы социальной динамики, или общая теория естественного прогресса человечества // Философия истории. Антология. С.118).

       Раскройте философские основы следующего высказывания В.Вундта: «Общество во всех своих проявлениях обусловлено исторически. Каждое его состояние есть результат предшествующих состояний и обстоятельств, и само оно, рассматриваемое исторически, состоит из множества условий, из которых проистекает последующее развитие. Соответственно с этим нельзя и думать о принципиальном разделении труда между социальными и историческими законами» (Вундт В. Социальные законы // Философия истории. Антология. С.144). В какой степени в этом высказывании сказалось воздействие историографии и культуры романтизма? В чем проявилась позитивистская философская основа этого высказывания В.Вундта?

       Как Вы думаете, какую философскую основу имеет высказывание Н.И.Кареева: «Задача истории не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические наставления (это дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказывать будущее, как бы это изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что может случиться или наступить» (Кареев Н.И. Теория историчесакого знания. СПб., 1913. С.72).

Тесты

  1. Чем определялся характер исторического процесса в свете философии истории позитивизма?

а. Идеей прогресса; б. Идеей рационализма; в. Идеей материализма; г. Идеей закономерности. 

  1. Как называется философия истории марксизма?

а. Диалектический материализм; б. Исторический материализм; в. Идеалистическая диалектика; г. Идея развития.

  1. Какое направление философии истории XIX в. высказалось о принципиальном отличии между историей и естествознанием?

а. Позитивизм; б. Марксизм; в. Неокантианство; г. Неопозитивизм.

  1. Какой «род» истории более всего, по мнению Ф.Ницше, соответствовал «существу охраняющему и почитающему»?

а. Монументальная история; б. Антикварная история; в. Критическая история; г. Философская история.

  1. Какова, согласно Н.И.Карееву, цель познания историософии?

а. Общее осмысление исторического процесса; б. Выявление цели исторического развития; в. Установление смысла истории; г. Философское обоснование теорий исторического процесса и методологии исторического познания. 

  1. Чем считал общественные формации и классы общества М.Вебер?

а. Формами социально-исторического бытия; б. Формами социального сознания; в. Идеальными типами; г. Социально-революционными идеями.

Ключ к тестам: 1-г; 2- б; 3- в; 4- б; 5- г; 6- в.

Литература

Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. Курс лекций. М., 1998.

Русская историософия. Антология. М., 2006.

Шкуринов Позитивизм в России XIX века. М., 1980.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2004.

Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М., 1991.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: