Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

       При изучении данной темы необходимо выяснить, какое место занимала философия истории в воззрениях представителей немецкой классической философии. Необходимо уяснить, как основные положения, выдвигавшиеся представителями немецкой классической философии и основоположниками позитивизма, повлияли на историческое познание своего времени и более поздних культурно-исторических и историографических эпох. Следует обратить внимание, что взгляды этих выдающихся философов стали новой гносеологической основой исторического познания и оказали долговременное влияние на развитие европейской и российской историографии. Преподавателю, ведущему семинарские занятия, желательно стимулировать магистрантов к научному поиску, к самостоятельной постановке проблем курса и к изучению источников и литературы. Поэтому вполне возможно и желательно, чтобы магистранты могли сами предлагать проблематику и формулировать тематику докладов и рефератов. Магистрантам необходимо уяснить значение основных положений философии истории XIX в. для последующего развития философии истории, для научного исторического познания последующего времени. Это относится также к философским взглядам ее отдельных выдающихся представителей – И.Канта, Г.Гегеля, О.Конта, Г.Спенсера, к влиянию этих взглядов на современную историческую мысль.    

Глоссарий

Византизм, гегельянство, диалектика,  идеальный тип, западничество, классика, культурно-исторический тип, марксизм, материализм, модерн, объективный идеализм, позитивизм, романтизм, славянофильство, субъективный идеализм

           

Модуль 4. Философия и методология истории конца XIX – первой половины XX вв.

Комплексная цель модуля – формирование нормативного научного представления об основных направлениях философии истории этого периода и о значении основных ее положений в научном историческом познании.

       Тема 1. Релятивистские направления философии истории рубежа XIX-XX вв. Философская идея всеединства человечества. Р.Дж.Коллингвуд и А.В.Лубский о кризисе позитивистской историографии в конце XIX в. Выдвижение на первый план философского осмысления проблем гносеологии истории. Философия истории баденской школы неокантианства о специфике исторического познания. В.Виндельбанд об истории как о идиографической дисциплине. Г.Риккерт об аксиологизме как об особенности исторического познания. Философия жизни о понимании человека прошлого и его культуры как об особенности исторического познания: В.Дильтей о методах проникновения в психологию человека прошлого. Значение релятивистских направлений философии истории в развитии методологии научной историографии и теорий истории.

Тема 2. Философия истории и борьба идей разделения культур и цивилизаций и единства человечества. Интерес к цивилизационным теориям в конце XIX – начале XX вв.: идеи Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера. Философская основа цивилизационных теорий. Евразийство в общественно-исторической мысли русского зарубежья. Философская идея всеединства человечества и ее значение в культуре рубежа XIX-XX вв.: В.С.Соловьев.  

       Тема 2. Экзистенциализм и неопозитивизм как направления философии истории XX в. Проблемы философии истории экзистенциализма: существование человека и человечества в истории, судьба человека в мире, обретение веры и смысла жизни, смысл истории. Человек и его существование в истории как объект экзистенциалистски ориентированной историографии и главное мерило культурно-исторических ценностей. Влияние философии экзистенциализма на историографию XX в.: школа «Анналов» в историографии и ориентация ее на познание исторического бытия человека в обществе. Неопозитивизм как философия истории XX в. и соотношение ее с позитивизмом XIX в.: общее и отличное. Влияние субъективного идеализма на неопозитивистское понимание истории. Логическая схема объяснения в исторической науке К.Поппера и К.Гемпеля.

       Тема 3. Методология научного исторического исследования конца XIX – первой половины XX вв. А.В.Лубский о неклассической модели научного исторического познания. Критика позитивистской методологии в научной исторической мысли конца XIX – первой половины XX вв. Методология исторического познания как понимания человека прошлого и культуры его времени. Принцип понимания как признания чужой одушевленности. А.С.Лаппо-Данилевский об источнике и историческом факте. Методология истории А.С.Лаппо-Данилевского: идея психологической, технической, типизирующей и индивидуализируюшей интерпретации исторического источника. Вопрос о методах психологического проникновения в культуру прошлого и понимания другого.     

Проектное задание и контрольные вопросы

       Как объяснить слова Г.Риккерта из работы «Науки о природе и науки о культуре», относящиеся к категории ценности в историческом познании: «методологический принцип выбора существенного в истории также и в вопросе о причинных связях зависит исключительно от ценностей, поскольку в истории принимаются во внимание лишь индивидуальные причины, которые именно во всем своем своеобразии оказались значительными для реализирования культурных благ» (цит. по кн.: Рамазанов С.П. Категории ценности в теории исторического познания Г.Риккерта // Рамазанов С.П. Проблема ценности в истории: историографические и методологические аспекты. Волгоград, 2006. С.10).

Объясните значение категорий философии жизни конца XIX в.: «жизнь» и «судьба»; какую специфику придавали они историческому познанию?

Почему Р.Дж.Коллингвуд считал, что опора В.Дильтея на психологическое обоснование исторического процесса ведет историка к отрыву от духовных основ истории и «превращает исторический процесс в натуральный процесс… Жизнь духа, понятая таким образом, остается жизнью, но перестает быть духовной жизнью. Она делается просто физиологической жизнью, в лучшем случае жизнью иррационального инстинкта, которая, хотя и называется торжественно духовной, понимается все же чисто натуралистически» (Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. С.168).  

       Как антропологизация истории французской школы «Анналов» была связана с философией истории экзистенциализма?

       Какое воздействие на философию истории неопозитивизма оказали релятивистские направления философии истории конца XIX в.? Чем неопозитивизм стал отличаться от позитивизма XIX в.?

Тесты

  1. Какие общества считал «открытыми» К.Поппер?

а. Античные; б. Западные демократические; в. Республиканские; г. Социальные.

  1. Какая из идей философии истории лежала в основе «тотальной истории» школы «Анналов»?

а. Исторической закономерности; б. Исторической самобытности; в. Всеединства человечества; г. Холизма. 

  1. Какая философская сторона постмодернизма по отношению к историческому познанию вызвала резко негативное восприятие профессионального сообщества историков?

а. Феноменализм; б. Скептицизм; в. Номинализм; г. Агностицизм.

4. Что понималось под холизмом в философии истории XX в.?

       а. Идея целостности; б. Идея цивилизационных различий; в. Идея единства истории и культуры; г. Идея первенства идеального начала над материальным в истории.

5. Какие ценности в истории выделял Г.Риккерт?

       а. Культурные; б. Социальные; в. Вневременные и внеисторические; г. Исторические.

6. Достижения какой дисциплины должны были, с точки зрения В.Дильтея, обеспечивать успех научного исторического познания?

       а. Социологии; б. Психологии; в. Культурологии; в. Политологии. 

Ключ к тестам: 1- б; 2- г; 3- г.; 4 – а; 5 – в; 6 – б.

Литература

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. М., 2003.

Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997.

Новикова Л.И., Сиземская Н.И. Русская философия истории. М., 1998.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Философия истории. Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: