Центры и объекты туризма Пермского края

На основе наиболее частой встречаемости в сети Интернет, а также в различных рекламных буклетах и периодических изданиях, нами было выделено 7 наиболее примечательных центров Пермского края, на которых мы остановились подробнее. Пермь как центр и объект туризма сюда не входит, т.к. этот город рассматривается как самостоятельный объект познавательного туризма и требует отдельного изучения.

 

Чердынь

Среди заповедных уголков Пермского края у Чердыни (Приложение 8, рис. 49,50) особое место. Самый древний город Урала не просто богат памятниками истории и природы, здесь – особая цивилизация. Невольно позавидуешь тому, кто впервые увидит эти прозрачные сосновые боры, утонувшие в пепельно-бирюзовых лишайниках, величавый камень Полюд, синеющий на горизонте, перламутровые краски неяркого северного неба.

Люди начали обживать этот дивный край еще в VIII–IX вв. Предки коми-пермяков «оставили» на одном из семи холмов, где стоит Чердынь, обломки глиняных сосудов и медные шумящие подвески, обнаруженные археологами. Древние коми и «белоглазые чудины» назвали поселение «чердынью», что значит «в устье ручья». Местные племена еще до прихода на Урал русских торговали через Волжскую Булгарию с Персией, Византией, Хорезмом.

Огромная территория от верховьев Камы до устья Чусовой под именем «Пермь Великая» впервые упоминается в Троицкой летописи в 1321 году. Но еще в XI веке предприимчивые новгородцы совершали сюда походы за солью и мехами. Спустя четыре столетия Чердынь стала одним из главных поселений Верхнего Прикамья, войдя в состав Русского государства.

Город ремесленников, торговцев и служилых людей пережил свой звездный час в XVI–XVII вв., уступив затем первенство Соликамску.

Как и многие российские города, Чердынь пережила несколько пожаров. Однако в городе немало построек XVIII–XIX вв.

Величественная колокольня Воскресного собора (XVIII–XX вв.) служит высотной доминантой городской панорамы. В архитектурном облике Чердыни ранние традиции Русского севера и Москвы переплетаются с приемами уральской школы зодчества 2 половины XVIII века и отражаются в храмах, общественных зданиях, купеческих лавках и домах.

Краеведческий музей в Чердыни был открыт в 1899 году. Собрание музея составляют богатейшие коллекции: археологическая (с уникальными предметами Пермского звериного стиля и восточного серебра VII–X вв.), Пермской деревянной скульптуры, представленной работами местной «шакшерской школы», коллекции иконописи, нумизматики, этнографии и др. Видное место принадлежит книжному собранию (XVI–XX вв.), включающему уникальные экземпляры старопечатной и рукописной книги, образцов «крюкового письма». Музей хранит исторические реликвии национального значения, наиболее замечательны из которых — оковы боярина М.Н. Романова, воинские доспехи X–XV вв. и др. В здании бывшей Успенской церкви открыт музей «Истории веры».[18]

Древняя Чердынская земля и сегодня не похожа на захолустье. Через Колву и Вишеру шагнули новые мосты, завершается строительство новой дороги на север края. Значит, как и прежде, будет удивлять этот несравненный край и земляков, и гостей.

Ныроб

Село Ныроб (Приложение 8, рис. 51-54) ничем не выделялось среди других, пока сюда в 1601 году не был сослан дядя первого русского царя из династии Романовых – боярин Михаил Никитич. «Безвинного страдальца» поместили в яму, а после его смерти похоронили на окраине деревни. Место заточения боярина Романова долгое время привлекало паломников. В центре села сохранилась Никольская церковь, построенная в 1704 году пленными шведами, и восстановлена часовня на месте «ямы» ныробского узника.

По обеим сторонам раскинулось село Искор. С любой точки можно любоваться Рождественским храмом с многоярусной колокольней. Но настоящая жемчужина Искора – белая часовня в 5 километрах от села. Находится она на месте древней крепости. Археологи утверждают, что существует Искорская крепость – святилище с VIII века. Неподалеку от часовни – высокая скала с ращелиной – знаменитая «узкая улочка», уникальный природный памятник.

Рассказывая о Печерском тракте, невозможно обойти вниманием Вильгорт. Более тысячи лет назад поселились здесь люди. В сельском пруду в 1925 году была найдена уникальная серебряная чаша – предмет торговли или посольских даров местных племен домонгольского времени. На высоком косогоре царит каменная Троицкая церковь, где сохранились живопись и фрагменты иконостаса XVIII века.

Первые наместники московских князей для своей резиденции городок Покчу. Здесь была срублена крепость, а в 1472 году она стала столицей Перми Великой (до 1535 года). Покча более четырех веков была богатым торговым селом. До сих пор сохранились, пережив своих хозяев, каменные и деревянные дома, купеческие лавки, ворота, изгороди. Специалисты утверждают, что мало где на Урале можно встретить такие разнообразные наличники, как в Покче. Высокое мастерство местных резчиков по дереву дало жизнь центру изготовления церковной деревянной скульптуры в XVIII веке, лучшие произведения которой сегодня украшают экспозицию Пермской художественной галереи.[14]

Соликамск

Соликамск – один из древнейших городов Прикамья. Крупнейшая на Урале река Кама и поваренная соль дали городу жизнь и красочное имя.

Город отсчитывает свою историю от первых соляных варниц братьев Калинниковых, которые около 1430 года перенесли свои промыслы с реки Боровой на Усолку, дав начало селу Усолье Камское – будущему Соликамску.

С открытием в 1597 году «государевой Верхотурской дороги», соединившей центральную Россию с Сибирью, город становиться не только крупным центром солеварения, главной «солонкой» страны, но и важным транзитным пунктом. С 1636 года Соликамск – центр Перми Великой, перенявший этот статус у Чердыни. На XVII век приходится небольшой расцвет соликамского солеварения. В конце XVII века в Соликамске работало 200 соляных варниц. Пермская соль, за пределами края получившая название «пермянка», составляла более половины всей добываемой соли в стране.

С начала XVIII века с введением государственной монополии на соль и изменением условий ее производства и сбыта, роль и значение соликамской солеваренной промышленности резко пошли на убыль.

Сегодня в былом величии города красноречиво свидетельствуют памятники каменной архитектуры прошлых столетий. Стоят они друг за другом, вытянувшись параллельно речному руслу таким образом, что «линия белых церквей с высокими колокольнями» напоминает линию парусных судов, плывущих по морю.

«Одушевление и движение» городу придает центральный архитектурный ансамбль. Ведущее место в ансамбле занимает Троицкий собор (1685–1697 гг.) – самое монументальное и живописное сооружение города (Приложение 8, рис. 57). Каменное «узорочье», украшающее стены, причудливые теремные крыльца – все говорит о богатстве архитектурной фантазии народных мастеров. Рядом высится 60-ти метровая соборная колокольня на палатах (1713 г.). Её немного наклонившийся от времени силуэт стал без преувеличения таким же символом Соликамска, как и знаменитая башня в Невьянске. Особое место в ансамбле занимает Богоявленская церковь (Приложение 8, рис. 55). Главенствующая роль внутреннего убранства храма принадлежит иконостасу – богатейшее собрание икон XVII века и более поздних икон XVII–XIX вв. Дом воеводы (1688 г.) – здание-крепость (Приложение 8, рис. 56). Это самое старое из каменных сооружений гражданской архитектуры XVII в. на Урале. Дом знаменит своими внутристенными ходами. История дома овеяна легендами. По преданию, подземные ходы связывали его со многими другими зданиями города.

В сооружениях центрального архитектурного ансамбля в настоящее время размещены экспозиции Соликамского краеведческого музея, гордостью собрания которого является коллекция расписных и рельефных изразцов XVIII–XIX вв. местного производства. [18]

Усолье

К югу от Соликамска, на правом берегу широкой и полноводной Камы, против крупного уральского города Березники, раскинулся небольшой старинный городок Усолье. Возникновение города в 1606 году связано с развитие солеварения, которое более трех веков являлось основным занятием жителей. До конца XVIII века Усолье оставалось центром строгановских имений.

Строгановы украсили свою вотчину великолепными каменными зданиями, составившими хотя и небольшой, но все же очень интересный и оригинальный архитектурный ансамбль. В нем представлены Спасо-Преображенский собор (1727–1733 гг.) (Приложение 8, рис. 58), соборная колокольня (1730 г.), палаты Строгановых (1724 г.) – «эти каменные хоромины солеваренных магнатов», которые «не были бы лишними даже и в столице» (Приложение 8, рис. 60).

Постройки XIX века: усадьба Голицына (1818 г.) (Приложение 8, рис. 61), дом конторы сользаводов (1833 г.), Никольская церковь (1820 г.) (Приложение 8, рис. 58), выстроенная в память о победе над Наполеоном в 1812 году, обогатили облик города.

Старинное Усолье сегодня – это два архитектурных ансамбля разных веков, которые удачно соседствуют и дополняют друг друга. [18]

Кунгур

Один из неповторимых уголков Прикамья – Кунгур – является третьим по возрасту городом на Урале. Свое имя город получил от речки Кунгурки, на берегах которой был основан. Кунгур по-татарски – «смуглый, темный». Видимо, цвет воды и определил название реки.

В 1663 году указом царя Алексея Михайловича велено было построить «крепость и к крепи устроить острожек», чтобы «великую иметь осторожность от башкирских нападений».

На выступающем мысу, в месте слияния Сылвы и Ирени, недалеко от сожженого враждебными соседями прежнего Кунгура, вырос новый город.

К середине XVIII века Кунгур стал одним из крупнейших городов Урала, важным торговым и ремесленным центром.

В XIX веке лицо города определяли три крупных ярмарки, на которых Кунгур был представлен кожевенным, мукомольным, винным, мыловаренным производствами. Постепенно Кунгур приобретает славу богатого купеческого города.

Лучшие представители кунгурского купечества были известны своей благотворительностью. На их средства строились и освещались храмы, открывались и содержались учебные заведения.

Символом купеческого Кунгура стал Гостиный двор (1865-1876 гг.) (Приложение 8, рис. 62), подаренный М.И. Грибушиным «Кунгурскому городовому обществу с условием, чтобы половина доходов с лавок поступала на городские потребности, а другая – употреблялась на содержание стипендиатов в высших учебных заведениях для детей беднейших граждан». Сегодня это один из лучших памятников торгового зодчества, дошедший до наших дней без изменений.

К началу XX века силуэт Кунгура определяли 16 храмов. Сегодня олицетворением бессмертия, красоты и памяти являются 9 сохранившихся. Неповторимыми шедеврами архитектурного зодчества стали белокаменные пятиглавые Успенская (1755–1761 гг.) (Приложение 8, рис. 66), и Преображенская (1763–1773 гг.) церкви (Приложение 8, рис. 64).

Украшение города – Свято-Никольская церковь (1917 г.) с келейным корпусом Иоанно-Предтеченского женского монастыря (Приложение 8, рис. 65) – создает великолепный храмовый ансамбль на высоком берегу Ирени.

Очарование минувших эпох ощущается в зданиях Дома воеводы (Приложение 8, рис. 63) и Городской управы, Михайло-Антонино-Кирилловского сиропитательного дома и Зыряновской богадельни.

В просторных палатах Дома воеводы (памятник архитектуры XVIII века) и Малом Гостином дворе размещается краеведческий музей. Особенностью фондов музея являются коллекции модельного гипса, изделий из мягкого камня (селенита, талькохлорита), художественной керамики, которыми представлены традиционные кунгурские промыслы и современное декоративно-прикладное искусство. [17]

Белогорский монастырь. Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительский монастырь (Приложение 8, рис. 67,68) расположен на живописных отрогах Уральских гор в 85 км от города Кунгура и в 100 км от города Перми. Белая гора издавна служила местом спасения и молитвы. С XVIII века здесь находились кельи и скиты, где скрывались беглые старообрядцы. Красоту и величие Белой горы сравнивали с пейзажами Святого Афона, а белгородских монахов – с афонскими, поэтому за монастырем закрепилось почетное название «Уральский Афон».

Белогорский монастырь был устроен по Афонскому образцу. Монашеский устав отличался особой строгостью. Игумену монастыря было поручено следить за благочестием всех монашествующих Пермской епархии. Белогорский монастырь являлся местом исправления для преступивших нравственные и правовые нормы монахов.

«Обителью молитвы, поста и труда» назвал Белогорский монастырь один из паломников. Труд иноков стал основой процветания монастыря, входившего в число богатейших в России. Монастырская братия, помимо земледелия, скотоводства, рыболовства и огородничества, успешно занимались даже пчеловодством. При монастыре было организовано более 14 ремесленных мастерских. Действовали собственные фотолаборатория и типография. Были открыты детский приют, церковно-приходская школа и богадельня для престарелых.

Вершиной художественного расцвета обители стало строительство на Белой горе величественного соборного храма в честь Воздвижения Животворящего креста Господня. Освященный в 1917 году, он стал крупнейшим собором на Урале.

Сегодня в Белогорском Свято-Николаевском монастыре возобновлена монашеская жизнь. Возрождающаяся обитель привлекает к себе все большее внимание паломников. Во время посещения монастыря паломникам предлагается скромная трапеза. Для желающих предусмотрено трудовое послушание. [26]

Пос.  Ильинский

Первое письменное упоминание об Ильинском относится к 1579 году (Приложение 8, рис. 69,70). Но настоящая история села начинается лишь два века спустя, когда в 1771 году в Ильинское из Нового Усолья переместился центр всего Строгановского имения.

Строгановых, известных на всю Россию заводчиков и землевладельцев, отличало редкое стремление к образованию своих крепостных. Село постепенно становится одним из культурных центров Пермского края. Сюда перевозят из Пыскора иконописную мастерскую, открывают первое в имении Строгановых Приходское училище, библиотеку, фельдшерский пункт, а в начале XIX века один из первых в крае театр.

Одним из служащих Строгановых, Александром Ефимовичем Теплоуховым, получившим образование в Санкт-Петербурге в «Школе сельского хозяйства и горнозаводских наук» на деньги, выделенные Строгановыми, в 1842 г. в Ильинском был заложен лесопарк «Кузьминка». Теплоухов и его ученики собрали в парке более 400 видов растений, произрастающих в нашем регионе.

В здании бывшей конторы правления имениями Строгановых и Пермской губернии в настоящее время располагается краеведческий музей. Обширная экспозиция рассказывает о нравах и быте людей той эпохи. Особого внимания заслуживает зал, создатели которого обращают пристальное внимание на необычность простого крепостного люда Строгановских имений, на их непривычную интеллигентность и просвещенность.[32]



Оса

Новоникольская слобода возникла в 1591 году как укрепленный пункт, защищавший с юга подступы к Перми Великой. С высоты нынешнего века Оса (Приложение 8, рис. 71,72) представляется тихим районным городом, очень далеким от исторических перипетий. А ведь события, описанные в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», могли случиться именно здесь, в крепости Оса, которая была взята Е. Пугачевым во время Крестьянской войны 1773–1775 гг. Прямо об Осе упоминают Пушкин в «Истории Пугачевского Бунта» и В. Пикуль в романе «Фаворит». Шишков в историческом повествовании «Емельян Пугачев» отводит Осе и другим населенным пунктам уезда (Юго-Камск, Рождественск) несколько глав. В 1733 году в Осе зимовала Камчатская экспедиция В. Беринга. Здесь во время Великой Отечественной войны в эвакуации находились писатели Соловьев-Микитов и Виталий Бианки.

В исторической части Осы находится прекрасный краеведческий музей, где создана единственная в России диорама «Взятие Пугачевым крепости Оса». В другом здании расположен музей природы, в оформлении которого принимал участие известный пермский художник Н. Зарубин. [18]




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: