Социально – экономические предпосылки

Первые люди в Пермском крае появились около 300 – 250 тысяч лет тому назад. Это были неандертальцы, покинувшие под влиянием наступавшего оледенения берега Камы 60 – 50 тысяч лет тому назад.

Вновь люди (это были уже кроманьонские племена) вернулись на Западный Урал 30 – 25 тысяч лет назад. К концу палеолита (25 – 11 тысяч лет тому назад) сюда стали переселяться небольшие группы монголоидов с восточных склонов Урала.

Археологические памятники и разнообразные находки свидетельствуют, что первые поселенцы пришли на Западный Урал с востока и юго-востока. Они-то и стали предками современных коми-пермяков.

Племена расселялись на обширной территории по берегам Камы, Вишеры, Колвы, Чусовой. Основой их хозяйственной деятельности была охота, рыболовство, а затем земледелие. Предки коми-пермяков на территории современного Пермского края концентрировались преимущественно в семи регионах (ареалах) – Зюздинском, Гайнском, Косинском, Чердынском, Верхнекамском, Обвинском и Язьвинском. В X –XIII вв. на территорию Пермского края проникали новгородцы, которые приобретали здесь «мягкое золото» – пушнину. Разрозненные племена стали постепенно объединяться в коми-пермяцкую народность, возникали семьи, сельские общины.

В XIV – XV вв. в регионе стали возникать постоянные новгородские поселения. В этот же период появился горный промысел – выварка соли. Главным русским центром в Прикамье стала Чердынь – «Пермь Великая Чердынь», через которую прошел новый транспортный путь на Урале.

Во второй половине XVI в. в Прикамье сложилась огромная вотчина Строгановых, в которой была организована крупная добыча соли. В эти годы появились целые цепочки русских поселений, главным образом в Чедынском и Усольском уездах.[1]

В XVII – XVIII вв. в Пермском крае, как и в целом на Урале, происходило бурное развитие металлургического производства. Возросший спрос на металл и наличие местных природных ресурсов (руд черных и цветных металлов, воды, леса) позволили в короткий срок превратить Прикамье в горнозаводской район – составную часть Уральского горного округа. Наряду с горнозаводским расширялось сельскохозяйственное производство. Первоначально оно сосредоточивалось в междуречье Камы и Вишеры. Позднее основным районом сельского хозяйства стала Кунгурская лесостепь, где начал складываться компактный район русского заселения с центром в г. Кунгуре. Появились такие города, как Пермь – центр губернии, Оса, Оханск и др. Трасса Сибирского (Московского) тракта стала проходить через Казань – Оханск – Кунгур – Екатеринбург.[8]

Важным фактором оживления Прикамья стало строительство железных дорог и появление пароходов. Первой железной дорогой на Урале была Горнозаводская дорога Пермь – Нижний Тагил – Екатеринбург, а первый камский пароход был построен в 1817 г. на Пожвинском заводе.

К концу XIX в. в Прикамье развивались промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера обслуживания, городские и сельские поселения. Среди городов ведущее место занимал центр губернии – Пермь.

Двадцатое столетие ознаменовалось качественными преобразованиями Прикамья. Главной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Важную роль в заселении края и сельскохозяйственном освоении новых территорий сыграла аграрная реформа.

В 20-е годы началось сооружение новых предприятий (Кизеловской ГРЭС), освоение новых производств – сельскохозяйственных машин на Очерском и Юго-Камском заводах, шахтного оборудования на Александровском заводе, сепараторов в Перми.

Наиболее интенсивно развивалась энергетика, химическая, целлюлозно-бумажная, нефтедобывающая и угольная промышленность. Были построены ТЭЦ в Перми, Березниках, Соликамске, Красновишерске. Сооружены Березниковский химический комбинат, Березниковский аммиачный завод, Соликамский калийный комбинат, Губахинский коксохимический завод, Вишерский, Камский и Соликамский целлюлозно-бумажные комбинаты. Началась нефтедобыча в Верхнечусовских Городках, Полазне, Краснокамске.

В годы Великой Отечественной войны хозяйство региона перестроилось на военный лад. На территорию региона было эвакуировано оборудование 124 заводов и фабрик из западных областей. В структуре хозяйства заметно повысился удельный вес машиностроения и металлообработки, химической промышленности.

В 1946–1965 гг. его структура заметно изменилась за счет освоения залежей и развития нефтепереработки, энергетического строительства и создания электротехнической промышленности. В эти годы были построены Камская и Воткинская ГЭС, Березниковская и Пермская ТЭС, Яйвинская ГРЭС, Березниковский калийный комбинат, Пермский завод «КамКабель», Лысьвенский турбогенераторный завод и другие предприятия. Заметно расширилась сеть предприятий легкой и пищевой промышленности, промышленности строительных материалов.

Все это отразилось на численности и структуре населения, на профессиональном составе трудовых ресурсов и общем интеллектуальном уровне, способствовало миграции сельских жителей в города. [15]

На территории края проживают представители более 80 национальностей, которые принадлежат трем языковым группам: славянской, тюркской, финно-угорской.

Преобладающий по численности народ Прикамья – русские. Среди других национальностей наиболее многочисленны татары (4,9%), коми-пермяки (4%), башкиры (1,6%), украинцы (1,5%), удмурты (1%), белорусы (0,5%), немцы (0,5%).[1]

Таким образом, можно сделать вывод, что Пермский край в социально – экономическом плане имеет очень выгодное положение для развития познавательного туризма в регионе.

Пермский край – это территория с хорошей транспортной освоенностью, плотной сетью автодорог и плотностью пригородных электропоездов. Некоторые городские поселения имеют старинные корни: имение Строгановых в Ильинском, Чермоз. Крупные водные объекты придают еще большую привлекательность холмистому ландшафту и создают оптимальные условия для создания домов отдыха круглогодичного действия. Здесь располагаются популярные туристские и рекреационные территории: курорт "Усть-Качка", архитектурно-этнографический музей "Хохловка", горнолыжные базы, летние лагеря отдыха.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: