Революционные преобразования судоустройственного законодательства в советский России

ВВЕДЕНИЕ

   Значение суда в современном обществе на сегодняшний день очень велико. Без него невозможно представить защиту прав человека и разбор спорных ситуаций. Он выступает своеобразным арбитром между сторонами в гражданском споре и карает виновных в уголовном процессе.

   Права и свободы человека и гражданина, а так же гарантии их защиты в Российской Федерации прописаны в основном законе страны Конституции РФ 1993 г. (ст. 45 – 52).  В главе 7 Конституции Российской Федерации утверждается понятие правового института судебной власти в действующем законодательстве. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. За органами судебной власти признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти (ст.10). В то же время Конституция прямо указывает, что суды Российской Федерации осуществляют именно государственную власть (ст.11).

   Особая важность учета исторического опыта развития национальной судебной системы необходима для поиска путей ее дальнейшего совершенствования, Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев отметил, что «Осмысление исторического значения и опыта проведения прошлых судебных реформ имеет чрезвычайно важное значение и для утверждения судебной власти в современной России. Следует объективно признать, что в историче­ском опыте развития суда в России в дореволю­ционную эпоху и в советское время име­лось немало ценного и полезного, что можно использовать, осуществляя построение правового государства и проводя судебную ре­форму в современной России».1 

1Лебедев В.М. Председатель В.С. Р.Ф «Верховному Суду Российской Федерации 90 лет». http://www.vsrf.ru/vscourt_detale.php

   История Черногорского суда - это некое воплощение в миниатюре истории советской судебной системы. Без изучения истории конкретных органов правосудия невозможно составить целостное представление об истории национальной судебной системы.

В настоящее время, суд, будучи одной из основных ветвей государственной власти, призван выступать гарантом стабильного правопорядка, обеспечивать реальное действие российских законов, надежно защищать закрепленные ими права и интересы граждан и иных субъектов. При этом современная практика деятельности суда напрямую и достаточно прочно связана с его многовековой историей. Как справедливо признал Президент РФ В. В. Путин, поздравляя Верховный Суд РФ с 90-летним юбилеем, «…в деятельности суда в полной мере отразились процессы формирования и совершенствования российской судебной системы, а его становление и развитие тесно связано со сложной и подчас драматичной судьбой нашей страны»2.

2Президент РФ В. В. Путин, Верховный Суд РФ поздравление с 90-летним юбилеем

Таким образом, важность изучения истории конкретного суда необходима для лучшего представления об истории судебной системы.

Черногорский городской суд, входящий в систему федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации имеет свою неповторимую и интересную историю. Становление суда проходило в период времени, которое останется в истории советских судов, как одно из самых мрачных. В осуществлении массовых репрессий и беззакония активное участие принимали не только органы НКВД, МГБ, Особое совещание, тройки, но и суды. Их незаконные приговоры по сфальсифицированным делам в отношении так называемых врагов народа выявляются вплоть до настоящего времени.

   С течением времени формировались новые принципы судопроизводства, менялись взгляды и подходы на устройство судебной системы, но неизменным оставалось осознание необходимости подобного властного института в обществе и государстве.

   Необходимо отметить, что, впервые годы советской власти, высказывались идеи о том, что вскоре в существовании учреждений, подобных суду, не будет необходимости, так как преступность неизбежно отомрет. Жизнь, однако, показала, что эти идеи были просто красивой мечтой.

   В рамках выпускной квалификационной работы исследован период времени революционного преобразования и реформирования судебной системы России с октября 1917 г. по настоящее время.

   Актуальность темы исследования истории Черногорского суда, как единицы судебной системы России  заключается в том, что без знания своего прошлого мы не можем построить достойное будущее.

   Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются совокупность общественных отношений связанных с введением, устройством и функционированием судебной власти в России, которые впоследствии способствовали возникновению и развитию таких правовых явлений, как система судов общей юрисдикции, одним из главных звеньев которой является городской (районный) суд.

   Предметом исследования является законодательство о судах в рассматриваемый период, а также различные материалы, характеризующие практическую деятельность этого института судебной власти.

   Целью работы является комплексное всестороннее исследование истории становления судебной системы с октября 1917 г., и деятельности суда от момента образования до настоящего времени. Задачи, реализующие цель данной работы заключаются в следующем:

- изучить исторические документы революционного преобразования судебной системы России с октября 1917 г.;

- изучить комплекс источников историко-правового характера (концепции развития судебной системы, законодательные и правовые акты всех уровней, материалы судебной правоприменительной практики связанные с деятельностью судов);

- проанализировать советские и постсоветские судебные реформы

- дать характеристику Черногорского суда с момента его образования в

1936 г.;

- изучить исторические материалы по становлению мировой юстиции в России;

- изучить основы судоустройства в законодательстве о мировых судьях субъектов Российской Федерации.

   Методологическую основу исследования составляют: частнонаучные методы: конкретно-исторический, историко-сравнительный; частноправовые формально юридические, сравнительно-правовые; метод системного анализа. Анализ проводился в пределах установленных хронологических рамках.

   Значение выпускной квалификационной работы заключается в том, что исследование истории суда расположенного на территории отдельного субъекта значительно удаленного от центра России позволяет увидеть наличие прогресса в развитии судебной системы как в целом, так и в отдельно взятом суде. Необходимо отметить, что реформы судоустройства, проводимые в контексте других преобразований в государственном устройстве России, в конечном счете, всегда имели целью движение к правовому государству.

   Работа состоит из введения, трех глав:

-глава первая рассматривает Формирование новой судебной системы России после Октябрьской революции 1917 г.;

-глава вторая раскрывает практическую реализацию становления новой судебной системы с 1917 г. в отдельно взятом суде;

-глава третья исследует развитие основ судоустройства в законодательстве о мировых судьях субъектов Российской Федерации.

   В заключении даны развернутые выводы по теме выпускной квалификационной работе.

   Для написания данной выпускной квалификационной работы использованы критические материалы, и монографии авторов начала двадцатого столетия, представленные в сборнике О.Е. Кутафина, В.М. Лебедева, Г.Ю. Семигина «Судебная власть в России: история, документы» в 6 томах., доктора исторических наук, Серова Д. О. Судебная реформа Петра I: Историко-правовое исследование. Монография. М.: ИКД «Зерцало-М», 2009., Кроме того, изучен ряд статей, характеризующих судебные реформы, под авторством А.С. Смыкалина. Для более полного представления о проведении судебной реформы 1922 – 1923 гг. изучена работа М.В.Кожевникова «История Советского суда», работа Н.А.Чекунова «Судебная реформа 1922 года», С.А. Пашина «Краткий очерк судебных реформ и революций в России» // Отечественные записки, 2003, № 2., работы доктора юридических наук, профессора Кодинцева А.Я:  Автореферат Государственная политика в системе органов юстиции СССР в 1933-1956 гг., Екатеринбург, 2010., Дефекты советского уголовного судопроизводства в 30-е годы XX века., Прокуратура и органы юстиции России: к истории разделения правоохранительных функций//Вестник российской правовой академии №2 2008., Уголовное судопроизводство в СССР на рубеже 40-50-х годов XX в.

Статьи из журналов: Российский судья, История государства и права, Российская юстиция, Администратор суда, Журнал судов общей юрисдикции Правосудие в Хакасии.

С целью изучения истории Черногорского суда исследованы материалы Центрального Государственного архива Республики Хакасия, архивного отдела Администрации г. Черногорска,  архива Черногорского городского суда.


Глава I Формирование новой судебной системы России после Октябрьской революции 1917 г.


Революционные преобразования судоустройственного законодательства в советский России

Черногорский суд был образован в 1936 году в период формирования новой судебной системы России. Исследуя исторические документы революционного преобразования судов, следует обратиться к тезисам В.И. Ленина: «Суд был в капиталистическом обществе, преимущественно аппаратом угнетения, аппаратом буржуазной эксплуатации. Поэтому безуслов­ной обязанностью пролетарской революции было не ре­формировать судебные учреждения (этой задачей ограничивались кадеты и их отголоски меньшевики и правые эсеры), - а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую за­дачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно».3

3В. И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 162, 163

Таким образом, для дальнейшего исследования формирования новой судебной системы России уместно дать определение революционного преобразования судебной системы и ее реформирования.

Революция (от позднелат. revolutio - поворот, переворот, превращение, обращение), есть радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).

Рефо́рма (лат. reformo) - преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы - укрепление и обновление государственных основ.

Доктор исторических наук Д.О. Серов: дает такое определение реформе судебной системы  «Судебная реформа – это совокупность взаимосвязанных, системных, нормативно закрепленных на общегосударственном уровне (в том числе и кодификационно) изменений в области судоустройства и судопроизводства, предпринятых с целью достижения максимальной эффективности функционирования судебной системы и осуществленных в исторически ограниченный период»4.

(Серов Д.О. Сколько было судебных реформ в истории России? (Опыт историко-правового анализа). Новосибирск, Новосибирский государственный университет экономики и управления)

Таким образом, по мнению ученого, цель судебной реформы заключается в достижении такого уровня эффективности функционирования судебной системы, при котором обеспечивалась бы максимальная полнота реализации принципов правосудия, актуальных для законодателя в соответствующий исторической период.

Пашин С.А. считает, то «Октябрьская революция 1917 года дает законченный и классический пример не реформаторских, а действительно решительных революционных преобразований судов»5.

5 Пашин С.А. «Краткий очерк судебных реформ и революций в России» (Электронная версия) // Отечественные записки, 2003, № 2

Революционное преобразование существующей системы судоустройства России началось от Декрета №1 «О суде» Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 года. В силу исторической важности документа первая и вторая статьи приводятся дословно:

Советъ Народныхъ Комиссаровъ постановляетъ:

1) Упразднить доныне существующiя общiясудебныя установленiя, как-то: окружные суды, судебныя палаты и правительствующiй сенатъ со всеми департаментами, военные и морскiе суды всехъ наименованiй, а также коммерческiе суды, заменяя все эти установленiя судами, образуемыми на основанiи демократическихъ выборовъ.

О порядке дальнейшаго направленiя и движенiя неоконченныхъ делъ будетъ изданъ особый декретъ.

Теченiе всехъ сроковъ прiостанавливается, считаясъ 25 октября с.г. впредь до особаго декрета.

2) Прiостановить действiе существующаго доныне института мировыхъ судей, - заменяя мировыхъ судей, избираемыхъ доныне непрямыми выборами, местными судами въ лице постояннаго местнаго судьи и двухъ очередныхъ заседателей, приглашаемыхъ на каждую сессiю по особымъ спискамъ очередныхъ судей. Местные судьи избираются впредь на основанiи прямыхъ демократическихъ выборовъ, а до назначенiя таковыхъ выборовъ временно - районными и волостными, а где таковыхъ нетъ, уездными, городскими и губернскими Советами Раб., Солд. и Кр. Депутатовъ.

Этими же Советами составляются списки очередныхъ заседателей и определяется очередь ихъ явки на сессiю.

Прежнiе мировые судьи не лишаются права, при изъявленiи ими на то согласiя, быть избранными въ местные судьи какъ временно Советами, такъ и окончательно на демократическихъ выборахъ.

Местные суды решаютъ все гражданскiя дела ценою до 3.000 р. и уголовныя дела, если обвиняемому угрожаетъ наказанiе не свыше 2 летъ лишенiя свободы и если гражданскiй искъ не превышаетъ 3.000 р. Приговоры и решенiя местныхъ судовъ окончательны и обжалованiю въ апелляцiонномъ порядке не подлежатъ. По деламъ, по коимъ присуждено денежное взысканiе свыше 100 р. или лишенiе свободы свыше 7 дней, допускается просьба о кассацiи. Кассацiонной инстанцiей является уездный, а въ столицахъ - столичный съездъ местных судей.

О судопроизводстве по прочимъ судебнымъ деламъ будетъ изданъ особый декретъ.

Предс. Сов. Нар. Ком.

В.УЛЬЯНОВЪ (ЛЕНИНЪ)

По мнению ученых, наиболее яркой и полной работой по истории советской судебной системы является монография профессора М.В. Кожевникова «История советского суда» (1948 г.) переизданная в 1957 г. под названием «История советского суда 1917-1956 гг.». Так доктора юридических наук, профессора Кодинцев А.Я в автореферате Государственная политика в системе органов юстиции СССР в 1933-1956 гг. отмечает: «Самую подробную и до сих пор непревзойденную работу по истории советского суда написал М.В. Кожевников. Работа Кожевникова еще долго будет служить настольным пособием для всех желающих описать историю советского суда. В 60-80-е гг»6.

6 Кодинцев А.Я., Государственная политика в системе органов юстиции СССР в 1933-1956 гг. Автореферат

В работе «История Советского суда» профессор М. В. Кожевников исследует подготовку и принятие Декрета о суде №1: - «Принятию Советской властью первого декрета о суде предшествовала длительная его подготовка. Первоначальный проект этого исторического закона был разработан Наркомюстом РСФСР. Он был напечатан в «Материалах Народного комиссариата юстиции» и состоял из 9 статей. Введение гласило: «Великая рабочая и крестьянская революция рушит основы старого буржуазного порядка, покоящегося на эксплоатации труда капиталом, и вызы­вает необходимость коренной ломки старых юридических учреждений и институтов, старых сводов законов, при­способленных к отжившим общественным отношениям, и создания новых подлинно-демократических учреждений и законов»7.

7 М. В. Кожевников История Советского суда (Электронная версия)

 

«16 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров пору­чил А. В. Луначарскому представить к утру 17 ноября проект декларации по декрету о революционных судах. Комиссии с участием товарища Сталина поручалось выра­ботать окончательный текст декрета и передать его к 8 часам вечера 17 ноября в Совет народных комиссаров. Окончательное обсуждение и принятие Декрета «О суде» № 1 состоялось в заседании СНК 23 ноября 1917 г. Декрет «О суде» № 1 был опубликован 24 ноября (7 де­кабря) 1917 г.»8

8 М. В. Кожевников История Советского суда (Электронная версия).

  Так, Декретом №1 «О суде» были упразднены доныне существующие общие судебные установления, а мировые суды заменили местными судами которые решают все гражданские дела ценою до 3000 руб. и уголовные дела, если обвиняемому угро­жает наказание не свыше двух лет лишения свободы и если гражданский иск не превышает 3000 руб.».

  Однако если было сказано, какие дела решать местным судам, то как их решать осталось вопросом. Сам Декрет «О суде» №1 данные вопросы не регламентировал, не было законодательных актов, не было общих указаний о санкциях, налагаемых за те или иные преступления, а так же за какие преступления следует наказание не свыше двух лет. В такой ситуации местные суды были вынуждены пользоваться разнообразной практикой и своим революционным сознанием.

  Таким образом, Декрет №1 «О суде» упразднивший существующую судебную систему, созданную великими российскими реформаторами второй половины XIX века, однако разрушить оказалось куда проще, чем создать что-то новое: период создания новой системы судебных органов затянулся на несколько лет.

  По мнению С.А. Пашина «…До окончания гражданской войны и окончательного утверждения Советской власти (точнее, власти большевиков) в судоустройстве происходили многие изменения. Так, по настоянию союзников большевиков - левых эсеров ВЦИК 7 марта 1918 г. принял Декрет «О суде» № 2, на основании которого в искореженном виде восстанавливались окружные суды, отдаленно напоминающие суды присяжных. В состав окружных судов входил судья и 12 народных заседателей, которые контролировали деятельность судьи и даже могли его отвести; судья же выполнял при коллегии народных заседателей роль юридического советника без права решающего голоса. Окружные суды, просуществовав с марта по ноябрь 1918 года, были упразднены, так как процесс оказался слишком громоздким и стеснительным для большевиков, а старые специалисты-судьи (вот оно, сопротивление человеческого материала!) действовали в духе буржуазного права»9.

9 Пашин С.А. «Краткий очерк судебных реформ и революций в России» (Электронная версия) // Отечественные записки, 2003, № 2

  Следует отметить, что Декрет №2 «О суде» изменил наименование местных судов. Они стали называться местными народными судами.

  Следующим революционным преобразованием судебной системы России стал Декрет СНК РСФСР №3«О суде»от 13.07.1918 г. Декрет был принят в развитие и дополнение декретов о суде - N 1, N 2 и декрета о Революционных Трибуналах. Положения Декрета «О суде» № 3 были направлены на расширение компетенции местных народных судов. Он возлагал на эти суды рассмотрение всех уголовных дел, за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасилованиях, разбоях, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, которые рассматривались в окружных судах. Местным народным судам предоставлялось право назначать наказание до пяти лет лишения свободы. Предельная сумма иска по гражданским делам возросла до 10 000 руб.

  Декретом ВЦИК от 30.11.1918 «О Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение)"», ликвидировались окружные народные суды и предусмотренный декретом «О суде» № 3 кассационный суд. В пределах РСФСР учреждался единый народный суд.

  Народный суд действовал в трех различных составах: 1) в составе одного народного судьи, 2) в составе народ­ного судьи с двумя заседателями и 3) в составе народного судьи с шестью народными заседателями. Народному суду были подсудны все гражданские дела; уголовные дела были ему подсудны за исключением дел, подсудных трибуналам. Судоговорение допускалось на всех мест­ных языках. При рассмотрении дел суд обязан был при­менять декреты Советской власти, а в случае их отсутст­вия или неполноты руководствоваться социалистическим правосознанием. Ссылки на законы свергнутых прави­тельств прямо воспрещались.

  В своей статье «Судебная реформа 1922 года» историк и правовед Смыкалин А.С. пишет, что «…Проведение Судебной реформы 1922 года было обусловлено изменившимися в стране социальными условиями (новая экономическая политика), наличием большого массива несистематизированного нормативного материала и в то же время существенных пробелов в законодательстве, что приводило к широкому и зачастую не вполне корректному применению аналогии. Был взят курс на укрепление так называемой «революционной законности»10 10 Смыкалин, А. Судебная реформа 1922 года /А. Смыкалин.//Российская юстиция. -2002. - № 4. - С. 39 -42 Электронная версия

  Таким образом, судебной системе новой России требовалось укрепление  «революционной законности». Срочного приведения в соответствие массива несистематизированного нормативного материала и в то же время исправления существенных пробелов, противоречий в законодательстве, то есть кодификации, формы систематизации законодательства, результатом которой является - составление нового сводного акта (например, кодекса). Нужно отдать должное новой власти, кодификация была проведена в рекордно короткие сроки в 1922-1923 годах.

  Масштаб и сроки кодификации можно увидеть по принятым основным законодательным актам Р.С.Ф.С.Р. и датам их принятия:

На 3-й сессии IX съезда Советов 26 мая 1922 года был принят первый советский уголовный кодекс. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года вступил в силу с 1 июня1922 года;

Постановление ВЦИК от 25.05.1922 «Об Уголовно-Процессуальном Кодексе» (вместе с «Уголовно-Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.»), определено, что УПК РСФСР вступает в силу с 25 мая 1922 года (обновлен 15 февраля 1923г.);

Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года «О введение в действие Гражданского кодекса РСФСР» где в статье 1 определено, что Гражданский кодекс РСФСР вступает в силу с 1 января 1923 года;

Постановление ВЦИК от 10.07.1923 «О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Гражданским Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.»), определено, что ГПК РСФСР вступает в силу с 1 сентября 1923 года;

Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 01.02.1923 «Об установлении списка узаконений, прекращающих свое действие с введением Земельного Кодекса» Земельный кодекс РСФСР вступает в силу с  1 декабря 1923 г.;

Второй кодифицированный Кодекс законов о труде РСФСР - вступил в силу с 1 января 1923 г. (Первый Кодекс законов о труде РСФСР был принят в декабре 1918г. Его разработкой занимались Наркомат труда и ВЦСПС).

  По мнению доктора исторических наук Д.О.Серова к выше перечисленным законодательным актам Судебной реформы 1922 г следует отнести: Постановление ВЦИК от 11.11.1922 г. о введение в действие «Положения о судоустройстве РСФСР (с Дополнениями и изменениями от 7 июля 1923 г.). Кроме того, к нормативной основе реформы, несомненно, следует отнести: Положения об адвокатуре и о прокурорском надзоре от 25 мая 1922, Положение о народном комиссариате юстиции от 1 февраля 1923., окончательно лишившее Наркомат судебных функций (с 1920 г. закрепленных в компетенции Отдела судебного контроля), а также учредившее Арбитражные комиссии Положение о порядке разрешения имущественных споров государственными учреждениями и предприятиями от 21.09.1922 г.[1]1

11Серов Д.О. Сколько было судебных реформ в истории России? (Опыт историко-правового анализа). Новосибирск, Новосибирский государственный Университетэкономики и управления

Итоги судебной реформы 1922–1923 гг. не могут не впечатлять. В стране, где еще недавно царил правовой хаос и всепроникающая чрезвычайщина, едва ли не в одночасье выкристаллизовывалась строго централизованная, четко выстроенная судебная система, начавшая функционировать на твердой процессуальной основе. Нет также сомнений, что в результате проведения реформы в нашей стране произошло восстановление ветви судебной власти – в той мере, насколько это вообще было возможно в советский период, в условиях доминирования компартии во всех сферах государственной и общественной жизни.12

12 Серов Д.О. Сколько было судебных реформ в истории России? (Опыт историко-правового анализа). Новосибирск, Новосибирский государственный Университет экономики и управления

Следует отметить, что Судебная реформа 1922 г. не только изменила систему судоустройства в России, но и модернизировала судебный процесс. Как было отмечено выше, в 1923 г. были приняты два важных нормативных акта: Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г., обновленный в мае 1923 г., узаконил основные принципы уголовного судопроизводства: гласность, публичность, устное ведение процесса. В соответствии с кодексом суд выносил решение простым большинством голосов, обжалование приговора в апелляционном порядке отменялось и допускалось только в кассационном.

В Гражданско-процессуальном кодексе РСФСР 1923 г. закреплены принципы состязательности и объективности. Суд был обязан устанавливать по любому делу объективную истину, не ограничиваясь представленными сторонами материалами и объяснениями, собирать доказательства по собственной инициативе, т. е. принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела.

Таким образом, анализируя исторические документы, мнения правоведов историков, юристов о революционном преобразовании судоустройственного законодательства советский России с позиции времени, можно сказать, что: именно в Судебной реформе 1922 г. был заложен базис и основы, которые во многом предопределили дальнейшее развитие как советской судебной системы, так, впоследствии, и российской.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: